Статья "Я организую проектную деятельность учащихся"
статья по теме

Крохина Полина Алексеевна

В статье описана проектная технолгия и её использование на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_organizuyu_proektnuyu_deyatelnost_uchashchikhsya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я организую проектную деятельность учащихся.

Я – учитель английского языка МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска Московской области. Преподаю в начальной школе. Одной из главных задач при обучении английскому языку считаю повышение мотивации учащихся и развитие их познавательных и творческих способностей. Проектная деятельность позволяет успешно реализовать эту задачу. Проектная деятельность развивает у учащихся умение учиться, позволяет по-новому взглянуть на организацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка. Проектная деятельность способствует развитию мышления школьников, их творческих способностей. В работе над проектами использую активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися основаны на сотрудничестве, взаимопомощи. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

  Организую проектную деятельность в несколько этапов.  Вместе с ребятами выбираем тему проекта, распределяем обязанности в группе. Я рекомендую ребятам литературу по теме проекта, рассказываю о возможностях использования Интернет-ресурсов. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс. Ребятам говорю о том, что Интернет-ресурсы следует использовать при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию в рамках проекта. Материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений.

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом,  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

           Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить учащихся стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.)и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole. In general.)

    Третий этап – защита и обсуждение проектов. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая  должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

   Кроме этого в рамках определённой темой я предлагаю ребятам поработать над творческими мини-проектами. Тема таких мини-проектов зависит от изучаемого раздела. Вот лишь некоторые из них:

«Identity card»

«My dream timetable»

«What can I do?»

«My body»

«My favourite hero»

«My wishes».

  Все мини-проекты ребята могут собирать в своё портфолио. Я рассказываю ребятам, как они могут оформить свои мини-проекты, но при этом они сами решают, что лучше нарисовать в качестве иллюстраций к текстам работ. В этом проявляется их самостоятельность, ведь наша главная цель – научиться учиться. Работая над мини проектами, учащиеся раскрывают свой творческий потенциал. (см. Приложение 1).

   Мои ученики каждый год участвуют в школьной научно-практической конференции.  (cм. Приложение 2) 

На первом этапе  мы разрабатываем  план проектной работы и продумываем систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. При обсуждении выдвигается гипотеза (проблемная технология), которую ребята в ходе работы над проектом решают. Проект «Англицизмы – вред или польза? или Что лучше сосиска в тете или хот-дог?» с учащимися 4 класса занял 1 место на школьной научно-практической конференции. Работая над проектом, ребята под моим руководством проводили опрос среди учащихся и учителей в рамках заданной темы, снимали видеоролик, фотографировали вывески на улицах города, в названии которых встречаются англицизмы, работали со словарями, учились составлять диаграмму. Таким образом, проект имел не только теоретическую, но и практическую значимость. В конце выступления пели песню на английском языке.

Проект «The problem of garbage or what is recycling?» с учащимися 4 класса занял 2 место на школьной научно-практической конференции. Ребята получили бесценные навыки выступления на английском языке. Проект рассказывает о том, как проблемы мусора и отходов решается в англоязычных странах – Великобритании и Америке. Самое главное заключается в том, что у ребят совершенствуется устная речь, они говорят и поют на английском языке. Проект обязательно сопровождается презентацией. В презентацию мы включаем видеофрагменты на английском языке, например, с каналов BBC или Discovery.

  С более старшими учащимися ( 6 класс) мы работали над проектом «Water pollution». Проводили опросы среди учащихся и учителей, посетили лабораторию, где делали анализ проб воды, разработали листовки-памятники об экономном использовании воды. Выступление было на английском языке. И опять бесценная языковая практика – развитие коммуникативной компетенции. В конце выступления исполнили песню Майкла Джексона “Save the world”.

  Проектную деятельность часто использую в рамках внеурочной деятельности по английскому языку. В рамках внеурочных занятий мы изучаем и разыгрываем сказки на английском языке. Ребята участвуют в создании декораций  и создают иллюстрации к сказке.

  Я организую проектную деятельность также и в рамках занятий по психологии в 1 и во 2 классах (программа «Жизненные навыки»). Например, мы с ребятами работали над проектом «Ответственность – шаг за шагом» (задача была трудная – разделить буханку чёрного хлеба на весь класс. Мы расписали пошагово действия, и наша задача уже не казалась слишком сложной).

  Также я с ребятами работаю над социальными проектами. Мы снимали видеоролики «Помним.Гордимся.Чтим» и «Два ветерана», посвящённые Дню Победы, а также видеоролик «Права человека глазами ребёнка». Работа по созданию таких видеоклипов очень нравится ребятам. Мы вместе разрабатываем и пишем сценарий, назначаем видеооператора, распределяем слова и реплики. Ролик «Права человека глазами ребёнка» мы отправили на всероссийский конкурс. На школьном концерте, посвящённом Дню Победы, показывали свои работы.

      Я думаю, что проектная деятельность позволяет выработать у школьников навыки самостоятельного творческого поиска, расширяет их кругозор и способствует формированию познавательного интереса. Я планирую в дальнейшем продолжить работу над проектами с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"

В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...

Как я организую проектную деятельность

С каждым годом все большое внимание уделяется нучно-исследовательской работе учащихся. Научное исследование очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного" высокого накала" работы с о...

Статья: "Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии"

Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...