УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
статья по географии (9 класс)

Елена Рашитовна Зинатуллина

Конспект урока по географии в 9 классе

Учебник: География России. Дронов В.П., Баринова В.Я., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Издательство «Дрофа».

Тема урока: Жилищное и рекреационное хозяйство России

Задачи урока:

   Образовательные: ввести новые понятия – фонд жилья, рекреационные ресурсы, благоустроенное жилье, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения по рекреационным районам России;

   Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами учебника, картами, дополнительным материалом, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;

   Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию географической культуры, патриотического восприятия родного уголка и страны в целом.

Планируемые результаты:

    Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, осознавать  ценность географических знаний,  как важнейшего компонента научной картины мира.

    Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск,  делать сравнительный  анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

    Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и анализировать статистические данные по теме, описывать рекреационные кластеры, используя элементы проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhkh_i_rekreatsiya.docx187.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российский Федерации

УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: Жилищное и рекреационное хозяйство России

(кейс – технология, географическое моделирование)

Учитель географии Зинатуллина Елена Рашитовна

МОБУ СОШ с.Рощинский

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Конспект урока по географии в 9 классе

Учебник: География России. Дронов В.П., Баринова В.Я., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Издательство «Дрофа».

Тема урока: Жилищное и рекреационное хозяйство России

Задачи урока:

   Образовательные: ввести новые понятия – фонд жилья, рекреационные ресурсы, благоустроенное жилье, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения по рекреационным районам России;

   Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами учебника, картами, дополнительным материалом, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;

   Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию географической культуры, патриотического восприятия родного уголка и страны в целом.

Планируемые результаты:

    Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, осознавать  ценность географических знаний,  как важнейшего компонента научной картины мира.

    Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск,  делать сравнительный  анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

    Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и анализировать статистические данные по теме, описывать рекреационные кластеры, используя элементы проектной деятельности.

Универсальные учебные действия:

    Личностные: осознавать необходимость изучения географии России,  проблем и перспектив в жилищном и рекреационном секторе, и  себя как  уникального и неповторимого жителя нашей страны и  вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.

    Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

   Познавательные: определять понятия и новую терминологию, конкретные примеры родного населённого пункта, самостоятельно выбирать  основания и критерии для классификации рекреационных районов России,  устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

     Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный урок

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

Техническое оборудование: проектор, физическая карта России, рабочая презентация по уроку, видеоролик с выступлением начальника ЖКО с.Рощинский, дополнительные материалы – программы Минстроя,   счета за коммунальные услуги, статистические данные по селу.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Урок мне хотелось начать словами китайской мудрой пословицы: «Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю».

- Итак, начнём урок.

2. Проблемное задание. Целеполагание 

- Посмотрите видеосюжет, который связан с темой, которую мы продолжим изучать (видеоролик из новостей ТВ РФ «В Китае придумали новый вид транспорта: чемодан с двигателем на колёсах).

- С чем вы ассоциируете эту новость? Как это можно связать с нашим уроков? (дети: виды транспорта, которые изучали, путешествие какое-то – чемодан, учитель фиксирует: транспорт, отдых)

- Следующий сайт – новость сайта одного из министерств РФ:

   «В городе Севастополе в рамках реализации программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах установят новые лифты. Как сообщили в подведомственном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Фонде ЖКХ, в город прибыла первая партия лифтового оборудования отечественного производства».

- О каком министерстве идет речь?  (жилье. Жилищное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство дом, капремонт – на доске фиксируем слово «Жилье»).

- Эти три слова: транспорт, отдых, жилье – будут тесно связаны с содержанием нашего урока. По транспортному комплексу России мы напишем проверочную работу, а новой темой будет жилищное и рекреационное хозяйство. Мы познакомимся с работой этих хозяйств, дополнительные источники дадут нам возможность расширить наш кругозор в этом направлении.

                                      3. Проверка пройдённого материала.

- Итак, приступим к географическому диктанту по теме «Транспорт». Приготовили тетради. Записываем проверочная  работа, вопросы будут на слайде.

* Задания

Первое  задание: Географический диктант

Выбрать вид транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, трубопроводный, речной, морской.

