Рабочая программа внеурочной деятельности по географии
рабочая программа по географии (5 класс)

Кантерина Наталья Александровна

Программа  приспособлена к УМК Климановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_nerazgadannye_tayny_planety_5_klass_2020-2021.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

название программы

«Неразгаданные тайны планеты»

                     

направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное

                                     

                                    класс 5  класс 34 часа 

                                    срок реализации программы: 1 год

учитель  Кантерина Н.

Санкт-Петербург

2020-2021 учебный год


Пояснительная записка к рабочей программе

«Неразгаданные тайны планеты»

Направление: общеинтеллектуальное

5 класс 34 часа

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Неразгаданные тайны планеты» разработана для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования внеурочной деятельности школьников.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Инструктивно-методическим письмом «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»);
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» и «Методические рекомендации по уточнению понятия  содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
  • Планом Внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год;
  • Планом  воспитательной работы ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.

Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности:

Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается, как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию естественнонаучного мышления обучающихся 5 классов

Курс внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры. Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

 

Цель курса: 

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • формировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений;
  • создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
  • раскрытие разнообразия природы и населения Земли;
  • формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи курса:

  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • формирование представлений о методах изучения географии;
  • формирование географического взгляда на мир;
  • приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
  • формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
  • формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
  • развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
  • развитие кругозора учащихся.

Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательном учреждении

Главной целью организации внеурочной деятельности в ОУ является обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: содействие условий для становления и развития гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Введение программы внеурочной деятельности в образовательный процесс создаст условия для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, даст ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Неразгаданные тайны планеты» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ № 348 г. Санкт-Петербурга.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы

Курс разработан для учащихся 5 классов. В 5 классе программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа.  В ходе работы  предполагается использование методов активного  обучения. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность.

Данная программа предполагает возможность дистанционного обучения. При очно-заочном обучении возможно модульное обучение. Для соблюдения норм СанПина в условиях эпидемиологических ограничений предполагается очная работа с учащимися одного класса и дистанционная работа с учениками других классов.

Основные формы организации занятий:

  • проблемный диалог;
  • занимательные упражнения (викторины, упражнения, составление карт);
  • индивидуальное моделирование и конструирование;
  • познавательные игры;
  • выполнение творческих заданий;
  • информационная работа с дополнительными источниками;

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
  • мебель (столы, стулья, классная доска);
  • наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
  • компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
  • желание детей заниматься.

Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии во внеурочной деятельности обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
  • формирование основ социально – критического мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
  • и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.

Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность,  результатом которой являются различного вида проекты:

  • Информационные проекты (направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении).
  • Исследовательские проекты (предполагают проведение экспериментов и научное описание изучаемых явлений).
  • Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований).

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности

5 класс

«Неразгаданные тайны планеты»

  1. Введение. Загадки Вселенной (4 часа).

Вводное занятие. Цели и задачи курса Звёзды. Зодиакальные знаки. Эволюция Солнца. Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий.

 Практические задания:

1.Ознакомление с подвижной картой звёздного неба; определение вида звездного неба в любой момент суток произвольного дня года; определение на карте созвездия, туманности, Млечный Путь, Северный полюс мира, Полярную звезду, небесный экватор, эклиптику, положение Солнца на эклиптике; определение зенита и созвездия в зените.

  1. Земля и её изображение (4 часа).

Форма, размеры Земли. Глобус – модель земли. Сравнительный анализ размеров земли. Градусная сетка. Широта и долгота.

Практические задания:

1. Информационный проект «Размеры небесных тел»

2. Определение координат с использованием карт и глобуса.

  1. Школа Робинзонов (8 часов)

Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами. Компас. Правила использования. Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. План местности – первая карта. Холмы и впадины. Моделирование неровностей планеты и их изображение на карте. Игра «Путешествие по топографической карте». Ориентирование по карте. Азимут. Ориентирование на местности.

Практические задания:

1.Определение сторон света.

2.Определение расстояния по карте и плану местности в соответствии с масштабом.

