Центральная Россия: ЭГП, природные ресурсы и условия
план-конспект урока по географии (9 класс)

Хайруллина Диана Ильдаровна

Конспект урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentralnaya_rossiya.docx104.13 КБ
Файл tsentralnaya_rossiya.pptx891.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Центральная Россия: ЭГП, природные ресурсы и условия

Цель урока

познакомить учащихся с составом, природными ресурсами, населением ЦЭР и его местом в России

Задачи урока:

– обучающие

    дать представление о составе территории, особенностях природных ресурсах, населении, культуре и особенностях формирования русского народа, его современном и интеллектуальном потенциале

– развивающие

развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, ин терес к предмету.

– воспитательные

воспитание интереса к предмету, к получению новых знаний, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений.

Образовательные результаты

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные

Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе.

Развивать интересы учащийся по данной теме Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- структурирование знаний;

 - преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст);

 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

-планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

-использование речи для регуляции своей деятельности;

-осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами;

-организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

-установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы;

-умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью

  •  - давать определения понятиям по тематике урока;
  • - раскрывать специфику ресурсов ЦЭР;
  • - выявлять особенности природных условий ЦЭР;
  • - называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока на карте

Тип урока

Комбинированный урок

Методы обучения: словесный,  наглядный (работа с рисунками, таблицами); практический (поиск информации, работа с учебником, заполнение таблиц);  частично-поисковый, проблемный

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

учебник  Экономическая и социальная география мира» для 9 класса, 2011 года, авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

 Интернет-ресурсы:

Интерактивный материал:

учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас.

Презентация по теме

Обучение в сотрудничестве

История

Биология

Фронтальная (Ф)

Парная (П)

Групповая (Г)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

П

Р

К

Л

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, контроль достижений учащихся. (1-2 минуты)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.):

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Степана Петровича Крашенинникова (Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки».) «…необходимо знать своё отечество во всех его пределах, знать и изобилие и недостатки каждого места….» Что ж, я желаю вам достичь наилучших результатов на нашем уроке.

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Планировать свою деятельность

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Проявлять устойчивый познавательный интерес

2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.):

Устно отвечают по параграфу:

  1. Особенности ЕСЗ района России
  2. Самостоятельная работа по карточкам   ( Приложение 1)
  3. Работа учащегося за компьютером по индивидуальному заданию:  https://www.supervisited.ru/russia/

Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф).

Давать определение понятиям:

«население», «ЭГП», «территория стран»

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процесседости

жения результата в соответствии образцами.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку

3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.):

Послушайте его внимательно стихотворение и скажите, о чем идет речь, о каком регионе нашей страны мы будем говорить?

Из глубины веков опять же – Узнать, как становилась Русь, И чтоб Россия стала - краше, Советов... много, соглашусь… Но - становление, известно, С ремесел, промыслов пошло И зарождались повсеместно Их центры, так уж повелось, И превращались в поселенья, В посады, слободы – кустарь Своим трудом и изволеньем Чинил… и ладил инвентарь, Производил, точил, ковал – И сам, известно, продавал… Тянулись к городам дороги, И мы – сегодня… на пороге Открытий… самых разных, И чтоб состыковались пазлы, По древним русским городам Пройти, проехать нужно нам.

Вступая в диалог с учителем;

Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

строить логическую цепь рассуждений

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Проявлять устойчивый познавательный интерес

4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока.

Формулируют цель урока

Устанавливают причинно-следственные связи

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь выражать свои мысли

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности;целеполагание;изучение нового материала;закрепление;первичный контроль и коррекция. (20-25 минут)

1.Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (20 мин.):

Изучение любой территории придерживается определенного плана. Давайте вспомним план характеристики экономического района.

1.Состав

В состав Центральной России входят: 1)Центральный район; 2)Центрально-Черноземный;3)Волго-Вятский.

Задание: -Используя политико-административную карту и карту Центральной России нанесите субъекты РФ входящие в их состав и запишите их в тетрадь.

 Проверка записей по слайду. 

Ответьте на вопросы: - Какой район состоит из 12 областей? -В какой район входит 5 областей? -В состав, какого района кроме областей входят 3 республики?

-Назовите крупнейшие города районов.

2. ЭГП

Используя карты атласа и дополнительную информацию определите ЭГП района по плану.

Результаты представьте в виде схемы.

3.Природные условия

Используя карты атласа и дополнительную информацию определите природные условия района.

Результаты представьте в виде схемы.

4.Природные ресурсы

Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:

Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:

  1. Каково наличие полезных ископаемых на территории? Приведите примеры
  2. Где используется такой вид топлива, как торф?
  3. Каковы особенности лесных ресурсов?
  4. Приведите примеры почв в центральном районе России

Результаты представьте в виде схемы:

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопросы учителя: -Центральный район -Центрально-Черноземный район -Волго-Вятский район -Центральный - Москва, Волго-ВятскийНижний Новгород, ЦЧР – Воронеж.

Искать и выделять необходимую информацию;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическую цепь рассуждений;

объяснять явления;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

использовать речь для регуляции своей деятельности;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами;

уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку

3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (5 мин.):

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный             Б) Центрально-Чернозёмный

В) Волго-Вятский            Г) Северный

2. Центральная Россия имеет ….. положение

       А) периферийное     Б) столичное    В) приграничное

 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

       А) Украина    Б) Беларусь    В) Молдавия      Г) Литва

4. Центральная Россия:

      А) богата природными ресурсами      Б) не богата природными ресурсами

5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

     А) природные условия    Б) полезные ископаемые   В) ЭГП  

Выполняют задания в группе

1

2

3

4

5

Г

БВ

АБ

Б

АБ

Строить логическую цепь рассуждений;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу);

объяснять явления, процессы, связи;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оцени-вать качество и уровень усвоения знаний.

Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью;

уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять информацию в письменной и форм

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости,

осознавать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

формировать адекватную позитивную самооценку.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги урока:

отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?

2. Осуществляет рефлексию:

1.Мне было интересно, когда…

2. Знания, полученные мною на уроке мне пригодятся…

3. Я затруднялся, когда…

3. Задает домашнее задание:

Домашнее задание:
Обязательно:
1.§ 37
2. заполнить контурную карту по 3 районам
По желанию:
3. Сообщение по теме: золотое кольцо России

Отвечают на вопрос, заканчивают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку

Приложение 1

1.

лоло.png

2. а.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…необходимо знать своё отечество во всех его пределах, знать и изобилие и недостатки каждого места….»

Слайд 3

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Слайд 4

Задачи урока: Продолжить формирование представлений и знаний об экономических районах России. Рассказать о составе, размерах территории и ЭГП Центральной России. Разобрать природные условия и природные ресурсы региона.

Слайд 5

План изучения экономического района или региона: 1.Состав района 2.ЭГП района 3.Природные условия и ресурсы. 4.История хозяйственного освоения 5.Население и трудовые ресурсы 6.Хозяйство 7.Внешнеэкономические связи 8.Проблемы и перспективы развития

Слайд 6

Центральный район Москва Волго-Вятский район Центрально- Черноземный . район В состав Центральной России в ходят три экономических района:

Слайд 7

Вывод: - Какой район состоит из 12 областей? -В какой район входит 5 областей? -В состав, какого района кроме областей входят 3 республики? -Назовите крупнейшие города районов.

Слайд 8

ЭГП. План – характеристика экономико-географического положения Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Соседние районы, государства. Положение относительно топливно-энергетических и сырьевых баз страны. Положение относительно транспортных магистралей. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики региона.

Слайд 9

1. Расположен в центральной части Русской равнины на пересечении транспортных путей : з-в , с-ю (здесь проходил древний путь «из варяг в греки». Положение района на территории страны - пограничное и центральное. 2. Соседние районы: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг. 3. На западе граничит с Украиной и Белоруссией. 4. Удобно расположен к энергетическим и сырьевым базам(Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ). 5. У района нет прямого выхода к морям, но Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы обеспечивают выход к 5 морям. Центральная Россия- это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая представлена всеми видами транспорта. Вывод: район имеет выгодное экономико-географическое положение. Экономико-географическое положение Центральной России.

Слайд 10

.

Слайд 11

Природные условия Рельеф – равнинный. Климат умеренно –континентальный. Природные зоны – тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи. Крупные реки - Волга, Ока, Дон, Воронеж, Днепр, Вятка, Цна . Почвы - от подзолистых и дерново-подзолистых (на севере) до черноземов (на юге).

Слайд 12

Природные ресурсы Минеральные ресурсы ( не богаты , Подмосковный буроугольный бассейн; строительные материалы: песок, глина; химическое сырье: соль, фосфориты; бокситы- сырье для пр-ва алюминия. Важное значение имеет крупное месторождение ж/р – КМА) Водные ресурсы – крупные реки (имеется выход к Балтийскому, Белому, Азовскому, Черному, Каспийскому морям) Земельные – плодородные почвы Лесные ресурсы – таежные леса

Слайд 13

1 . Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный В) Волго-Вятский Г) Северный 2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное Б) столичное В) приграничное 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва 4. Центральная Россия: А) богата природными ресурсами Б) не богата природными ресурсами 5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП Правильные ответы: ПРОВЕРЬ СЕБЯ… 1 2 3 4 5 Г БВ АБ Б АБ

Слайд 14

«…необходимо знать своё отечество во всех его пределах, знать и изобилие и недостатки каждого места….» 1.Мне было интересно, когда… 2. Знания, полученные мною на уроке мне пригодятся… 3. Я затруднялся, когда…

Слайд 15

Домашнее задание: Обязательно: 1.§ 37 2. заполнить контурную карту по 3 районам По желанию: 3. Сообщение по теме: золотое кольцо России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центральная Россия (ЭГП, природные условия и ресурсы)

Цел            Цель урока: -Дать знания о составе, особенностях ЭГП района...

Особенности природы России и природные ресурсы.

Особенности природы России и природные ресурсы....

Тема: «Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы»

Урок по теме: "Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы" задуман как урок практикум. Учащиеся выполняют работу в группах по инструктивным карточкам и оформляют в тетради опорный конспек...

Урок: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки

Урок:  Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Разработка урока к курсу "Коммерческая география России" 10-11 класс...

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"...

Ссылка на видео урок по теме "Дальний Восток. Характеристика природных ресурсов и условий"

Урок в группе ОП-9-6 (специальность 190703 "Организация перевозок и управление на транспорте") ГБПОУ "Технический коллеж им. В.Д. Поташова". Урок - изучение нового материала. Преподаватель - Асадулина...

Урок географии по теме «Центральная Россия. Состав, ЭГП, природные ресурсы» 9 класс

Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной Рос...