Образовательный туризм-как элемент социальной и культурной обучающей среды
статья по теме

Локотькова Наталья Николаевна

Статья описывает актульность образовательного туризма в старшей школе. Проект "Санкт- Петербург (Россия) - Гаутинг Германия)" действует в нашей гимназии с 1992 года. Что повышает  мотивацию и интерес к обучению не только иностанным языкам, но и культуре своей и чужой страны. В статье также описаны этапы работы проекта.

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_turizm_statya_lokotkova_n.n.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Локотькова Наталья Николаевна, учитель английского языка Высшей категории,  г. Санкт-Петербург, ГБОУ Гимназия № 92, проспект Мориса Тореза д.94

«Образовательный туризм – как элемент социальной и культурной обучающей среды.

Актуальность темы: 

Проект «Международный обмен Санкт-Петербург – Гаутинг» действует в гимназии с 1992 года.

Проектная технология даёт возможность придавать результатам образования социально и лично значимый характер, существенно повышать мотивацию и интерес к учению.

В начале 90-х годов школьники гимназии Отто фон Таубе сами зарабатывали деньги на лекарства для больниц нашего города и отправляли их в Санкт-Петербург, но узнав, что многие лекарства не доходят до адресатов, ребята решили сами отвозить их к нам в город. Господин  Ханс - Иохим Штумпф, педагог гимназии, попросил разместить своих учеников в семьях российских школьников. Эту идею поддержали в нашей гимназии. Ребята очень хорошо приняли гостей,  и мы получили приглашение погостить в Германии. Так начался постоянный обмен учениками между гимназиями.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты II поколения  говорят о культурно – историческом, системно – деятельностном подходе  в обучении и воспитании, что даёт возможность обеспечения условий для общекультурного  и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания.

Создание информационно-образовательной среды (ИОС) является необходимым условием реализации целей новых образовательных стандартов.

  • информационные образовательные ресурсы
  • компьютерные средства обучения
  • современные средства коммуникации
  • педагогические технологии

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Мы все больше и больше окунаемся в мир, который породила информационная революция, – мир Интернета. И ключевая компетентность человека на сегодня – это не только сбор информации, но и ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий. Интернет международен, но самый популярный язык Интернета – английский. И люди, активно использующие компьютер, изучают именно этот язык.

В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

Юношеский  туризм - является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания школьников. Образовательное путешествие, совершаемое автономной детской группой, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов социализации  личности.

Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется также его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. Потенциал школьного туризма обусловлен эффективностью непосредственного влияния педагога на первичный детский коллектив, традиционной деятельностью и активностью субъектов деятельности. В связи с этим, многие проблемы современной школы, например, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, расширение кругозора детей, можно было бы решить путем использования элементов образовательного туризма в учебном процессе. Перечисленные возможности исследуемого вида деятельности позволяют реализовать актуальные цели современного школьного образования в процессе социализации личности. Юношеский туризм  обладает достаточным потенциалом для приобретения учащимися качеств субъекта деятельности, свидетельствующих о готовности к ее осуществлению. Преодоление социального и языкового барьеров, дальнейший выбор профессии, расширение представлений о мире, развитие культурологических факторов играют немаловажную роль в образовательном туризме старших школьников.

Для повышения уровня квалификации и компетентности педагогов наиболее эффективно использовать включение их в саму деятельность. Применительно к школьному туризму этот вид обучения может рассматриваться как наиболее эффективный по ряду причин:

1. Значительно экономится время, так как процесс самой деятельности и процесс обучения педагога совмещены.

2. В процессе совместной деятельности с детьми педагог получает возможность сразу же применить на практике полученные знания, при необходимости, скорректировать тот или иной практический навык.

3. Образовательная деятельность требует от педагога привлекать конкретный тематический материал для каждой экскурсии. Это, в свою очередь, создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого учителя. А организация различных видов деятельности побуждает к самостоятельной разработке учебных заданий, методик учебной работы на маршрутах и т.п., то есть побуждают учителя к познанию туризма или самообразованию в данном виде деятельности.

Культура и туризм — это, прежде всего, впечатления, а впечатления зависят от людей, которые этим занимаются.

Цель образовательного туризма:

 Формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

 Основные задачи:

1.Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.

2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности.

3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма – это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся – это будущие рядовые бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с мировой культурой очно.

        Направление:

        Россия–Германия, ГОУ Гимназия № 92 (Санкт-Петербург) – Гимназия Отто фон Таубен (г. Гаутинг).

        Длительность проекта: Начало развития проекта с 1992 года. Длительность каждого проекта 2 года. Посещение каждой страны 1 неделя.

Этапы проекта:

  1. Определение количества участников проекта.
  2. Определение времени посещения Санкт-Петербурга участниками проекта с немецкой стороны.
  3. Отбор учащихся Гимназии с 8-10 класс. Предпочтение отдается учащимся, знающим немецкий и английский язык на  оценку «отлично» и «хорошо».
  4. Разработка культурной программы посещения Санкт-Петербурга гостями из Германии.
  5. Посещение Санкт-Петербурга гостями из Гаутинга.
  6. Определение времени посещения Германии (г. Мюнхен, г. Гаутинг, и др.) участниками проекта из Санкт-Петербурга).
  7. Поездка в Германию учащихся Гимназии №  92
  8. Подведение итогов текущего проекта.

Вывод:

В последние годы главное внимание уделялось новым возможностям изучения иностранных языков: авторские методики, использование современных информационных технологий, привлечение носителей языка, новые учебные пособия и т.п. Постепенно, по мере насыщения рынка образовательных услуг, происходит изменение формата выставки: все большее значение приобретает информация о возможностях развития транснациональных контактов с другими странами, о разнообразных формах студенческого обмена и образовательного туризма, о возможностях сотрудничества для людей разных специальностей с зарубежными коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение социо культурной и языковой обучающей среды

В статье обобщается опыт по расширению социо-культурной и искусственно созданной языковой обучающей среды на базе летнего языкового лагеря...

"Развитие социальной и культурной обучающей среды с включением практической деятельности на уроках физики.

Предлагаются тезисы выступления на девятой научно-практической  конференции педагогов России и ближнего зарубежья Ассоциации гимназий " Развитие социальной и культурной обучающей среды с включени...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

Итоговая работа по блоку ИБ «Основные направления региональной образовательной политики" в Формирование социально – трудовых компетенций обучающихся при изучении раздела «Домашняя экономика"

Вданной работе представлена модель разработки урока-практикума « День святого Валентина». Данная разработка поможет формированию социально-трудовых компетенций у учеников 8х классов при прохождении ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...