1.Какой вид транспорта является ведущим в транспортировке нефти и газа? Т

2.Какой вид транспорта является ведущим в перевозке пассажиров? А

3.Какой вид транспорта самый древний? Г

4.Низкая грузоподъемность? А

5.Транспорт с низкой скоростью? Ж

6.Транспорт с самым высоким грузооборотом? Т

7.Низкая  себестоимость перевозок? Ж

8.Самый дорогой? А

10.Транспорт с самым высоким пассажирооборотом? Ж

Второе задание: географическая карта

- Под цифрами находятся российские  порты, подпишите их (1 – Новороссийск, 2 – Владивосток, 3 – Санкт-Питербург, 4 – Магадан, 5 – Мурманск ,  6 - Архангельск)

* Самооценка

- Проверим с помощью ответов на слайде, поставим себе оценку.

Ответы:

Диктант 1- трубопроводный, 2 – авиационный, 3 – морской, 4 – автомобильный,

5 – железнодорожный, 6 – трубопроводный, 7 – автомобильный, 8 – авиационный,  

Карта: Новороссийск  - 1, Владивосток – 2, Санкт-Петербург – 3, Магадан – 4, Мурманск – 5, Архангельск – 6

За каждый правильный  ответ – 1 балл

14 правильных ответов – «5»

11 – 13 правильных ответов – «4»

7 – 10 правильных ответов – «3»

                                                4. Изучение нового материала

*Вводная беседа, понятия «Жилье России»

- Итак, вспомним слова «жилье» и «отдых», мы сформулировали  в начале урока  тему «Жилищное и рекреационное хозяйство России», запишите число и тему урока.

- Что относится к жилищному  хозяйству? (жилые дома, квартиры, капремонт, трубы, электроэнергия, газоотведение, отопление).

- Мы часто слышим – благоустроенное жилье. Что это значит? (к элементам благоустройства относят: водопровод, центральное отопление, электрическое освещение).

- Термин (запись в тетрадь). Жилищно-коммунальное хозяйство - совокупность отраслей, обеспечивающих жизнь и работу населения страны в нормальных условиях, а также снабжение предприятий отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и электроэнергии.

- Эта терминология появилась уже давно. В апреле 1649 года Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния». Эта дата и считается днём основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.

-  ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Сейчас этим большим хозяйством заведует Минстрой РФ (министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства). Они регулируют ситуацию в хозяйстве, решают проблемы, оказывают государственные услуги.

*Круглый стол – работа в группах «Проблемы и перспективы жилищного хозяйства России»

- Почему мы так сели в начале урока?  (Круглый стол, обсуждение проблем и перспектив жилищного хозяйства России, круглый стол предполагает проблему и ее решение).

- Тему «Жилищное хозяйство» мы рассмотрим с вами в форме круглого стола. Эта тема для нашего современного общества  очень актуальна. У нас сегодня будет две группы. Первая – представители Минстроя, вторая группа – жители России.

Задания.

Первая группа
Представители Минстроя.  Они нам предоставят данные по жилищному хозяйству России, расскажут о программах Минстроя.  
- Рассказать о деятельности Минстроя России?
- Какие федеральные  программы  в сфере ЖКХ  предлагает министерство?
- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?

Дополнительные материалы.

   Минстрой – это министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.  Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.

     Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это  федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.

 Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России.

Вторая группа

   Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства.  Используйте материал учебника страница  81-82, и дополнительные материалы.
1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский,  г. Стерлитамаке?  
2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском  всем хватает жилья? Есть ли семьи  недостаточно обеспеченные  жильём?
3) Количество неблагоустроенного жилья в России? Как дело обстоит в селе Рощинский?


*
Демонстрация видеоролика «Выступление начальника ЖКХ с.Рощинский»

- Сегодня не остался в стороне и наш начальник ЖКО Волков Александр.  

   «Здравствуйте, ребята. Я начальник ЖКХ села Рощинский. Хотел бы рассказать о первоочередных задачах нашего подразделения. Мы в первую очередь всегда готовы устранить срочные неполадки, аварии. А в плановом графике у нас на очереди ремонт отопительной системы, трубопроводных элементов.  По программе капремонта в этом году отремонтированы крыши нескольких домов. Село у нас чистое и аккуратное – это тоже заслуга наших работников. Проблемы тоже есть».