3.Составление плана местности пришкольного участка.

4.Практико-ориентированный проект «Моделирование неровностей планеты».

5.Определение объектов на топографической карте, составление недостающих частей.

6.Ориентирование по топографической карте.

7.Ориентирование на реальной местности по условным обозначениям и азимуту.

8.Защита проектов.

  1. Историческая география (5 часов)

Карты первых путешественников. Игра «По стопам исследователей». Географические топонимы. Современные экспедиции и исследования.

Практические задания:

1.Определение маршрутов путешественников и первооткрывателей.

2.Исследовательский проект «Определение исторического происхождения названий географических объектов».

  1. Оболочки земли (13 часов)

Земля в разрезе. Из чего состоит планета Земля. Моделирование литосферных плит. Моделирование вулканов. Горные породы и минералы нашей местности. Горы России и мира на карте. Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Тайны Мирового океана. Воды Ленинградской области. Погода и метеорологические наблюдения. Игра «Факты про атмосферу». Проект «Биосфера – 2». Экскурсия «Чудеса света».

Практические задания:

1.Практико-ориентированный проект «Земля в разрезе».

2.Моделирование литосферных плит. Движение коры. Деформация земной коры.

3.Моделирование извержения вулкана.

4.Исследование горных пород и минералов местности Ленинградской области.

5.Презентации «Горы России»,  «Горы Мира».

6.Информационный проект «Чудеса Мирового океана».

7.Составление экскурсии по выбору.

8.Защита проектов.

Модульный курс «Неразгаданные тайны планеты» в 5 классе

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения урока

Примечание

Теория

Практика

Модуль 1. «Введение. Загадки Вселенной» (4 часа)

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Звёзды. Зодиакальные знаки.

Эволюция Солнца.

Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий.

3

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1652 

https://infourok.ru/videouroki/1951 

https://infourok.ru/videouroki/1921 

Модуль 2. Земля и её изображение (4 часа)

2.

Форма, размеры Земли.

Сравнительный анализ размеров земли. Работа над проектом «Размеры небесных тел».

Глобус. Градусная сетка. Широта и долгота.

Защита проектов.

2

2

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1922 

https://infourok.ru/videouroki/1950 

https://infourok.ru/videouroki/1924

https://infourok.ru/videouroki/1925 

https://infourok.ru/videouroki/647 Конференция в Zoom.

Модуль 3.Школа Робинзонов (8 часов)

2.

Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами.

Компас. Правила использования.

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб.

Определение расстояния по топографической карте и плану местности.

План местности – первая карта.

Холмы и впадины. Работа над проектом «Моделирование неровностей планеты»

Игра «Путешествие по топографической карте».

Защита проектов.

2

6

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1957 

https://infourok.ru/videouroki/1955 

https://infourok.ru/videouroki/651 

https://infourok.ru/videouroki/650 

https://www.youtube.com/watch?v=TwKNw_eIKJY 

https://infourok.ru/videouroki/621 

Конференция в Zoom.

Модуль 4.Историческая география (5 часов)

3.

Карты первых путешественников.

Игра «По стопам исследователей».

Географические топонимы.

Работа над проектом «Определение исторического происхождения названий географических объектов».

Современные экспедиции и исследования. Экскурсия в музей РГО.

1

4

Очная, с применением технологий ДО

https://www.youtube.com/watch?v=NPQ7KG1ScDA 

https://proza.ru/2015/08/28/1404

Конференция в Zoom.

Модуль 5.Оболочки земли (13 часов)

5

Из чего состоит планета Земля. Работа над моделью «Земля в разрезе».

Моделирование литосферных плит.

Моделирование вулканов.

Горные породы и минералы нашей местности.

Горы России и мира на карте.

Воды России и Ленинградской области.

Работа над проектом.

Погода и метеорологические наблюдения.

Игра «Факты про атмосферу».

Проект «Биосфера – 2».

Экскурсия «Чудеса света».

