УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
статья по географии (9 класс)
Конспект урока по географии в 9 классе
Учебник: География России. Дронов В.П., Баринова В.Я., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Издательство «Дрофа».
Тема урока: Жилищное и рекреационное хозяйство России
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия – фонд жилья, рекреационные ресурсы, благоустроенное жилье, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения по рекреационным районам России;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами учебника, картами, дополнительным материалом, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию географической культуры, патриотического восприятия родного уголка и страны в целом.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и анализировать статистические данные по теме, описывать рекреационные кластеры, используя элементы проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zhkh_i_rekreatsiya.docx | 187.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российский Федерации
УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: Жилищное и рекреационное хозяйство России
(кейс – технология, географическое моделирование)
Учитель географии Зинатуллина Елена Рашитовна
МОБУ СОШ с.Рощинский
Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Конспект урока по географии в 9 классе
Учебник: География России. Дронов В.П., Баринова В.Я., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Издательство «Дрофа».
Тема урока: Жилищное и рекреационное хозяйство России
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия – фонд жилья, рекреационные ресурсы, благоустроенное жилье, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения по рекреационным районам России;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами учебника, картами, дополнительным материалом, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию географической культуры, патриотического восприятия родного уголка и страны в целом.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и анализировать статистические данные по теме, описывать рекреационные кластеры, используя элементы проектной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения географии России, проблем и перспектив в жилищном и рекреационном секторе, и себя как уникального и неповторимого жителя нашей страны и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия и новую терминологию, конкретные примеры родного населённого пункта, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации рекреационных районов России, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный урок
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Техническое оборудование: проектор, физическая карта России, рабочая презентация по уроку, видеоролик с выступлением начальника ЖКО с.Рощинский, дополнительные материалы – программы Минстроя, счета за коммунальные услуги, статистические данные по селу.
Ход урока:
- Организационный момент
- Урок мне хотелось начать словами китайской мудрой пословицы: «Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю».
- Итак, начнём урок.
2. Проблемное задание. Целеполагание
- Посмотрите видеосюжет, который связан с темой, которую мы продолжим изучать (видеоролик из новостей ТВ РФ «В Китае придумали новый вид транспорта: чемодан с двигателем на колёсах).
- С чем вы ассоциируете эту новость? Как это можно связать с нашим уроков? (дети: виды транспорта, которые изучали, путешествие какое-то – чемодан, учитель фиксирует: транспорт, отдых)
- Следующий сайт – новость сайта одного из министерств РФ:
«В городе Севастополе в рамках реализации программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах установят новые лифты. Как сообщили в подведомственном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Фонде ЖКХ, в город прибыла первая партия лифтового оборудования отечественного производства».
- О каком министерстве идет речь? (жилье. Жилищное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство дом, капремонт – на доске фиксируем слово «Жилье»).
- Эти три слова: транспорт, отдых, жилье – будут тесно связаны с содержанием нашего урока. По транспортному комплексу России мы напишем проверочную работу, а новой темой будет жилищное и рекреационное хозяйство. Мы познакомимся с работой этих хозяйств, дополнительные источники дадут нам возможность расширить наш кругозор в этом направлении.
3. Проверка пройдённого материала.
- Итак, приступим к географическому диктанту по теме «Транспорт». Приготовили тетради. Записываем проверочная работа, вопросы будут на слайде.
* Задания
Первое задание: Географический диктант
Выбрать вид транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, трубопроводный, речной, морской.
1.Какой вид транспорта является ведущим в транспортировке нефти и газа? Т
2.Какой вид транспорта является ведущим в перевозке пассажиров? А
3.Какой вид транспорта самый древний? Г
4.Низкая грузоподъемность? А
5.Транспорт с низкой скоростью? Ж
6.Транспорт с самым высоким грузооборотом? Т
7.Низкая себестоимость перевозок? Ж
8.Самый дорогой? А
10.Транспорт с самым высоким пассажирооборотом? Ж
Второе задание: географическая карта
- Под цифрами находятся российские порты, подпишите их (1 – Новороссийск, 2 – Владивосток, 3 – Санкт-Питербург, 4 – Магадан, 5 – Мурманск , 6 - Архангельск)
* Самооценка
- Проверим с помощью ответов на слайде, поставим себе оценку.
Ответы:
Диктант 1- трубопроводный, 2 – авиационный, 3 – морской, 4 – автомобильный,
5 – железнодорожный, 6 – трубопроводный, 7 – автомобильный, 8 – авиационный,
Карта: Новороссийск - 1, Владивосток – 2, Санкт-Петербург – 3, Магадан – 4, Мурманск – 5, Архангельск – 6
За каждый правильный ответ – 1 балл
14 правильных ответов – «5»
11 – 13 правильных ответов – «4»
7 – 10 правильных ответов – «3»
4. Изучение нового материала
*Вводная беседа, понятия «Жилье России»
- Итак, вспомним слова «жилье» и «отдых», мы сформулировали в начале урока тему «Жилищное и рекреационное хозяйство России», запишите число и тему урока.
