Контрольно-оценочная деятельность педагога
учебно-методический материал по географии

Потапова Ирина Леонидовна

В статье представлены методологические основы контрольно-оценочной деятельности учителя.Собственные разработки Тренингов по географии, предназначенных для проверки знаний учащихся и эталоны ответов к ним для разных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-otsenochnaya_deyatelnost_pedagoga.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Контрольно-оценочная деятельность педагога.

Потапова И.Л. учитель географии

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка – необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

"Оценка" и "Отметка"

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо;

Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:

Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Функции отметки:

- контролирующая (на каком уровне усвоен материал);

- стимулирующая

- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);

- уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);

- карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);

- регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

-многочисленные "малые формы оценки" в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;

- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.

Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях

Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

Средства контроля

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо устно отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий ученик чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослушивает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализируется.

Письменные и графические работы можно контролировать как простейшими, так и более сложными техническими и электронными средствами.

Простейшие средства контроля— это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на которой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 варианта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести кружком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Затруднения в проведении, проверке, оценке знаний, которые испытывают преподаватели при применении традиционных способов контроля усвоения знаний, частично или полностью можно устранить при использовании средств программированного контроля. С внедрением в педагогический процесс компьютеров, программированный контроль получил новый, мощный импульс и сегодня широко используется. Экономия времени, простота разработки методов, высокая эффективность, четкая постановка вопросов – таков неполный список преимуществ программированного контроля.

Заключение

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным.

Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .

Кроме этого если:

- процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению "процентомании";

- при текущем контроле будут созданы комфортные для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;

- при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности учащимся будут заранее предъявляться "открытые" требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;

- в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;

- процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника

Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся

Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году, показывает диапазон навыков и умений.

Выставляя оценку, хочется, чтобы главное - это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Права и обязанности учителя

Учитель имеет право:

· иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

· самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся;

· получать квалифицированную методическую помощь со стороны администрации школы в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Учитель обязан:

· соблюдать основные принципы 10-балльного обучения;

· соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся;

· работать над формированием у учащихся учебных действий контроля и оценки;

· оценивать не только знания, умения и навыки по учебным предметам, но также уровень развития учащихся, а также степень проявления ими творчества и инициативы;

· фиксировать динамику обученности и развития ученика только относительно его собственных достижений и возможностей;

· доводить до сведения родителей результаты учебной деятельности учащихся, своевременно информировать о возникающих трудностях в усвоении учебного материала.

Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся.

При контроле используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: наблюдение, пользование книгой, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактические тесты, индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности и самостоятельности. Целесообразно проводя наблюдение учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с их темпераментом, возрастом, полом, интересом к учебе, отношением к собственным успехам. Результаты наблюдений учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Самым большим недостатком данного метода является большая доля субъективизма и интуиции.

Пользование книгой как метод проверки знаний и умений учащихся, чаще всего применяется при изучении языков и при проверке навыка поиска информации. Проверка последнего чаще всего осуществляется на уроках информатики.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа –небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то

раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время. Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, карт, чертежей, составление программ, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний. На сегодняшний день, данный метод контроля является наиболее современным и жизнеспособным.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками. Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Преимущества тестового контроля – объективность. Этот вид контроля снимает субъективизм эксперта – учителя, который имеет место в других методах.

Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.

Первый уровень – вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно – неправильно», или тестами с выборочными ответами.

Второй уровень – вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.

Третий уровень – вопросы на применение знаний при решении нетиповой или измененной задачи. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним.

Четвертый уровень – вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу. Представляются также, как и вопросы третьего уровня.

Чтобы разнообразить формы и методы оценивания знаний учащихся, я придумала тренинги.

Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Проведение контрольных работ в моей педагогической практике не прижилось, но в конце изучения темы знания учащихся необходимо проверять, поэтому наряду с тестами, я использую тренинги. Некоторые хочу здесь представить.

Тренинг

 Равнины мира.

Задание: перечисленные ниже равнины распределите по материкам и по высоте : плоскогорье Декан, Великие равнины, Прикаспийская, 0-200 м ,Евразия, Бразильское плоскогорье, Индо-Гангская низменность, Менее 0 м, Великая Китайская, Амазонская низменность, Южная Америка, Восточно-Европейская, Более 500 м, Среднерусская возвышенность, Центральные равнины, Северная Америка, Среднесибирское плоскогорье, 200-500 м, Западно-Сибирская.

