Рабочая программа внеурочной деятельности по географии
рабочая программа по географии (5 класс)
Программа приспособлена к УМК Климановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_nerazgadannye_tayny_planety_5_klass_2020-2021.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
название программы
«Неразгаданные тайны планеты»
направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
класс 5 класс 34 часа
срок реализации программы: 1 год
учитель Кантерина Н.
Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
«Неразгаданные тайны планеты»
Направление: общеинтеллектуальное
5 класс 34 часа
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Неразгаданные тайны планеты» разработана для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования внеурочной деятельности школьников.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Инструктивно-методическим письмом «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» и «Методические рекомендации по уточнению понятия содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Планом Внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год;
- Планом воспитательной работы ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности:
Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается, как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию естественнонаучного мышления обучающихся 5 классов
Курс внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры. Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- формировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи курса:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
- развитие кругозора учащихся.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательном учреждении
Главной целью организации внеурочной деятельности в ОУ является обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: содействие условий для становления и развития гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.
Введение программы внеурочной деятельности в образовательный процесс создаст условия для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, даст ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Неразгаданные тайны планеты» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ № 348 г. Санкт-Петербурга.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы
Курс разработан для учащихся 5 классов. В 5 классе программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе работы предполагается использование методов активного обучения. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность.
Данная программа предполагает возможность дистанционного обучения. При очно-заочном обучении возможно модульное обучение. Для соблюдения норм СанПина в условиях эпидемиологических ограничений предполагается очная работа с учащимися одного класса и дистанционная работа с учениками других классов.
Основные формы организации занятий:
- проблемный диалог;
- занимательные упражнения (викторины, упражнения, составление карт);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- познавательные игры;
- выполнение творческих заданий;
- информационная работа с дополнительными источниками;
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
- мебель (столы, стулья, классная доска);
- наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
- компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
- желание детей заниматься.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии во внеурочной деятельности обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность, результатом которой являются различного вида проекты:
- Информационные проекты (направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении).
- Исследовательские проекты (предполагают проведение экспериментов и научное описание изучаемых явлений).
- Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований).
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
5 класс
«Неразгаданные тайны планеты»
- Введение. Загадки Вселенной (4 часа).
Вводное занятие. Цели и задачи курса Звёзды. Зодиакальные знаки. Эволюция Солнца. Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий.
Практические задания:
1.Ознакомление с подвижной картой звёздного неба; определение вида звездного неба в любой момент суток произвольного дня года; определение на карте созвездия, туманности, Млечный Путь, Северный полюс мира, Полярную звезду, небесный экватор, эклиптику, положение Солнца на эклиптике; определение зенита и созвездия в зените.
- Земля и её изображение (4 часа).
Форма, размеры Земли. Глобус – модель земли. Сравнительный анализ размеров земли. Градусная сетка. Широта и долгота.
Практические задания:
1. Информационный проект «Размеры небесных тел»
2. Определение координат с использованием карт и глобуса.
- Школа Робинзонов (8 часов)
Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами. Компас. Правила использования. Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. План местности – первая карта. Холмы и впадины. Моделирование неровностей планеты и их изображение на карте. Игра «Путешествие по топографической карте». Ориентирование по карте. Азимут. Ориентирование на местности.
Практические задания:
1.Определение сторон света.
2.Определение расстояния по карте и плану местности в соответствии с масштабом.
3.Составление плана местности пришкольного участка.
4.Практико-ориентированный проект «Моделирование неровностей планеты».
5.Определение объектов на топографической карте, составление недостающих частей.
6.Ориентирование по топографической карте.
7.Ориентирование на реальной местности по условным обозначениям и азимуту.
8.Защита проектов.
- Историческая география (5 часов)
Карты первых путешественников. Игра «По стопам исследователей». Географические топонимы. Современные экспедиции и исследования.
Практические задания:
1.Определение маршрутов путешественников и первооткрывателей.
2.Исследовательский проект «Определение исторического происхождения названий географических объектов».
- Оболочки земли (13 часов)
Земля в разрезе. Из чего состоит планета Земля. Моделирование литосферных плит. Моделирование вулканов. Горные породы и минералы нашей местности. Горы России и мира на карте. Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Тайны Мирового океана. Воды Ленинградской области. Погода и метеорологические наблюдения. Игра «Факты про атмосферу». Проект «Биосфера – 2». Экскурсия «Чудеса света».
Практические задания:
1.Практико-ориентированный проект «Земля в разрезе».
2.Моделирование литосферных плит. Движение коры. Деформация земной коры.
3.Моделирование извержения вулкана.
4.Исследование горных пород и минералов местности Ленинградской области.
5.Презентации «Горы России», «Горы Мира».
6.Информационный проект «Чудеса Мирового океана».
7.Составление экскурсии по выбору.
