Урок на тему « Воздействие организмов на земные оболочки»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Шуринова Людмила Владимировна

Класс: 6 

Предмет: география

Тема " Воздействие организмов на земные оболочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdeystvie_organizmov_na_obolochki.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока « Воздействие организмов на земные оболочки»

Цель: создать условия для включения каждого учеников деятельность обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей (желание познать) преходящих на уровень познавательных мотивов;

Предметные: сформировать знания о влиянии живых организмов на оболочки Земли;

Метапредметные:

формирование умений:

определять понятия;

анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.  

Личностные:

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Оборудование : рабочие тетради, кейс- материалы

Ход урока

Организация учащихся на работу

Актуализация знаний

Географический диктант

Выберите правильный ответ:

  1. Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).
  2. Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А. Живое Б. Неживое) вещество биосферы.
  3. Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А. Грибы Б. Растения В. Животные).
  4. По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А. Грибы Б. Растения В. Животные).
  5. Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).
  6. Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).
  7. Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Инструмент проверки: ключ.

1 В        2А        3В        4Б   5АВБ        6Б        7В

Изучение нового материала

Воздействие организмов на земные оболочки ( работа с кейс – материалами, заполнение таблицы)

Кейс - материал

 Воздействие на атмосферу

Живые организмы всячески воздействуют на оболочки нашей планеты. Тот облик, который имеет Земля, связан, в первую очередь, с жизнедеятельностью живых существ.

Главное воздействие организмов на атмосферу связано с фотосинтезом. Почти весь кислород на планете создан растениями и другими живыми организмами (водорослями, бактериями). Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании живые организмы, и воду, а выделяют кислород и создают органические вещества.

Воздействие на гидросферу

Живые организмы влияют на состав океанической воды, в первую очередь, на ее соленость. Живые существа способны забирать из воды растворенные в ней вещества для своей жизнедеятельности, питания, построения скелетов и панцирей. Отмирая, живые организмы образуют на дне водоемов осадочные горные породы.

Воздействие на литосферу

Существенное воздействие живые организмы оказывают на литосферу, особенно ее верхнюю часть. Они образуют горные породы, участвуют в формировании многих минералов. Кроме того, организмы участвуют в разрушении горных пород и минералов, меняя, тем самым, облик земной коры и создавая различные формы рельефа. Важным является и то, что биологические существа совместно с литосферой участвуют в образовании почв. Плодородие (способность производить урожай) почвы определяется толщиной гумусового горизонта. Гумус – продукт разложения живых организмов, органических остатков. И в самой почве живет множество живых существ.

Воздействие организмов на земные оболочки( беседа по кейс - материалу, заполнение таблицы)

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

 - Взаимодействуют ли они? - Везде ли природа может быть одинаковой? Почему?

-Перечислите оболочки Земли.

- Что называется атмосферой? Литосферой? Гидросферой?

- Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой оболочки или существуют обособленно?

Земные оболочки

Примеры воздействия  организмов на оболочки

Атмосфера

Выделение и поглощение кислорода ;очищение воздуха от пыли, обогащение водяным паром

Гидросфера

Поглощение организмами  из воды необходимых веществ; при отмирании накопление осадочных горных пород

Литосфера

Образование горных пород при отмирании организмов; разрушение горных пород-выветривание

Рефлексия

 Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно…..

Домашнее задание : таблица

Выставление оценок

Кейс - материал

 Воздействие на атмосферу

Живые организмы всячески воздействуют на оболочки нашей планеты. Тот облик, который имеет Земля, связан, в первую очередь, с жизнедеятельностью живых существ.

Главное воздействие организмов на атмосферу связано с фотосинтезом. Почти весь кислород на планете создан растениями и другими живыми организмами (водорослями, бактериями). Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании живые организмы, и воду, а выделяют кислород и создают органические вещества.

Воздействие на гидросферу

Живые организмы влияют на состав океанической воды, в первую очередь, на ее соленость. Живые существа способны забирать из воды растворенные в ней вещества для своей жизнедеятельности, питания, построения скелетов и панцирей. Отмирая, живые организмы образуют на дне водоемов осадочные горные породы.

Воздействие на литосферу

Существенное воздействие живые организмы оказывают на литосферу, особенно ее верхнюю часть. Они образуют горные породы, участвуют в формировании многих минералов. Кроме того, организмы участвуют в разрушении горных пород и минералов, меняя, тем самым, облик земной коры и создавая различные формы рельефа. Важным является и то, что биологические существа совместно с литосферой участвуют в образовании почв. Плодородие (способность производить урожай) почвы определяется толщиной гумусового горизонта. Гумус – продукт разложения живых организмов, органических остатков. И в самой почве живет множество живых существ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ

Модульный урок по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ...

Воздействие организмов на земные оболочки

Рассказывается о воздействии живых организмов на земные оболочки...

Воздействие организмов на земные оболочки

Примеры воздействия живых организмов...

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Разнообразие организмов"

.Урок разработан с целью систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии, особенностях строения организмов, относящихся к разным царствам органической природы, их роли в природе и жизни че...

Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"

Формирование  понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках....

Урок по теме: "Горные породы, слагающие земную кору"

При изучении данной темы учащиеся расширяют и углубляют знания по программному материалу. Рассматривают природные процессы, влияющие на образование горных пород. Учатся пользоваться приобретенными зна...