Технология образовательный туризм
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Цель технологии образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
В первую очередь, это - личностно ориентированное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение как присоединение к той или иной культурной традиции.
Образовательное путешествие предполагает, что маршрут выбирается не из путеводителей, а во главе путешественников идет не гид-экскурсовод. Участники образовательного путешествия — не пассивные слушатели, они сами становятся соавторами этого образовательного путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr.turizm.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология « Образовательный туризм»
Орлова Е.А., зам. директора по ВР
учитель географии МБОУ «СОШ №48»
Туризм – это самая 3D-БРОДИЛКА С ПОЛНОЦЕННЫМ ВИДЕО, АУДИО И СЕНСОРНЫМИ ЭФФЕКТАМИ.
Образовательный туризм – понятие не новое, корнями своими произрастающее из времён античного просвещения с путешествий римской аристократии и ученых греков. В Европе в средние века странствуют школяры, перебирающиеся, то к одному университетскому кампусу, то к другому. Начиная с середины 16 века, визит к памятникам древних могущественных цивилизаций становится одним из основных условий признания в обществе молодого человека: в путешествие, которое длилось по 2-3 года, он отправлялся с наставником.
Образовательный туризм в России восходит с петровских времен. В годы правления Екатерины II, придворные аристократы отправляли своих детей в образовательные путешествия. Была продолжена эта традиция и государственным образованием. В Санкт-Петербурге во времена директорства Бецкого И.И. в кадетском корпусе, где учились дворянские дети, не имевшие собственного дохода, возник прецедент: медалисты за казенный счет могли три года путешествовать за границей.
С конца 18 века реализуется опыт введения в программы частных пансионов кратковременных путешествий по Европе – для усовершенствования знаний иностранных языков и приобретения полезного опыта у воспитанников.
На современном рынке образовательных услуг сегодня начинают всерьез обсуждать возможности и реальные преимущества организации открытого образования, имея в виду принципиально иное его устройство, где нет уже ставшей привычной структуры отчетности и обязанностей учеников перед учителем, а есть лишь общая проблематика и взаимно пересекающиеся интересы учащихся (взрослых и детей), обмен информацией и опытом, которые и задают совершенно иное образовательное взаимодействие.
С этой позиции я и хочу представить технологию образовательного туризма в качестве одного из вариантов модели открытого образовательного пространства.
Цель технологии образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
В первую очередь, это - личностно ориентированное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение как присоединение к той или иной культурной традиции.
Образовательное путешествие предполагает, что маршрут выбирается не из путеводителей, а во главе путешественников идет не гид-экскурсовод. Участники образовательного путешествия — не пассивные слушатели, они сами становятся соавторами этого образовательного путешествия.
Следует отметить, что все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой, которая разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это реальная возможность найти ответ на Вопрос — индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие.
Формы образовательного туризма
- Выездные лагеря. ( Полевые практики, походы, сплавы) учащиеся изучают живые объекты непосредственно в природных условиях, знакомятся с видовым разнообразием местной флоры и фауны, их ролью в природе и жизни человека, а также с правилами безопасного проживания в полевых условиях
- Туристические поездки с целью изучения природных условий страны, культуры и быта народов.
- Исследовательские проекты. Участие в научно-практических конференциях разного уровня.
Из опыта работы приведу следующие примеры:
Участие в городской научно-практической конференции «Юниор» с темой работы «Кемерово-город перемен». В данном исследовании мы изучали памятники города Кемерово. Итогом стал путеводитель по памятникам города Кемерово.
Участие межрегиональной конференции «Сибирия», в городской научно-практической конференции «Юниор» с темой работы: «Архитектурные особенности города Кемерово». Мы изучали архитектуру города Кемерово. Создали архитектурный маршрут по г. Кемерово в виде памятки.
-Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.
- Занятия в музеях - такая форма позволяет школьникам получать межпредметные знания в неформальной обстановке, участвовать в творческой и проектной деятельности, изучая подлинные экспонаты и исторические раритеты.
- Многодневные экскурсии
- Виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музей Эрмитаж, Московский Кремль, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальные экскурсии являются наиболее эффективным средством для демонстрации особенностей и преимуществ каких-либо объектов или услуг.
Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
- литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
- литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
- историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
- литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
- обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Я хочу предложить следующие технологические этапы реализации образовательной деятельности через школьный образовательный туризм в выездных лагерях, туристических поездках, многодневных погружениях в образовательную среду стран изучаемого языка.
1. Подготовительный («сбор в дорогу»). На данном этапе происходит постановка цели и задач урока обучающимися через анализ проблемной ситуации.
2. Мотивационно‐нацеливающий («в пути»). Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные.
3. Провокационно‐привлекающий («знакомство») – первичный синтез. На данном этапе происходит встреча с экскурсоводом и осуществление первичного знакомства с городом на обзорной экскурсии.
4. Информационный («интерактивное вовлечение»)
5. Аналитико‐практический («квест»).
На 4-5 этапах происходит освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением ин формации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
6. Повторный синтез – предварительное подведение итогов. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты.
Данный этап можно провести, применяя технологический приём «Камень говорения». Суть которого состоит в том, что когда каждый из участников под водит итог увиденному, услышанному, прожитому максимально коротко, выделяя главное и основное для себя. Каждый следующий участник старается не повторяться в высказываниях и отыскивать новые, не упомянутые ранее интересные факты, сведения, события.
7. Обобщение – обмен впечатлениями на эмоционально‐чувственном уровне. 8. Рефлексия: когнитивный анализ и представление практического результата туристической поездки с целями и задачами дальнейшего изучения, погружения, туристического освоения. Итогом может быть создание проекта, проведение викторины, составление кроссворда. Важно , чтобы это была совместная (групповая или коллективная) деятельность.
Рекомендации
- Необходимо сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв при этом возможности индивидуальной встречи каждого с Культурой;
- Необходимо помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
- Нужно объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;
- Нужно сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
- Сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.
Образовательное путешествие представляет собой эффективную технологию обучения, которая активно используется в отечественной и международной практиках.
При условии эффективной организации образовательных путешествий у их участников формируются универсальные социально-личностные и общекультурные качества морально-волевая, коммуникативная, организаторская, имиджевая компетентности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный туризм-как элемент социальной и культурной обучающей среды
Статья описывает актульность образовательного туризма в старшей школе. Проект "Санкт- Петербург (Россия) - Гаутинг Германия)" действует в нашей гимназии с 1992 года. Что повышает мотивацию и инт...
Образовательный туризм
Одна из интересных и эффективных педагогических технологий, помогающая повысить учебную мотивацию ребенка....
Образовательный туризм
Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением....
Рабочая программа "Шедевры мировой культуры". Кружок "Образовательный туризм" Фадеев В.Б.
Рабочая программа "Шедевры мировой культуры" кружка "Образовательный туризм"Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа и разработана с учётом требований в области истор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.И.ПИРОГОВА И К.Д. УШИНСКОГО ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА БЛИЗКОМ МАТЕРИАЛЕ
Воплощение идей Н.И. Пирогова и К. Д. Ушинского в практике образовательного туризма в духе гуманистических традиций воспитания и обучения на разных уровнях (история - краеведение -туризм)....
Т.Н.Ширямова. Проект "Образовательный туризм"
Путешествие – это педагогический фактор. В любой поездке, даже в деловой командировке, человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, ...
Программа внеурочной деятельности "Образовательный туризм"
Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности. Потенциал образовательного туризма обусл...