8.Защита проектов.
Модульный курс «Неразгаданные тайны планеты» в 5 классе
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения урока | Примечание | |
Теория | Практика | ||||
Модуль 1. «Введение. Загадки Вселенной» (4 часа) | |||||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Звёзды. Зодиакальные знаки. Эволюция Солнца. Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий. | 3 | 1 | Очная, с применением технологий ДО | https://infourok.ru/videouroki/1652 |
Модуль 2. Земля и её изображение (4 часа) | |||||
2. | Форма, размеры Земли. Сравнительный анализ размеров земли. Работа над проектом «Размеры небесных тел». Глобус. Градусная сетка. Широта и долгота. Защита проектов. | 2 | 2 | Очная, с применением технологий ДО | https://infourok.ru/videouroki/1922 https://infourok.ru/videouroki/1950 https://infourok.ru/videouroki/1924 https://infourok.ru/videouroki/1925 https://infourok.ru/videouroki/647 Конференция в Zoom. |
Модуль 3.Школа Робинзонов (8 часов) | |||||
2. | Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами. Компас. Правила использования. Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. План местности – первая карта. Холмы и впадины. Работа над проектом «Моделирование неровностей планеты» Игра «Путешествие по топографической карте». Защита проектов. | 2 | 6 | Очная, с применением технологий ДО | https://infourok.ru/videouroki/1957 https://infourok.ru/videouroki/1955 https://infourok.ru/videouroki/651 https://infourok.ru/videouroki/650 https://www.youtube.com/watch?v=TwKNw_eIKJY https://infourok.ru/videouroki/621 Конференция в Zoom. |
Модуль 4.Историческая география (5 часов) | |||||
3. | Карты первых путешественников. Игра «По стопам исследователей». Географические топонимы. Работа над проектом «Определение исторического происхождения названий географических объектов». Современные экспедиции и исследования. Экскурсия в музей РГО. | 1 | 4 | Очная, с применением технологий ДО | https://www.youtube.com/watch?v=NPQ7KG1ScDA https://proza.ru/2015/08/28/1404 Конференция в Zoom. |
Модуль 5.Оболочки земли (13 часов) | |||||
5 | Из чего состоит планета Земля. Работа над моделью «Земля в разрезе». Моделирование литосферных плит. Моделирование вулканов. Горные породы и минералы нашей местности. Горы России и мира на карте. Воды России и Ленинградской области. Работа над проектом. Погода и метеорологические наблюдения. Игра «Факты про атмосферу». Проект «Биосфера – 2». Экскурсия «Чудеса света». Защита проектов | 6 | 6 | Очная, с применением технологий ДО ДО, асинхронная | |
Конференция в Zoom. | |||||
https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/atmosfera/pogoda | |||||
Конференция в Zoom. | |||||
Конференция в Zoom. | |||||
Конференция в Zoom. | |||||
34.13 | Резерв | ||||
14 | 19 |
Календарно-тематическое планирование курса «Неразгаданные тайны планеты» в 5 классе
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения урока | Примечание | |
Теория | Практика | ||||
1.Введение. Загадки Вселенной (4 часа) | |||||
1.1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
2.2 | Звёзды. Зодиакальные знаки. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
3.3 | Эволюция Солнца. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
4.4 | Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий. | 1 | Очная | ||
2.Земля и её изображение (4 часа) | |||||
5.1 | Форма, размеры Земли. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
6.2 | Сравнительный анализ размеров земли. Работа над проектом «Размеры небесных тел». | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
7.3 | Глобус. Градусная сетка. Широта и долгота. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | https://infourok.ru/videouroki/1924 | |
8.4 | Защита проектов. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
3.Школа Робинзонов (8 часов) | |||||
9.1 | Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
10.2 | Компас. Правила использования. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
11.3 | Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
12.4 | Определение расстояния по топографической карте и плану местности. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
13.5 | План местности – первая карта. | 1 | |||
14.6 | Холмы и впадины. Работа над проектом «Моделирование неровностей планеты» | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
15.7 | Игра «Путешествие по топографической карте». | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
16.8 | Защита проектов. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
4.Историческая география (5 часов) | |||||
17.1 | Карты первых путешественников. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
18.2 | Игра «По стопам исследователей». | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
19.3 | Географические топонимы. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | https://proza.ru/2015/08/28/1404 | |
20.4 | Работа над проектом «Определение исторического происхождения названий географических объектов». | 1 | Очная, с применением технологий ДО | Конференция в Zoom. | |
21.5 | Современные экспедиции и исследования. Экскурсия в музей РГО. | 1 | Очная | ||
5.Оболочки земли (13 часов) | |||||
22.1 | Из чего состоит планета Земля. Работа над моделью «Земля в разрезе». | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
23.2 | Моделирование литосферных плит. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
24.3 | Моделирование вулканов. | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | ||
25.4 | Горные породы и минералы нашей местности. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
26.5 | Горы России и мира на карте. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
27.6 | Воды России и Ленинградской области. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
28.7 | Работа над проектом. | 1 | ДО, асинхронная | Конференция в Zoom. | |
29.8 | Погода и метеорологические наблюдения. | 1 | Очная, с применением технологий ДО | https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/atmosfera/pogoda | |
30.9 | Игра «Факты про атмосферу». | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
31.10 | Проект «Биосфера – 2». | 1 | Очная, с применением технологий ДО | Конференция в Zoom. | |
32.11 | Экскурсия «Чудеса света». | 1 | Очная, с применением технологий ДО | ||
33.12 | Защита проектов | 1 | Очная, с возможностью применений технологии ДО | Конференция в Zoom. | |
34.13 | Резерв | ||||
14 | 19 |
Методическое обеспечение программы
На вводном занятии учитель знакомит учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом практических, творческих работ, особенностями организации экскурсий, «круглого стола», пресс-конференции, фотовыставок, необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при посещении внеурочных занятий, а так же определяются критерии оценки деятельности учащихся.