* Задание в группе

1. Расскажите о жилом фонде села? Что входит в этот фонд?

2. Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе.

- Сколько квадратных метров составляет ваша квартира?

- Сколько человек проживает в вашей квартире?

- Какова обеспеченность жильём семей в вашей рабочей  группе? Сравните ее с российской  (20 квадратных метров на человека)

3. Рассмотрите коммунальные счета жителей села (за газ, свет, отопление, ГВС).

- Сколько в среднем платит житель села Рощинский за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.

- Как можно удешевить квартплату?  (поставить счётчики на газ и воду).

(анализ результатов и решение проблем дорогой оплаты счетов, обеспеченности жилья, сравнение с российскими показателями).

- Подведём итоги нашего круглого стола, какие выводы можете сделать? (проблемы, дорогая оплата, отстаём от зарубежных стран, много  федеральных программ).

* Беседа «Рекреационное хозяйство России».

 - У нас ещё здесь остался чемодан, который ассоциируется с отдыхом (учитель выносит чемодан с бутылкой минеральной воды «Ессентуки»). Чемодан ассоциируется у нас с отдыхом, а минеральная вода «Ессентуки» показывает район отдыха на основе целебных свойств воды, а также полезными могут быть грязи, горячие источники, морской и горный воздух. Это могут быть санатории и курорты.  

- Итак, где в России можно сейчас отдохнуть?  (курорты Краснодарского края, здравницы Крыма, санатории, турбазы, лагеря отдыха, культурные памятники и историческое наследие). В нашей стране сейчас действует 5 тысяч санаториев, баз отдыха, пансионатов, 50 тысяч оздоровительных учреждений.

- Рекреационное хозяйство – это обеспечение отдыхом людей (термин в тетрадь).

- Россия делится на несколько районов:

1) на основе природных ресурсов

2) вокруг крупных городов (Москва, Питер, Подмосковье)

3) на основе культурно-исторических ценностей (Соловецкий монастырь)

* Физкультминутка – все пьют минеральную воду Ессентуки

 

*Работа по физической карте России.

- Найдите на карте курорты Краснодарского края? Какие города, на чем они основаны? (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе – морской климат)

- Найдите на карте Кисловодск,  Пятигорск. (Ставропольский края, минеральные воды)

- Найдите золотое кольцо России (в Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир)

*Демонстрация  видеоролика «Золотое кольцо».

3. Рефлексия

- Россия богата природными ресурсами, уникальными климатическими условиями, наличием морей, полезных минеральных источников, и  мы все любим родину, гордимся ей и восхищаемся.

- Что вам запомнилось на этом уроке, напишите на листочке и все листочки мы сложим в этот чемодан  (дети читают свои заметки и кладут их в чемодан)

 - Спасибо за работу на уроке

  1. Домашнее задание и оценки

- на «5» - составить проект путешествия «Здесь был я!»

- на «4» - ответить на вопросы  учебника страница 84

- Оценку «5» получают активные участники, «4» - за работу в группе.

Первая группа

Представители Минстроя во главе с министром.  Они нам предоставят сегодня данные по России 

Задания первой группе:

- Рассказать о деятельности Минстрое России?

- Какие жилищные программы  предлагает министерство?

- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?

Дополнительные материалы.

    Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.

    Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это  федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.

 Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России

     Рассмотрите законы, расскажите о представленных законах.

Вторая группа

   Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства.  Используйте материал учебника страница

 81-82.

Задание второй группы:

1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский, в г. Стерлитамаке?  

2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском хватает жилья? Есть ли семьи недостаточно обеспеченные  жильём?

3) Количество неблагоустроенного жилья? Как дело обстоит в селе Рощинский?

Третья группа

    Жители села Рощинский, среди которых есть и работники совхоза, молодёжь,  пенсионеры.  Они расскажут о жилом фонде села, проанализируют показатели счетов коммунальных платежей и подумают, как их можно сократить.

Задание третьей группе:

- Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе. Сравните ее с российской  (20 квадратных метров на человека).

- Сколько в среднем платит житель села за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.

Дополнительные материалы: счета жителей села Рощинский

C:\Users\Елена\Desktop\9 класс .JPGC:\Users\Елена\Desktop\м.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...