Тема урока | Центральная Россия: ЭГП, природные ресурсы и условия |
Цель урока | познакомить учащихся с составом, природными ресурсами, населением ЦЭР и его местом в России |
Задачи урока: |
|
– обучающие | дать представление о составе территории, особенностях природных ресурсах, населении, культуре и особенностях формирования русского народа, его современном и интеллектуальном потенциале |
– развивающие | развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, ин терес к предмету. |
– воспитательные | воспитание интереса к предмету, к получению новых знаний, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений. |
Образовательные результаты |
Личностные (Л) | Метапредметные | Предметные |
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе. Развивать интересы учащийся по данной теме Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - структурирование знаний; - преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: -планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; -использование речи для регуляции своей деятельности; -осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами; -организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; -установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы; -умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью | - - давать определения понятиям по тематике урока;
- - раскрывать специфику ресурсов ЦЭР;
- - выявлять особенности природных условий ЦЭР;
- - называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока на карте
|
Тип урока | Комбинированный урок
|
Методы обучения: словесный, наглядный (работа с рисунками, таблицами); практический (поиск информации, работа с учебником, заполнение таблиц); частично-поисковый, проблемный |
|
Организация образовательной среды |
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы |
Информационный материал: учебник Экономическая и социальная география мира» для 9 класса, 2011 года, авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Интернет-ресурсы: Интерактивный материал: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас. | Презентация по теме | Обучение в сотрудничестве | История Биология | Фронтальная (Ф) Парная (П) Групповая (Г) |
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
П | Р | К | Л |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Вводная часть: организационный момент, контроль достижений учащихся. (1-2 минуты) |
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Степана Петровича Крашенинникова (Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки».) «…необходимо знать своё отечество во всех его пределах, знать и изобилие и недостатки каждого места….» Что ж, я желаю вам достичь наилучших результатов на нашем уроке.
| Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Планировать свою деятельность | Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.): Устно отвечают по параграфу: - Особенности ЕСЗ района России
- Самостоятельная работа по карточкам ( Приложение 1)
- Работа учащегося за компьютером по индивидуальному заданию: https://www.supervisited.ru/russia/
| Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф). | Давать определение понятиям: «население», «ЭГП», «территория стран» | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процесседости жения результата в соответствии образцами. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку |
3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.): Послушайте его внимательно стихотворение и скажите, о чем идет речь, о каком регионе нашей страны мы будем говорить? Из глубины веков опять же – Узнать, как становилась Русь, И чтоб Россия стала - краше, Советов... много, соглашусь… Но - становление, известно, С ремесел, промыслов пошло И зарождались повсеместно Их центры, так уж повелось, И превращались в поселенья, В посады, слободы – кустарь Своим трудом и изволеньем Чинил… и ладил инвентарь, Производил, точил, ковал – И сам, известно, продавал… Тянулись к городам дороги, И мы – сегодня… на пороге Открытий… самых разных, И чтоб состыковались пазлы, По древним русским городам Пройти, проехать нужно нам. | Вступая в диалог с учителем; Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее, соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе, строить логическую цепь рассуждений | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока. | Формулируют цель урока | Устанавливают причинно-следственные связи | Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь выражать свои мысли | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности;целеполагание;изучение нового материала;закрепление;первичный контроль и коррекция. (20-25 минут) |
1.Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (20 мин.): Изучение любой территории придерживается определенного плана. Давайте вспомним план характеристики экономического района. 1.Состав В состав Центральной России входят: 1)Центральный район; 2)Центрально-Черноземный;3)Волго-Вятский. Задание: -Используя политико-административную карту и карту Центральной России нанесите субъекты РФ входящие в их состав и запишите их в тетрадь. Проверка записей по слайду. Ответьте на вопросы: - Какой район состоит из 12 областей? -В какой район входит 5 областей? -В состав, какого района кроме областей входят 3 республики? -Назовите крупнейшие города районов. 2. ЭГП Используя карты атласа и дополнительную информацию определите ЭГП района по плану. Результаты представьте в виде схемы. 3.Природные условия Используя карты атласа и дополнительную информацию определите природные условия района. Результаты представьте в виде схемы. 4.Природные ресурсы Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы: Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы: - Каково наличие полезных ископаемых на территории? Приведите примеры
- Где используется такой вид топлива, как торф?
- Каковы особенности лесных ресурсов?
- Приведите примеры почв в центральном районе России
Результаты представьте в виде схемы:
| Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку.
Отвечают на вопросы учителя: -Центральный район -Центрально-Черноземный район -Волго-Вятский район -Центральный - Москва, Волго-ВятскийНижний Новгород, ЦЧР – Воронеж. | Искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; объяснять явления; строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами; уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку |
3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (5 мин.): 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный В) Волго-Вятский Г) Северный 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное Б) столичное В) приграничное 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва 4. Центральная Россия: А) богата природными ресурсами Б) не богата природными ресурсами 5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП
| Выполняют задания в группе
| Строить логическую цепь рассуждений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу); объяснять явления, процессы, связи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
| Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оцени-вать качество и уровень усвоения знаний. | Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы; уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять информацию в письменной и форм | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости, осознавать готовность к самообразованию и самовоспитанию; формировать адекватную позитивную самооценку.
|
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке. - Какова была ваша учебная задача?
- Чему вы научились на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
2. Осуществляет рефлексию: 1.Мне было интересно, когда… 2. Знания, полученные мною на уроке мне пригодятся… 3. Я затруднялся, когда… 3. Задает домашнее задание: Домашнее задание: Обязательно: 1.§ 37 2. заполнить контурную карту по 3 районам По желанию: 3. Сообщение по теме: золотое кольцо России | Отвечают на вопрос, заканчивают предложения. Записывают домашнее задание в дневник. | Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме. | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме | Формировать адекватную позитивную самооценку |