Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми".
методическая разработка по математике (5 класс)
Отмечены основные моменты на которые, необходимо обратить внимание педагогам, при работе с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi_po_matematike_doklad.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми по математике.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»
Пойа.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей. Именно в школе должны закладывать основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребёнка»; уделяла больше внимание отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только интерес к определённым наукам, увлечённых ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одарённость и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребёнка, определёнными как креативность. Креативность может проявиться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. И тогда одарённость можно рассматривать как стечение трёх характеристик:
- интеллектуальных способностей (выше среднего уровня);
- креативности;
-настойчивости.
Специальные исследования школьников позволяют видеть группы детей, отличающихся уровнем развития интеллекта и креактивности. Что же понимается под термином «одарённость» в обыденной жизни? Для меня одарённые дети, это те дети, которым мало того, что предлагают школьные учебники, уроки, школьная жизнь.
Мал объём академических знаний на страницах учебника, мало эмоций при получении знаний на уроке и мало творчества в образовательном процессе. И я своей задачей считаю восполнение этих недостач. Работа с одарёнными детьми требует прежде всего постоянной и кропотливой работы над собой. Приходится учиться самой: осваивать новые для себя разделы математики; знакомиться с исследовательскими работами; новыми проектами; т.е. не терять способность добывать и применять новые знания. Итак, работа с одарёнными детьми – это сложный, никогда не прекращающийся процесс, который требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, сотрудничества с психологом, другими учителями.
Работа с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одарённых детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовате-
льская работа);
- создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Внеурочная деятельность является неотъемленной частью моей работы с одарёнными детьми. Цель этой работы – активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей.
Внеурочную деятельность строю с учётом возрастных особенностей учащихся. Учащиеся 5-6 классов уделяю особое внимание, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. Ученикам 5-6 классов предлагаю обучение в МетаШколе, организую участие во Всероссийском «Молодёжном математическом чемпионате», приглашаю к научно-исследовательской работе, веду занятие кружка «Математика вокруг нас».
У учащихся 7-8 классов предлагаю развивать устойчивый интерес к математике с помощью факультативных занятий (факультатив «Симметрия в орнаментах, бордюрах, партерах, и замощениях».)
Дети продолжают обучение в «МетаШколе», впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, в дистанционной олимпиаде по математике от центра поддержки одарённых детей, занимаются исследовательской деятельностью, успешно выступают на Всероссийском «Математическом чемпионате» и решают задачи «Олимпуса».
Учащиеся 9-11 классов требуют профильного обучения. На факультативных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы, а также осваивают новые методы решения как стандартных, так и нестандартных задач. Научно-исследовательская работа приобретает у старшеклассников особый смысл. Они самостоятельно добывают необходимые данные, работают с различными источниками информации, проводят анализ, подтверждают теоретические материалы экспериментальными методами и всё это направлено на достижение конкретного результата - получение высокого балла на ЕГЭ и возможности учиться в избранном ВУЗе.
Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы. Необходимым условием деятельности является методическое обеспечение работы с одарёнными детьми, т.е. разработка программ:
- Кружка «Математика вокруг нас» на основе материалов математического кружка для учащихся 5-7 классов «МетаШкола».
- Элективного курса 10-11 классов «Школьная математика с точки зрения высшей математики».
- Факультативного кружка для 7 классов «Симметрия в орнаментах, бордюрах, партерах, и замощениях».
- Подготовка к ЕГЭ по математике;
А также наличие литературы, публикаций по теме; изучение опыта других учителей.
В своей деятельности я использовала следующие формы работы:
- олимпиады;
- элективные курсы, творческие выставки, организованные как репортаж с уроков: «А у нас – симметрия…» в 6 классе, где представлены работы учащихся; «Взгляд с 11 этажа на математику» в 11 классе рассуждение старшеклассников в форме эссе на роль, важность математики в жизни человека;
- предметный кружок «Математика вокруг нас»;
- исследовательские работы;
- факультативы;
- конкурсы различного уровня;
- многообразие форм на уроках: разноуровневые задания, творческие задания, практические работы, игры.
Про игру на уроке математики и вне урока хочется сказать особенно. Когда-то, мы очень много внимание уделяли игре, потом позабылась эта форма, а ведь игра, как способ раскрытия и развития познавательных способностей учащихся нужна не только первокласснику, но и умудрённому опытом выпускнику. Игра обостряет ощущения, тренирует память, развивает воображение, мышление, внимание. Игра для учащихся 5 и 11 классов «Математика с аппетитом».
- особенные первые уроки по предметам (в 5 классе; в 7 классе алгебра, геометрия; в 10 классе геометрия) использую замечательные книги Я.И.Перельман «Занимательные задачи и опыты», В.Левшин и Эм.Александрова «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре». Всё перечисленное не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одарённых детей в массовой школе. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, т.к. продолжается жизнь и в ней появляется всё новые таланты, как детские, так и учительские.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми"
Выступление по теме "Работа с одарёнными детьми" на семинаре директоров школ Кожевниковского района, декабрь 2011...
выступление на тему: Работа с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми в школе...
Выступление по теме "Работа с детьми с ОВЗ: создание специальных условий".
Доклад-презентация к педсовету о работа психолого-педагогической службы, работе психолога с детьми с ОВЗ, создании необходимых специальных условий....
Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».
Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....
Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...