Тема урока: Географические координаты.
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

Создать условия для применения знаний и умений определения географических координат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс:

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 15, 16

Тема урока: Географические координаты

Цели:

- Создать условия для применения знаний и умений определения географических координат

Задачи:

Обучающие: 

- Продолжить формирование знаний и умений учащихся определять географические координаты точек и точек по географическим координатам;

Развивающие: 

- Развивать кругозор обучающихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией;

Воспитательные: 

- Воспитание гуманизма; формирование умения работать в группах.

Планируемые результаты:

 Личностные УУД: 

- Раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей.

- Актуализация личного жизненного опыта.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины.

- Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Технологии обучения: личностно-ориентированное (смысловое чтение)

Методы обучения: частично-поисковый

Техническое оборудование: атласы, учебник, глобус

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

УУД 

Организацион-ный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности  к уроку,  фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

К. Самостоятельно организовывают учебное место. 

Актуализация знаний

 С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке?

Проверка знаний учащихся по предыдущей теме.

  1. Земля вращается вокруг своей оси. Воображаемая ось пересекает Землю в двух точках. Эти точки называются……и…..

(Северный и Южный полюса)

  1. На равном расстоянии от полюсов находится (экватор)
  2. Линии, соединяющие два полюса, называются (меридианами)
  3. Меридианы показывают направление      с севера на юг
  4. Можно ли, двигаясь по меридианам на север, совершить кругосветное путешествие? (нет)
  5. Как называются линии, параллельные экватору? (параллели)
  6. При движении к полюсам длина параллелей остается такой же, уменьшается или увеличивается? (уменьшается)
  7. Самая длинная параллель называется (экватором)
  8. Направление каких сторон показывают параллели? (запад – восток)
  9. Можно ли выбрать параллель для самого длинного кругосветного путешествия? (да, экватор)
  10. Можно ли выбрать меридиан для самого длинного кругосветного путешествия? (нет)
  11. Есть ли на Земле материк, который пересекает все меридианы? (да, Антарктида)

 Учащиеся отвечают на вопрос: параллели, меридианы, градусная сетка

 

П.  Вспоминают изученный ранее материал. 

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Постановка  учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.

По электронной почте нам пришло письмо: «Здравствуйте,  ребята!  Служба спасения по  чрезвычайным  ситуациям просит  вас  помочь  вернуть маленького  кенгурёнка домой, который  вчера отстал во  время посадки в самолёт.   Известно,  что он  живёт  в  каком-то зоопарке  вместе  со  своими родителями,  братьями и сёстрами.  Сейчас он очень грустный, не хочет  кушать, иногда даже  плачет.  На  передней конечности у  него одето  кольцо, где  написано:   42° ю. ш. и  147° в. д. Мы  предполагаем, что здесь  написан его адрес  и  его  можно  узнать только  по карте.  Проблема  в  том, что в  данный  момент  мы находимся  в  чистом  поле, где  только  что  приземлились  космонавты и  у нас  нет  с собой карты  полушарий,   а в каждой  школе  такая  карта  есть.  Может  быть  вы  нам поможете узнать,  что  это за адрес и тогда  благодаря вам мы  вернули бы кенгурёнка  домой гораздо быстрее. 

Представляете,  какую радость  вы  для  него  сделаете? Если  вы  не  можете, то срочно  сообщите,  мы попросим  детей другой школы.  

15.01.2020 г.  

С  уважением  к  вам,  работники службы  МЧС»

На доске  вывешивается портрет  Кенгуру.

Ребята, а вам  хочется,  чтобы  кенгурёнок  быстрее вернулся  домой?

Тогда давайте  поможем  спасателям  и  кенгурёнку быстро найти это место  на  карте, сообщим  спасателям и начнём  свой  урок.

Учитель просит назвать  адрес. В чём  проблема? Ребята, это  как  раз  то ,  что мы сегодня  должны изучить на уроке .

Учащиеся высказывают предположения о том, что нужно найти соответствующую параллель и меридиан.

М.  Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Р.Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Л.Формирование познавательных интересов и мотивов.

Открытие

новых знаний 

Используя текст учебника (с. 48), назовите, что мы можем определить, зная

а) параллель

б) меридиан

Выпишите из учебника (с. 49, 51) определения понятий «географическая широта» и «географическая долгота».

Учитель поясняет учащимся, что географическая широта может северной или южной, а географическая долгота – западной или восточной. Обращает особое внимание на то, что любая точка земной поверхности имеет и широту и долготу.

Выполнить задание 3 на с. 53.

Учащиеся определяют, что по параллели можно узнать географическую широту, а по меридиану – географическую долготу.

Выписывают определения понятий в тетрадь.

Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Географическая долгота – это расстояние в градусах к западу или востоку от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Учащиеся определяют адрес Кенгурёнка по координатам: 42° ю. ш. и  147° в. д.

(остров Тасмания)

Задание 3.

а) город Нью-Дели (290 с. ш., 760 в. д.)

б) вулкан Везувий (410 с. ш., 160 в. д.)

в) город Владивосток (430 с. ш., 1320 в. д.)

М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. 

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

К. Умение работать в паре.

 Домашнее задание

П. 14, 15, задания 8, 10 на с. 53 (письменно) – на листочках.

Записывают домашнее задание и слушают комментарии по выполнению. 

Задание 8. 190  ю. ш., 470 в. д. (Мадагаскар)

Задание 10.

а) 300 с. ш., 300 в. д. (Каир)

б) 100 с. ш., 800 з. д. (Панамский канал)

в) 350 с. ш., 1400 в. д. (влк. Фудзияма)

Р.   Слуховое и визуальное восприятие информации.

 Итоги урока 

Подводит итог 

-  Я узнал, что…

- У меня вызвало затруднение…

- Я научился

 Продолжают фразы

К. Обсуждение результатов урока

П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. 

«Здравствуйте,  ребята!  Служба спасения по  чрезвычайным  ситуациям просит  вас  помочь  вернуть маленького  кенгурёнка домой, который  вчера отстал во  время посадки в самолёт.   Известно,  что он  живёт  в  каком-то зоопарке  вместе  со  своими родителями,  братьями и сёстрами.  Сейчас он очень грустный, не хочет  кушать, иногда даже  плачет.  На  передней конечности у  него одето  кольцо, где  написано:   42° ю. ш. и  147° в. д. Мы  предполагаем, что здесь  написан его адрес  и  его  можно  узнать только  по карте.  Проблема  в  том, что в  данный  момент  мы находимся  в  чистом  поле, где  только  что  приземлились  космонавты и  у нас  нет  с собой карты  полушарий,   а в каждой  школе  такая  карта  есть.  Может  быть  вы  нам поможете узнать,  что  это за адрес и тогда  благодаря вам мы  вернули бы кенгурёнка  домой гораздо быстрее. 

Представляете,  какую радость  вы  для  него  сделаете? Если  вы  не  можете, то срочно  сообщите,  мы попросим  детей другой школы.  

15.01.2020 г.  

С  уважением  к  вам,  работники службы  МЧС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 6 класса по теме: "Определение географических координат"

Методическая разработка урока по теме "Определение географических координат "для решения задачи по формированию  умения определять географических координат на глобусе и карте....

Практическая работа по теме "Определение географических координат".

Практическая работа по географии для учащихся 6 класса....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"...

Урок по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

5 классТема урока: Определение географических координатЦели урока:- формирование умений по определению географических координат объекта;- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творч...

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"...