Выступление по теме: "Работа с учебником в 5 классе как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных удд".
материал по географии
Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.
Моим помощником в учебном процессе является учебник для общеобразовательной организаций: География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. Серия: Полярная звезда
Систематическая работа с текстом учебника создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Работа с учебником"" | 22.48 КБ |
Презентация "Работа с учебником"." | 297.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с учебником в пятом классе – как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных УУД.
Моя задача, как и задача любого учителя– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому, я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности, с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии. К сожалению, у учителей не всегда имеется возможность выхода в интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда главным помощником становится учебник. Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков.
По мнению известных педагогов Д.Д. Зуева, М.Н. Скаткина, И.Д. Зверева и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся. Задача географического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.
Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе. При этом они не материализуют учебный материал в полном объеме, а лишь могут детализировать, дополнять, эмоционально окрашивать материал, но охватить все содержание не могут.
Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.
Моим помощником в учебном процессе является учебник для общеобразовательной организаций: География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. Серия: Полярная звезда
Систематическая работа с текстом учебника создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении географии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе для 5 класса, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу.
В ходе обучения географии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся;
- поставь вопросы к данному абзацу;
- ответь на поставленный вопрос, используя текст абзаца
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
- создай таблицу, схему (сверни информацию) ...;
Важной задачей является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
- Запишите тему, выделите ключевые слова.
- Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
- Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
- Приведите примеры.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
- поиск лишнего;
- “логические цепочки”;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока
Тема «Как люди открывали Землю»
1. Мотивация к учебной деятельности
Постановка проблемного вопроса:
Посмотрите на шмуцтитул на стр. 9. Кто изображен на этой странице? Подумайте, что объединяет этих людей?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели
- Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
Первые представления о Земле и ее форме складывались постепенно. В начале они были очень далеки от современных.
Какие из представлений древних людей вам известны?
Почему эти представления о Земле поменялись?
УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Развитие географических знаний человека о Земле имеет длительную историю и связано с многочисленными открытиями и путешествиями. Знания о Земле, её природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались веками. Учёные со всех уголков мира накапливали материалы своих наблюдений и открытий. А как именно формировалась картина современного мира расскажите мне вы.
Задание:
Используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам)
1 вариант – с. 10-12
2 вариант – с. 13-14
3 вариант – с. 14-15
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста,
Как люди открывали Землю
Имя путешественника или учёного | Годы или век открытия | Сделанное открытие |
4. Закрепляющее задание.
Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника.
УУД: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...
2) Больше всего мне понравилось...
3) Самым интересным сегодня на уроке было...
4) Самым сложным для меня сегодня было...
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял...
7) Сегодня я научился...
8) Сегодня я задумался....
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.
Вывод:
Учебник- не заменимый помощник в учебном деле. Благодаря ему, происходит овладение учащимися познавательных универсальных учебных действий, создается возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться учениками.
Работу с учебником можно применять как для первоначального самостоятельного изучения темы школьниками, так и при закреплении изученного материала. Но стоит помнить, что даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег
«Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся». Выдающийся педагог: Михаил Николаевич Скаткин
ФГОС ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА География 5-6 классы Учебник для общеобразовательных организаций Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Авторы: Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.
Некоторые приемы работы с текстом учебника: •найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...; •уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся; •поставь вопросы к данному абзацу; •ответь на поставленный вопрос, используя текст абзаца •расскажи по опорным словам (разверни информацию); •заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...; • с оздай таблицу, схему (сверни информацию) ...; •создай кроссворд •создай тест
Алгоритм составления схемы: •Запишите тему, выделите ключевые слова. •Найдите основные разделы текста, дайте им названия. •Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). •Приведите примеры.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: • поиск лишнего; • “логические цепочки”; • хитроумные решения; • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) • составление и распознавание диаграмм;
1. Мотивация к учебной деятельности Постановка проблемного вопроса: Посмотрите на шмуцтитул на стр. 9. Кто изображен на этой странице? Подумайте, что объединяет этих людей?
2. Формулирование темы урока, постановка цели Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
3. Изучение нового материала Задание: используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам) 1 вариант – с. 11-12 ; 2 вариант – с. 13-14; 3 вариант – с. 14-15
Как люди открывали Землю Имя путешественника или учёного Годы или век открытия Сделанное открытие
Закрепляющее задание: Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми"
Выступление по теме "Работа с одарёнными детьми" на семинаре директоров школ Кожевниковского района, декабрь 2011...
выступление на тему: Работа с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми в школе...
Выступление по теме "Работа с детьми с ОВЗ: создание специальных условий".
Доклад-презентация к педсовету о работа психолого-педагогической службы, работе психолога с детьми с ОВЗ, создании необходимых специальных условий....
Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».
Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....
Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми".
Отмечены основные моменты на которые, необходимо обратить внимание педагогам, при работе с одарёнными детьми....
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...