Рабочая программа по географии 6 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Майорова Наталия Владимировна

 

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение).Также представлено тематическое планирование-34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_6_klass_geo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 116 имени В.П. Чкалова г. Нижнего Новгорода

Рассмотрено   на заседании.                     Утверждаю                                                                              педагогического совета школы                                                   директор МБОУ ООШ № 116 протокол № 10 от                                          имени В.П.  Чкалова                                                                                  «_30__» августа 2013г.                                                                         ______       В.А. Мусатов    

                                                                                                             «30»     августа         2013 г.                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Ступень обучения (класс) 6 класс, основное общее образование

Количество часов___34__(1 час в неделю)___Уровень базовый

Учитель географии

 Майорова Наталия Владимировна высшая квалификационная категория

               

                                                   

                         Нижний Новгород-2013

Пояснительная записка

          Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
  • Авторская  программа   общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)
  • Примерные программы основного общего образования погеографии
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Учебный план МБОУ ООШ № 116 имени В.П. Чкалова.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности,  а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Федеральный базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Резервное время-3 часа.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю на основании учебного плана школы. Резерв-2 часа, из них 1 час включен в изучение темы «План и карта» и 1 час на корректирование программы.

Количество часов в год - 34

Количество часов в 1полугодии - 16

Количество часов во 2 полугодии-19

Практических работ 27(12-в 1 полугодии и 15- во 2 полугодии)

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

        знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Тематическое планирование.

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

практ.раб.

1.

Введение

1

2.

На какой Земле мы живем

3

2

3.

Земля как планета

2

2

4.

План и карта

6

5

5.

Человек на Земле

2

2

6.

Литосфера-каменная оболочка Земли

5

4

7.

Гидросфера

5

3

8.

Атмосфера

5

5

9.

Биосфера

2

2

10.

Географическая оболочка Земли

2

2

6.

Повторение  изученного

1

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Оценочные итоговые практические работы:

1.Топографический диктант.

2.Определение по карте и глобусу координат, расстояний, направлений.

3.Нахождение на политической карте государств мира и их столиц.

4.Описание по карте гор и нанесение их на контурную карту.

5.Описание по карте равнин и нанесение их на контурную карту.

6.Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных тестовых работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Учебно-методический комплекс.

  1. География. Природа и люди. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, С.Б. Болысов, В.В.Николина) под ред. А.И. Алексеева, М., Просвещение, 2009.
  2. В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М., Просвещение,2011.
  3. В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М., Просвещение, 2009 .
  4. В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М, Просвещение, 2009.
  5. Географический атлас, 6 класс.

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Дополнительная литература

1.Герасимова Т.П.,Н.П.География. Начальный курс. -М.:Дрофа,2007.

2.За страницами учебника географии. -М.:Дрофа,2005.

3.Климанова О.А.География. Землеведение. -М.:Дрофа,2008.

4.Дронов В.П.,Савельева Л.Е.География. Землеведение. -М.:Дрофа,2008.

5.Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс.6 класс.-М.:Просвещение,2005.

     Календарно-тематическое планирование

Название разделов и тем уроков

Часы, дата

Домашнее

задание

Практические работы


1.







2.




3.








4.




5.








6.



7.

8.


9.




10.



11.





12.

13.




14.




15.


16.



17.



18.







19



20.



21.

22.


23.





24.



25.


26.



27.


28.






29.


30.







31.


32.



33.


34.


35.

Введение

География как наука. Значение географических знаний в современной жизни


Тема 1. На какой Земле мы живем

Развитие географической науки от древности до наших дней. Великие гографические открытия.

Современные географические открытия. Источники географической информации



Тема 2. Земля как планета


Земля – планета Солнечной системы.  Форма и размеры Земли


Движения Земли. Распределение тепла и света на Земле



Тема 3. План и карта


Ориентирование на местности. Способы ориентирования.

 План местности.

 Масштаб. Съемка местности.

Географическая карта.

Свойства географической карты



Градусная сетка.

Географические координаты

Определение географических координат, направлений, расстояний.


Тема 4. Человек на Земле

Расселение людей по Земле.

 Расы. Государства на земном шаре



Тема 5. Литосфера

Литосфера – каменная оболочка Земли. Строение литосферы

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Движения земной коры. Вулканы,  землетрясения, гейзеры

Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы


Рельеф Земли. Равнины.


Изменение рельефа. Исследование и охрана литосферы


Тема 6. Гидросфера

Гидросфере – водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы

Мировой океан и его части.

Свойства вод Мирового океана

Воды океана.

Воды суши. Реки.


Воды суши. Озера, болота. Подземные воды. Ледники



Тема 7. Атмосфера

Атмосфера. Состав, строение.


Тепло в атмосфере.


Атмосферное давление и ветер.


Влага в атмосфере. Облака.

 

Погода. Элементы погоды

Климат и климатические факторы


Тема 8. Биосфера


Биосфера. Состав и особенности биосферы

Биосфера – сфера жизни. Почва. Разнообразие флоры и фауны


Тема 9. Географическая оболочка Земли


Географическая оболочка.


Природный комплекс.

Природные зоны Земли


Природные и культурные ландшафты

Повторение изученного.


Резерв

1  







2




       







2











5+1(р)




 
















2






5


















5














5















2








4





параграф 1







параграф 2




параграф 3






параграф 4




параграф 5






Параграф

6 параграф 7

параграф 8

параграф

9



параграф

10



параграф

11

параграф

12




параграф

13


параграф

14

параграф

15


параграф

17


параграф

16






параграф

18


параграф

19

параграф

20

параграф

21

параграф

22




параграф

23


параграф

24

параграф

25


параграф

26

параграф

27





параграф

28

параграф

29






Параграф

30

Параграф

31


Параграф

32


Анализ источников географической информации (обуч)

Составление схемы









«Источники географической информации в нашей жизни» (обуч)




Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». Обозначение на к.к. материков и океанов (обуч)




Составление схемы «Тепловые пояса Земли» (трен)




Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута (обуч)

Топографический диктант (итог)








Определение по карте и глобусу координат, расстояний, направлений (итог)


Чтение карт, космических снимков, аэрофотоснимков (трен)


Определение по карте ареалов распространения основных рас и народов

Нахождение на политической карте государств мира и их столиц (итог)




Изучение свойств горных пород (трен)

Обозначение на к.к. районов землетрясений и вулканизма (трен)

Описание по карте гор и нанесение их на к.к. (итог)

Описание по карте равнин и нанесение их на к.к. (итог)

Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений (тв)








Описание реки, озера по плану (трен)


 Обозначение на к.к. крупнейших рек и озер мира (итог)





Наблюдение за погодой

Определение среднесуточной температуры на основании показаний термометра (тр)

Построение и анализ розы ветров (тр)

Анализ погоды на 2-3 дня (твор). Характеристика климата своей местности.








Составление схемы взаимодействия оболочек Земли






Подготовка сообщения

«Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» (твор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений (авторы А.И.Алексеев В. В.Нико...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...