Защита проектов

6

6

Очная, с применением технологий ДО

ДО, асинхронная

https://infourok.ru/videouroki/622 

https://infourok.ru/videouroki/625 

https://www.youtube.com/watch?v=qalAKtLbjX8 

https://infourok.ru/videouroki/623 

https://infourok.ru/videouroki/627 

https://www.youtube.com/watch?v=LB5XgkLtBM4 

Конференция в Zoom.

https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/atmosfera/pogoda 

Конференция в Zoom.

Конференция в Zoom.

https://www.youtube.com/watch?v=tmuDj-ASWaU 

https://www.youtube.com/watch?v=RQTtB_ai7pM 

Конференция в Zoom.

34.13

Резерв

14

19


Календарно-тематическое планирование курса «Неразгаданные тайны планеты» в 5 классе

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения урока

Примечание

Теория

Практика

1.Введение. Загадки Вселенной (4 часа)

1.1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/1652 

2.2

Звёзды. Зодиакальные знаки.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1951 

3.3

Эволюция Солнца.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1921 

4.4

Исследование карты звёздного неба. Экскурсия в планетарий.

1

Очная

 2.Земля и её изображение (4 часа)

5.1

Форма, размеры Земли.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1922 

6.2

Сравнительный анализ размеров земли. Работа над проектом «Размеры небесных тел».

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/1950 

7.3

Глобус. Градусная сетка. Широта и долгота.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1924

https://infourok.ru/videouroki/1925 

https://infourok.ru/videouroki/647 

8.4

Защита проектов.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

3.Школа Робинзонов (8 часов)

9.1

Горизонт. Определение сторон горизонта разными способами.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/1957 

10.2

Компас. Правила использования.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/1955 

11.3

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/651 

https://infourok.ru/videouroki/650 

12.4

Определение расстояния по топографической карте и плану местности.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://www.youtube.com/watch?v=TwKNw_eIKJY 

13.5

План местности – первая карта.

1

14.6

Холмы и впадины. Работа над проектом «Моделирование неровностей планеты»

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/621 

15.7

Игра «Путешествие по топографической карте».

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

16.8

Защита проектов.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

4.Историческая география (5 часов)

17.1

Карты первых путешественников.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://www.youtube.com/watch?v=NPQ7KG1ScDA 

18.2

Игра «По стопам исследователей».

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

19.3

Географические топонимы.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://proza.ru/2015/08/28/1404

20.4

Работа над проектом «Определение исторического происхождения названий географических объектов».

1

Очная, с применением технологий ДО

Конференция в Zoom.

21.5

Современные экспедиции и исследования. Экскурсия в музей РГО.

1

Очная

5.Оболочки земли (13 часов)

22.1

Из чего состоит планета Земля. Работа над моделью «Земля в разрезе».

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/622 

23.2

Моделирование литосферных плит.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://infourok.ru/videouroki/625 

24.3

Моделирование вулканов.

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

https://www.youtube.com/watch?v=qalAKtLbjX8 

25.4

Горные породы и минералы нашей местности.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/623 

26.5

Горы России и мира на карте.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://infourok.ru/videouroki/627 

27.6

Воды России и Ленинградской области.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://www.youtube.com/watch?v=LB5XgkLtBM4 

28.7

Работа над проектом.

1

ДО, асинхронная

Конференция в Zoom.

29.8

Погода и метеорологические наблюдения.

1

Очная, с применением технологий ДО

https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/atmosfera/pogoda 

30.9

Игра «Факты про атмосферу».

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

31.10

Проект «Биосфера – 2».

1

Очная, с применением технологий ДО

Конференция в Zoom.

https://www.youtube.com/watch?v=tmuDj-ASWaU 

32.11

Экскурсия «Чудеса света».

1

Очная, с применением технологий ДО

https://www.youtube.com/watch?v=RQTtB_ai7pM 

33.12

Защита проектов

1

Очная, с возможностью применений технологии ДО

Конференция в Zoom.

