Урок: Глобальные проблемы человечества.
план-конспект урока по географии (10 класс)
Технологическая карта урока по географии для обучающихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_10_klass_.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||
Ф.И.О. преподавателя | Бибикова Юлия Владимировна | ||||
Название предмета, | УД 01.07. География | Класс, курс | 1 курс | Специальность СПО, | 53.02.06 «Хоровое дирижирование» |
Тема урока | Глобальные проблемы человечества. | ||||
Цели урока | |||||
Образовательные | сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения. | ||||
Развивающие | способствовать формированию активной личности, обладающей не только определённым запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно | ||||
развивать монологическую речь, навыки работы с дополнительной литературой, умения аргументировать свой ответ | |||||
Воспитательные | показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. | ||||
формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе. | |||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний в форме диспута.
| ||||
Основные термины и понятия | Глобальные проблемы. | ||||
Межпредметные связи | Обществознание. Экология. | ||||
Наглядность, | Мультимедийная доска, презентация, учебник В.П. Баранчикова, тетрадь, статистические материалы, листы самоконтроля, самооценки и листы оценки деятельности группы. |
План урока | |||||||||
№ | Этапы урока | Время мин | Содержание, используемые приемы и методы, формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) | Виды деятельности | |||||
Преподавателя/учителя | Обучающихся | ||||||||
1 | Организационный момент | 1 | Приветствие и проверка готовности к учебному занятию | Приветствует, осуществляет проверку готовности к уроку студентов, учебного оборудования. | Приветствуют преподавателя. | ||||
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов. | 5 | Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Побуждающая к научному спору беседа. | Сообщает тему занятия, цели, знакомит с формой проведения занятия. Делит учащихся на группы-команды для проведения диспута. Мотивирует, настраивает на научный спор. | Отвечают на вопросы преподавателя, обсуждают их. Формулируют цели урока. | ||||
3 | Актуализация знаний. | 4 | Создание ситуации поиска. Подводящий к формулированию понятия «глобальные проблемы» диалог. | Задает вопросы, создает ситуацию поиска. Вопрос преподавателя: Как вы понимаете такое высказывание? «Процесс глобализации уже настолько изменил мир, что войти в воду, утекшую четверть века назад, просто невозможно». Перечислите проблемы, которые создают представление о сложной современной ситуации в мире. Почему их так сложно решить? В процессе беседы совместно с учащимися формулирует понятие : «глобальные проблемы». | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | ||||
4 | Первичное усвоение новых знаний. | 16 | Организация диспута. | Организует учебную деятельность учащихся в форме диспута. Объясняет правила его проведения: 1) раунд – первая команда докладывает одну из глобальных проблем. Вторая команда задаёт вопросы, на которые могут отвечать все учащиеся. Третья команда предлагает примерные пути решения этой глобальной проблемы. Четвертая команда подводит итоги, выбирает наиболее приемлемые пути решения проблемы. 2) раунд – команды меняются ролями и обсуждают другую глобальную проблему также. Дает учебную задачу каждой команде, координирует процесс обсуждения. | Изучают предложенные учителем материалы (материалы учебника, статистические раздаточные материалы по данным проблемам, участвуют в обсуждении проблем; формулируют выводы, точки зрения, оценки, высказывают свои суждения-участвуют в диспуте, ведут рабочий лист самоконтроля. | ||||
5 | Первичная проверка понимания изученного. | 8 | Организация опроса, определяющего эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Проверка усвоенности нового материала в форме письменных заданий. | Проводит фронтальный опрос; даёт выполнить задания. Задание №1.Отметьте в данных примерах глобальные и региональные проблемы: 1.Периодические засухи, вызванные суховеями 2.Наводнения, вызванные сезонными дождями 3.Продовольственная проблема 4.Загрязнение мирового океана 5.Распространение СПИДа 6.Возникновение мощных лесных пожаров, вызванных засухой 7.Разрушение озонового слоя атмосферы 8.Оседание почвы и землетрясения в местах подземных выработок 9.Кислотные дожди? Задание №2. Различные точки зрения на роль глобальных проблем: Одни утверждают, что решить глобальные проблемы не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению цивилизации? Какова ваша точка зрения?__________________________________________________ | Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют задание. | ||||
6 | Подведение итогов урока. | 6 | Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний. | Организует беседу о роли глобальных проблем и их взаимосвязи. Дает задание группам, проанализировать материал в таблице (рабочий лист самоконтроля) и сделать вывод | Обсуждают в группах, анализируют, делают вывод. | ||||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 3 | Организация обсуждения и записи домашнего задания. | 1.Прочитать стр.291-306 в учебнике, устно ответить на вопросы на стр. 306. 2.Напишите краткое эссе на тему: «Глобальные проблемы и пути их решения». 3. Составить сканворд по теме: «Глобальные проблемы человечества». | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | ||||
8 | Рефлексия деятельности. | 2 | Предлагается дать характеристику проведённому уроку, оценку своей активности в научном споре и работы группы в достижении поставленных целей. | Оценивает успешность диспута. Подводит итоги урока. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют (в листе самооценки) оценку собственной учебной деятельности и оценку деятельности группы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | ||||
| Общее время | 45 мин |
|
|
Результаты урока | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: понятие- глобальные проблемы человечества, - классификацию глобальных проблем человечества, - этапы формирования человеческого общества, роль природы в становлении и развитии человеческого общества. | Осознать теснейшую связь между природой и обществом. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения | Умение определять понятия, устанавливать аналогии | Умение работать индивидуально и в группе, умение вести дискуссию, убеждать окружающих. |
Формировать нравственную позицию обучающихся. | Самостоятельное планирование пути достижения целей | Умение пользоваться различными источниками информации | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | |
Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат. | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение анализировать, обобщать, классифицировать. | Умение организовывать учебное сотрудничество | |
|
| Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. | Умение понимать другие позиции |
|
| Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
| |
|
| Умение соотносить результат своей деятельности с целью |
|
|
Приложения
Приложение 1.
