Доклад к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"
статья на тему
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_yanvar_2019.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кочуновская ООШ
Педсовет№3, 15.01.2019.
Контрольно-оценочная деятельность педагогов-
условие успешной итоговой аттестации обучающихся
Цель педсовета: оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными оценочными технологиями.
Задачи педсовета:
1.Выстраивание ориентиров изменения системы оценивания в связи с требованиями ФГОС.
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах контрольно-оценочной деятельности.
3.Формирование мотивации педагогического коллектива к использованию различных форм и методов оценивания учащихся, повышающих эффективность обучения.
4.Определение степени соответствия существующей системы оценивания в нашей школе требованиям ФГОС.
Ход педсовета
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о системе оценки качества образовательного результата. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Ситуации из жизни: Ученики выполнили проверочную работу. Одному учитель поставили «4», а другому при том же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», жалуется маме на придирчивого учителя. В школу к одному из учителей пришла мама одного из учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». Конечно, наверно каждый из Вас встречался с такими ситуациями. Ученики и родители обижаются на учителей на «неправильно» выставленную отметку, а учителя - на «плохо подготовленных» учеников. Причина таких ситуаций понятна всем: несовершенная система оценивания в российской школе. Сегодня на педсовете мы попытаемся объяснить, что изменилось в системе оценивания сейчас, в связи с реализацией ФГОС
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики. Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать. Сегодня в подходе к оценке учебных результатов намечается определенный сдвиг. Упор переносится с внешней оценки на самооценивание, участие ученика не только в получении результата, но и в его анализе. Органы управления образованием зачастую определяют, хорошая или плохая школа, по наличию или отсутствию в ней «хорошей» документации. А с точки зрения большинства родителей того времени, хорошая школа — это та ОО, из которой в «сильные» вузы поступало больше всего выпускников. Во многом эти представления существуют и сегодня.
Недостатки существующей до ФГОС контрольно-оценочной системы:
- ориентация в контрольно-оценочной деятельности школы на «знаниевую» сторону образования, на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, умения действовать по извне заданному алгоритму;
- отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков; - отсутствие целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
- контрольно-оценочный механизм оставался целиком и исключительно в руках педагога и был направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
- «субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания; многие преподаватели использовали оценку в качестве дисциплинарной меры, либо как средство принуждения;
- формализм в проведении итоговой аттестации, ориентированной на достаточно «узкий» результат образования современных школьников;
- подведение итогов обученности школьников по совокупности текущих, имеющих высокий уровень субъективизма, отметок, что не отражало подлинности результатов, не давало возможности учитывать действительную динамику учения и обучения.
Кроме этого традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, не могла обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя было использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования.
Решение проблемы потребовало целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.
Документы, описывающие современную систему оценивания
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС начального общего образования (утвержден
Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования» 6. ФЗ- № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012года
ФГОС направил педагогическое сознание к новым образовательным ценностям, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию тьютора, посредника либо сотрудника в его учебной деятельности.
Эти трансформации были укоренены и осмыслены настолько, что язык зафиксировал их, разделив «обучение» на «преподавание» учителя и «учение» обучающегося, которому отдан безусловный приоритет. Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится; вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности; компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением». Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Новые федеральные образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Оцениванию в документах ФГОС уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
ФГОС НОО:
В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой чѐткие критериальные основания.
В пункте 8 говорится, что на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» в пункте 11 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной компетентностью ученика и предполагают:
« – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности.
В разделе 3 «Требования к структуре основной образовательной программы начального образования» в пункте 19.9
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам.
«В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)».
ФГОС ООО:
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подобным образом описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию.
В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение».
Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания.
Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.
Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах: формирующее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.
А) Формирующее оценивание.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.
В процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя обучающихся на достижение максимально возможного уровня. Обучающиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделяют с педагогом ответственность за собственное образование.
Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост»
Б) Итоговое оценивание
Итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание
- это внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся. Оно проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Оно позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чѐтко определѐнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов
Выводы:
- Педагогам школы нужно помнить, что нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не следуют рекомендации и коррекционная работа для конкретного ученика.
- Оценивание может быть только критериальным.
- Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка. Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио.
- Оценка динамики образовательных достижений учащихся должна проводиться регулярно. Начиная со стартовой диагностики (на этапе приема в школу) и заканчивая итоговой, позволяющей сделать заключение об уровне развития ученика и его готовности к продолжению образования на следующей ступени.
Решение педсовета:
Педагогическим работникам:
- предъявлять к ответам учащихся высокие требования, выполнение которых последовательно контролировать и оценивать; умело использовать оценки и отметки в целях развития личности учащихся
- дифференцировать подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
- контроль и оценивание строить на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;
- осуществлять оценивание так, чтобы самоконтроль и самооценка учащегося предшествовали контролю и оценке сверстников и учителя.
- при разработке учебно-тематического планирования, рабочих программ, поурочного планирования продумывать контрольно-оценочную деятельность
Руководителям ШМО
- включить в план деятельности объединений на следующий учебный год изучение теоретических основ оценочной деятельности (методический сборник «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке»),
- организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки качества образовательного результата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности
Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...
Инновационная деятельность - как условие успешности педагога
Выступление на РМО учителей физики....
Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей....
Презентация к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...
Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...
Доклад на педсовете «Формы познавательной деятельности обучающихся и практическое их применение».
Доклад на педсовете «Формы познавательной деятельности обучающихся и практическое их применение»....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Почитала, совершенно согласна
Почитала, совершенно согласна.