34.13

Резерв

14

19

Методическое обеспечение программы

На вводном занятии учитель знакомит  учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом практических, творческих работ, особенностями организации экскурсий, «круглого стола», пресс-конференции, фотовыставок,  необходимым набором  материалов, которые нужно будет использовать при посещении внеурочных занятий, а так же  определяются критерии оценки деятельности учащихся.

Введение (1 час)

На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных  работ, которые необходимо выполнить за  время обучения, с перечнем экскурсий. Учащиеся получают список литературы по содержанию курса.

На вводном занятии целесообразно представить содержание курса в виде презентации, предполагающей использование иллюстративного и видео-материала. После презентации курса происходит ознакомление с программой курса, выбор тем для проектных, творческих,  самостоятельных работ. Важным моментом является ознакомление учащихся с формой предъявления материалов, их объемом и критериями оценки.

Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы. При проведении викторины необходимо определить правила, очередность хода, типы и сложность вопросов, порядок  выявления победителей, вознаграждение за правильный ответ. Возможна подготовка учителем презентации-викторины.

Перечень экскурсий:

  1. Экскурсия в планетарий.
  2. Русское географическое общество. История создания, посещение музея, знакомство с биографиями  и  открытиями русских путешественников.
  3. Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.

Предлагаемые темы проектов

По итогам изучения каждой темы учащиеся, желающие принять участие в проектной деятельности определяются с выбором темы.

Основное содержание по темам

Примерные темы проектов

1.Введение. Загадки Вселенной (4 часа)

Великое американское солнечное затмение.

Действующие вулканы Солнечной системы.

Навигационные звёзды и созвездия.

Бесконечно мерцающие звезды.

В мире звёзд.

Космическая еда

Космические катастрофы

Космические путешественники

Космические технологии в повседневной жизни человека.

Космос начинается на Земле.

Млечный путь.

Проблемы исследования космического пространства.

2.Земля и её изображение (4 часа)

Земля: форма, размеры, изображение на картах.

Глобусы мира.

История градусной сетки.

3.Школа Робинзонов (8 часов)

Картографические погрешности на современных картах.

Территориальная структура Невского района на основе анализа картографических источников.

Маршрут недельной экскурсии в…

Создание картографического произведения на основе художественного описания.

Создание картографического произведения в результате плановой съемки местности.

4.Историческая география (5 часов)

Витус Беринг — первый русский мореплаватель?

Выдающийся мореплаватель и учёный И.Ф. Крузенштерн.

География походов адмирала Нахимова.

Дежнёв – великий русский землепроходец.

Значение морских экспедиций Христофора Колумба.

Имя Д.И. Менделеева в географических названиях.

Имя М.В. Ломоносова на карте мира.

Мифы и реальность, связанные с жизнью Н.М. Пржевальского - ученого, географа, путешественника-исследователя.

Первые русские путешественники в Эфиопии.

Поход дружины Ермака в Сибирь.

Просторы южных морей. Джеймс Кук.

Три кругосветных плавания Кука.

Янтарные открытия М.В. Ломоносова.

5.Оболочки земли (13 часов)

Внутренние воды нашей области.

Вода и ее роль в природе.

Вода на Земле

Вода — колыбель жизни

Вода. Её состояния и основные свойства.

Водяной пар в атмосфере.

Воздействие человека на климат.

Воздух вокруг нас

Гейзеры.

Геотермальная энергетика.

Гидросфера

Гидроэлектростанции моей страны

Движение земной коры.

Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий.

Землетрясение — могучая сила

Землетрясения и люди.

Изменение погодных условий в n период за последние n лет в нашем городе.

Чудеса природы.

Учебно-методическая литература

Список литературы для учащихся

1.«География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.

3.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001

5.Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000

6.Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011.

7. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2006.

8. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География»: - М:ООО «Издательство АСТ»2002

Список литературы для учителя

1. Н. А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов, Москва, «Просвещение», 2012г.

2. И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.

3. Н.А. Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва,

«Просвещение», 2001г.

4.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.

5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М.,2004г.

Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://sites.google.com/site/serbakovaulia/

http://www.openclass.ru/

http://2berega.spb.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...