Вариант 1

Континент

Название равнины

Средняя высота

Вариант 2

Континент

Название равнины

Низменность

равнина

возвышенность

плоскогорье

Евразия

С.Америка

Ю.Америка

Образец выполненной работы:

Вариант 1

Континент

Название равнины

Средняя высота

Евразия

Великая Китайская

0-200 м

Западно-Сибирская

0-200 м

Среднесибирское

Более 500 м

Восточно-Европейская

0-200 м

Прикаспийская

Менее 0 м

 Декан

Более 500 м

Среднерусская

200-500 м

Индо-Гангская

Менее 0 м

Южная Америка

Амазонская

Менее 0 м

Бразильское

 Более 500 м

Северная Америка

Великие равнины

Более 500 м

Центральные равнины

200-500 м

Образец выполненной работы

Вариант 2

Континент

Название равнины

Низменность

равнина

возвышенность

плоскогорье

Евразия

Индо-Гангская,

Прикаспийская

Великая Китайская,

Восточно-Европейская,

Западно-Сибирская равнина

Среднерусская

Декан,

Среднесибирское

С.Америка

Центральные равнины

Великие равнины

Ю.Америка

Амазонская

Бразильское

Тренинг   «Природа России»

 1 вариант

Задание: распределите перечисленные термины в соответствии с графами таблицы: Холмистая равнина, Фосфориты, Западно-Сибирская равнина ,бурый уголь, Возвышенная равнина ,нефть, Долина гейзеров , железная руда, Водопад Кивач, Русская равнина Оз.Селигер, поваренная соль, Мезозойская складчатость, глауберова соль, Умеренно-континентальный, Васюганье, оз.Чаны, Западно-сибирская плита,  Ладожское оз., Среднесибирское плоскогорье, Онежское оз. , Верхоянский  хребет, Валдайская возвышенность, Плоская равнина, Медные руды, муссонный, Русская платформа, Расчленённый рельеф, морской, Среднесибирское плосогорье, Оловянные руды, оз.Байкал, Альпийская складчатость, вольфрамовые руды, Западно-сибирская плита , графит, Резко-континентальный, оз.Ханка ,Сихотэ-Алинь, Альпийская складчатость, континентальный, Сибирская платформа , Камчатка,п-ов.

Регион

Тектоника

Рельеф

Полезные ископаемые

Климат

Памятники природы


Тренинг   «Природа России»

 2 вариант

Задание: распределите перечисленные термины в соответствии с графами таблицы: Ильменский минералогический заповедник, нефть, Герцинская складчатость ,Кунгурская ледяная пещера, Железная руда, марганцевая руда, Саяны ,медная руда, Ставропольская возвышенность, Старые полуразрушенные горы , хромовая руда,Телецкое озеро,  алюминиевая руда, Мезозойская складчатость ,оз. Таймыр, калийная соль, Урал, Возрожденные горы, ртуть, Убсунурская котловина, Возрожденные горы, Байкальская складчатость, природный газ, Каледонская складчатость,  алюминиевая руда, Влк.Эльбрус,поваренная соль, Влк.Казбек, Каменный уголь, Средневысотные горы,Олово, Горы на северо-востоке России, золото, Альпийская складчатость, Алтай,глауберова соль, Ленские столбы, Асбест, Прикаспийская низменность, Хибины, Молодые высокие горы,апатиты,Кавказ.

Регион

Тектоника

Рельеф

Полезные ископаемые

Памятники природы

Эталон ответа, 1 вариант

регион

тектоника

рельеф

Полезные ископаемые

климат

Памятники природы

Русская равнина

Русская платформа

Холмистая равнина

Фосфориты, бурый уголь, нефть, железная руда

Умеренно-континенталь-ный

Водопад Кивач,

Оз.Селигер,

Ладожское оз.,

Онежское оз.

Западно-Сибирская равнина

Западно-сибирская плита

Плоская равнина

Нефть, газ, поваренная соль, глауберова соль

Континенталь-ный

Васюганье

Оз.Чаны

Среднесибирское плосогорье

Сибирская платформа

Возвышенная равнина

Алмазы, золото, алюминиевые руды, железные руды

Резко-континенталь-ный

Оз.Байкал

Сихотэ-Алинь

Мезозойская складчатость

Расчленён-

ный рельеф

Оловянные руды, вольфрамовые руды, графит

муссонный

Оз.Ханка

Камчатка,п-ов

Альпийская складчатость

Расчлененный рельеф

Медные руды

морской

Долина гейзеров


Эталон ответа , 2 вариант

Регион

Тектоника

Рельеф

Полезные ископаемые

Памятники природы

Урал

Герцинская складчатость

Старые полуразрушенные горы

Железная руда, марганцевая руда, медная руда,

 хромовая руда, алюминиевая руда, калийная соль

Ильменский минералогический заповедник

Кунгурская ледяная пещера

Каказ

Альпийская складчатость

Молодые высокие горы

Полиметаллы,

Вольфрамовые руды, молибденовые руды, нефть

Влк.Эльбрус

Влк.Казбек

Алтай

Герцинская складчатость

Возрожденные горы

Ртуть,железная руда

Телецкое озеро

Саяны

Байкальская, каледонская складчатость

Возрожденные горы

Асбест, апатиты,

Железная руда, алюминиевая руда

Убсунурская котловина

Горы на северо-востоке России

Мезозойская складчатость

Средневысотные горы

Каменный уголь,

Олово, золото,

Ленские столбы

«Экономические районы России»