Введение (1 час)
На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных работ, которые необходимо выполнить за время обучения, с перечнем экскурсий. Учащиеся получают список литературы по содержанию курса.
На вводном занятии целесообразно представить содержание курса в виде презентации, предполагающей использование иллюстративного и видео-материала. После презентации курса происходит ознакомление с программой курса, выбор тем для проектных, творческих, самостоятельных работ. Важным моментом является ознакомление учащихся с формой предъявления материалов, их объемом и критериями оценки.
Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы. При проведении викторины необходимо определить правила, очередность хода, типы и сложность вопросов, порядок выявления победителей, вознаграждение за правильный ответ. Возможна подготовка учителем презентации-викторины.
Перечень экскурсий:
- Экскурсия в планетарий.
- Русское географическое общество. История создания, посещение музея, знакомство с биографиями и открытиями русских путешественников.
- Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.
Предлагаемые темы проектов
По итогам изучения каждой темы учащиеся, желающие принять участие в проектной деятельности определяются с выбором темы.
Основное содержание по темам | Примерные темы проектов |
1.Введение. Загадки Вселенной (4 часа) | Великое американское солнечное затмение. Действующие вулканы Солнечной системы. Навигационные звёзды и созвездия. Бесконечно мерцающие звезды. В мире звёзд. Космическая еда Космические катастрофы Космические путешественники Космические технологии в повседневной жизни человека. Космос начинается на Земле. Млечный путь. Проблемы исследования космического пространства. |
2.Земля и её изображение (4 часа) | Земля: форма, размеры, изображение на картах. Глобусы мира. История градусной сетки. |
3.Школа Робинзонов (8 часов) | Картографические погрешности на современных картах. Территориальная структура Невского района на основе анализа картографических источников. Маршрут недельной экскурсии в… Создание картографического произведения на основе художественного описания. Создание картографического произведения в результате плановой съемки местности. |
4.Историческая география (5 часов) | Витус Беринг — первый русский мореплаватель? Выдающийся мореплаватель и учёный И.Ф. Крузенштерн. География походов адмирала Нахимова. Дежнёв – великий русский землепроходец. Значение морских экспедиций Христофора Колумба. Имя Д.И. Менделеева в географических названиях. Имя М.В. Ломоносова на карте мира. Мифы и реальность, связанные с жизнью Н.М. Пржевальского - ученого, географа, путешественника-исследователя. Первые русские путешественники в Эфиопии. Поход дружины Ермака в Сибирь. Просторы южных морей. Джеймс Кук. Три кругосветных плавания Кука. Янтарные открытия М.В. Ломоносова. |
5.Оболочки земли (13 часов) | Внутренние воды нашей области. Вода и ее роль в природе. Вода на Земле Вода — колыбель жизни Вода. Её состояния и основные свойства. Водяной пар в атмосфере. Воздействие человека на климат. Воздух вокруг нас Гейзеры. Геотермальная энергетика. Гидросфера Гидроэлектростанции моей страны Движение земной коры. Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий. Землетрясение — могучая сила Землетрясения и люди. Изменение погодных условий в n период за последние n лет в нашем городе. Чудеса природы. |
Учебно-методическая литература
Список литературы для учащихся
1.«География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.
3.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.
4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001
5.Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000
6.Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011.
7. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2006.
8. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География»: - М:ООО «Издательство АСТ»2002
Список литературы для учителя
1. Н. А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов, Москва, «Просвещение», 2012г.
2. И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
3. Н.А. Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва,
«Просвещение», 2001г.
4.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.
5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М.,2004г.
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://sites.google.com/site/serbakovaulia/
http://www.openclass.ru/
http://2berega.spb.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...