Раздаточный материал 1.
Рабочий лист самоконтроля
Тема урока:________________________________________________________
Глобальные проблемы-это___________________________
____________________________________________________________________________
По ходу урока, заполните таблицу.
Глобализация и глобальные проблемы современности. | Причины возникновения | Пути преодоления |
Глобализация | ||
Проблема предотвращения ядерной войны. | ||
Экологическая проблема современности. | ||
Демографическая проблема современности | ||
Неизлечимые заболевания, как глобальная проблема современности. | ||
Проблема исчерпаемости ресурсов и энергетического кризиса. | ||
Терроризм, как глобальная проблема современности. | ||
Проблема отставания развивающихся стран. Продовольственная проблема. | ||
Вывод. |
Приложение 2.
Раздаточный материал 2
Задания.
Отметьте в данных примерах глобальные и региональные проблемы:
1.Периодические засухи, вызванные суховеями
2.Наводнения, вызванные сезонными дождями
3.Продовольственная проблема
4.Загрязнение мирового океана
5.Распространение СПИДа
6.Возникновение мощных лесных пожаров, вызванных засухой
7.Разрушение озонового слоя атмосферы
8.Оседание почвы и землетрясения в местах подземных выработок
9.Кислотные дожди?
Раздаточный материал 3
Различные точки зрения на роль глобальных проблем:
Одни утверждают, что решить глобальные проблемы не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации.
Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению цивилизации?
Какова ваша точка зрения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздаточный материал 4
Рефлексия: Вам предлагается дать характеристику проведённому уроку, озвучить своё отношение к услышанному и выбрать цвет, с которым у вас ассоциируется прошедший урок_____________________________________________________________
Оцените свою деятельность и деятельность группы на уроке.
Лист самооценки и оценки работы группы
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | |
1. Активно работал в группе | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе | |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Приложение 3.
Примерные вопросы, задаваемые учащимися во время диспута.
Экологическая проблема:
1.Какие меры принимают в России по решению экологических проблем?
2.Что делаете вы для того, чтобы предотвратить экологический кризис?
Демографическая проблема:
1.Основной прирост населения в мире дают страны Азии, Африки, Латинской Америки, как пытаются решить проблему перенаселения в этих регионах?
2.Как решается демографическая проблема в нашей стране?
Проблема неизлечимых болезней.
1.Как вы думаете, с чем связано появление данной проблемы?
2. Что должно предпринять человечество, чтобы преодолеть неизлечимые заболевания?
Проблема терроризма.
1.Чем терроризм опасен для простых граждан?
3.Какие цели преследует терроризм?
4.Какие пути решения существуют?
Проблема отставания развивающихся стран. Продовольственная проблема.
1.Почему в мире есть страны, отстающие в своем развитии?
2.Что можно предпринять для решения этой проблемы?
Проблема исчерпаемости ресурсов и энергетического кризиса.
1.Минеральные ресурсы на Земле когда-то закончатся, к чему может это привести?
Проблема мира и разоружения:
1.Для чего развитым странам необходимо иметь ядерное оружие?
2.Почему развитые страны контролируют и не допускают появление ядерного оружия в некоторых развивающихся странах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Конспект урока "Глобальные проблемы человечества"
Конспект урока по географии "Глобальные проблемы человечества"...
Методическая разработка урока "Глобальные проблемы человечества"
Методическая разработка урока по обществознанию расчитана на учащихся 9-10 классов в курсе программ по обществознанию Урок расчитан на 45 минут и предполагаеет знакомство с таким видом урочной д...
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"
Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....
«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»
методическая разработка урока географии 10 класс...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...