3 вариант

Задание: распределите перечисленные термины в соответствии с графами таблицы: Новокуйбышевский Н П З ,Центральный,  топливная ,Воркута , Северо-Западный, Москва , химическая , «Уралмаш»,Дальневосточный, Саранск , «Дальрыба»,Волго-Вятский, Печорский угольный бассейн ,Пищевая промышленность ,ОАО»Дон»,Японское море и Петропавловск-Камчатский , Шинный завод, Северо-Кавказский, Екатеринбург , Морской транспорт ,Поволжский, Саранский молочный комбинат ,Киров ,Северный, сельскохозяйственное машиностроение, Рыбная ,Уральский, К А М А З, «Трехгорная мануфактура»,Ростов на Дону, нефтеперерабатывающая ,Выборг и  Санкт-Петербург, Новокуйбышевск, автомобилестроение ,Тяжелое машиностроение ,Набережные Челны, текстильная, Балтийский флот.

Предприятие

Отрасль промышленности

Экономический

центр

Экономический район

Эталон ответа

3 вариант

Предприятие

Отрасль промышленности

Экономический

центр

Экономический район

«Трехгорная мануфактура»

текстильная

Москва

Центральный

Балтийский флот

Морской транспорт

Выборг и  Санкт-Петербург

Северо-Западный

«Дальрыба»

Рыбная

Японское море и

Петропавловск-Камчатский

Дальневосточный

Шинный завод

химическая

Киров

Волго-Вятский

Новокуйбышевский

Н П З

нефтеперерабатывающая

Новокуйбышевск

Поволжский

Печорский угольный бассейн

топливная

Воркута

Северный

«Уралмаш»

Тяжелое машиностроение

Екатеринбург

Уральский

ОАО «Дон»

Сельскохозяйственное машиностроение

Ростов на Дону

Северо-Кавказский

Саранский молочный комбинат

Пищевая промышленность

Саранск

Волго-Вятский

К А М А З

автомобилестроение

Набережные Челны

Поволжский

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

2. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5. Оценки выставляются за:

- устные ответы при индивидуальной проверке,

- за выполнение практической работы,

- при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,

- за исправления, дополнения ответов другими учащимися,

- за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6. Что проверять?

-Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.

- Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

- При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.

8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.

10. При анализе ответа учитель определяет:

-все ли изложил ученик,

- сколько ошибок было, какие это были ошибки,

- какие были сделаны неточности,

- правильно ли понят учебный материал,

- знает ли ученик определение понятий,

- умеет ли объяснять связи и зависимости,

- дословно пересказывает материал или переосмыслил его,

- умеет ли выделять главное,

- оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,

- логично, последовательно излагать материал.

- насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,

- нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.

- умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им

11. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, к/карты

13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ

17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.

18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы.

19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.

21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.

23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

24. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

25. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

Нельзя выставлять отрицательную оценку:

1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.

2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.

3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.

4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.

5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.

6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.

7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.

8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.

9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.

10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

качественный анализ "+"

 мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;

 мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим "вчерашним";

 мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;

 мы не всегда сразу поставим "неуд." за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.

качественный анализ "-"

 всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;

 не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;

 не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;

 не находим времени поговорить с ученикам об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;

 почему-то не все согласились с тем, что комментарий отметок обязателен.

Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

- Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают "чудес". Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.

- Оценки и отметки - важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

- Оценки и отметки - важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.

Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к "замеру", в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень " оценочной прикидки". Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.

Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:

- если он понял, что от него требуют;

- если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;

- если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

http://gymnasium.pruzhany.by/семинар-тренинг-контрольно-оценочна/

https://www.n-asveta.by/dadatki/2019/voitovich.pdf

https://schs1249.mskobr.ru/files/-оценивания%20по%20ФГОС.pdf

Литература.

1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов.- СПб., 1994.- 32 с.

2. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение / И.Н. Гулидов.- М.: Форум, 2005.

3. Ершов А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин // Информатика и образование.- 1995.- № 1.- C. 3-19.

4. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хенер.- М.: Академия, 2007.- 622 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочная деятельность на уроке математики

Применение различных видов контрольно-оценочной деятельности на уроках математики...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Создание мультимедийных презентаций, как одна из форм контрольно-оценочной деятельности обучающихся

Материал содержит статью и презентацию. Рассматривается виды мультимедийных презентаций и их методы применения в процессе обучения....

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...

Доклад к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

       Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер ...

Презентация к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.

         Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...