- Что относится к жилищному хозяйству? (жилые дома, квартиры, капремонт, трубы, электроэнергия, газоотведение, отопление).
- Мы часто слышим – благоустроенное жилье. Что это значит? (к элементам благоустройства относят: водопровод, центральное отопление, электрическое освещение).
- Термин (запись в тетрадь). Жилищно-коммунальное хозяйство - совокупность отраслей, обеспечивающих жизнь и работу населения страны в нормальных условиях, а также снабжение предприятий отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и электроэнергии.
- Эта терминология появилась уже давно. В апреле 1649 года Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния». Эта дата и считается днём основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.
- ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Сейчас этим большим хозяйством заведует Минстрой РФ (министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства). Они регулируют ситуацию в хозяйстве, решают проблемы, оказывают государственные услуги.
*Круглый стол – работа в группах «Проблемы и перспективы жилищного хозяйства России»
- Почему мы так сели в начале урока? (Круглый стол, обсуждение проблем и перспектив жилищного хозяйства России, круглый стол предполагает проблему и ее решение).
- Тему «Жилищное хозяйство» мы рассмотрим с вами в форме круглого стола. Эта тема для нашего современного общества очень актуальна. У нас сегодня будет две группы. Первая – представители Минстроя, вторая группа – жители России.
Задания.
Первая группа
Представители Минстроя. Они нам предоставят данные по жилищному хозяйству России, расскажут о программах Минстроя.
- Рассказать о деятельности Минстроя России?
- Какие федеральные программы в сфере ЖКХ предлагает министерство?
- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?
Дополнительные материалы.
Минстрой – это министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.
Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.
Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России.
Вторая группа
Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства. Используйте материал учебника страница 81-82, и дополнительные материалы.
1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский, г. Стерлитамаке?
2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском всем хватает жилья? Есть ли семьи недостаточно обеспеченные жильём?
3) Количество неблагоустроенного жилья в России? Как дело обстоит в селе Рощинский?
* Демонстрация видеоролика «Выступление начальника ЖКХ с.Рощинский»
- Сегодня не остался в стороне и наш начальник ЖКО Волков Александр.
«Здравствуйте, ребята. Я начальник ЖКХ села Рощинский. Хотел бы рассказать о первоочередных задачах нашего подразделения. Мы в первую очередь всегда готовы устранить срочные неполадки, аварии. А в плановом графике у нас на очереди ремонт отопительной системы, трубопроводных элементов. По программе капремонта в этом году отремонтированы крыши нескольких домов. Село у нас чистое и аккуратное – это тоже заслуга наших работников. Проблемы тоже есть».
* Задание в группе
1. Расскажите о жилом фонде села? Что входит в этот фонд?
2. Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе.
- Сколько квадратных метров составляет ваша квартира?
- Сколько человек проживает в вашей квартире?
- Какова обеспеченность жильём семей в вашей рабочей группе? Сравните ее с российской (20 квадратных метров на человека)
3. Рассмотрите коммунальные счета жителей села (за газ, свет, отопление, ГВС).
- Сколько в среднем платит житель села Рощинский за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.
- Как можно удешевить квартплату? (поставить счётчики на газ и воду).
(анализ результатов и решение проблем дорогой оплаты счетов, обеспеченности жилья, сравнение с российскими показателями).
- Подведём итоги нашего круглого стола, какие выводы можете сделать? (проблемы, дорогая оплата, отстаём от зарубежных стран, много федеральных программ).
* Беседа «Рекреационное хозяйство России».
- У нас ещё здесь остался чемодан, который ассоциируется с отдыхом (учитель выносит чемодан с бутылкой минеральной воды «Ессентуки»). Чемодан ассоциируется у нас с отдыхом, а минеральная вода «Ессентуки» показывает район отдыха на основе целебных свойств воды, а также полезными могут быть грязи, горячие источники, морской и горный воздух. Это могут быть санатории и курорты.
- Итак, где в России можно сейчас отдохнуть? (курорты Краснодарского края, здравницы Крыма, санатории, турбазы, лагеря отдыха, культурные памятники и историческое наследие). В нашей стране сейчас действует 5 тысяч санаториев, баз отдыха, пансионатов, 50 тысяч оздоровительных учреждений.
- Рекреационное хозяйство – это обеспечение отдыхом людей (термин в тетрадь).
- Россия делится на несколько районов:
1) на основе природных ресурсов
2) вокруг крупных городов (Москва, Питер, Подмосковье)
3) на основе культурно-исторических ценностей (Соловецкий монастырь)
* Физкультминутка – все пьют минеральную воду Ессентуки
*Работа по физической карте России.
- Найдите на карте курорты Краснодарского края? Какие города, на чем они основаны? (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе – морской климат)
- Найдите на карте Кисловодск, Пятигорск. (Ставропольский края, минеральные воды)
- Найдите золотое кольцо России (в Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир)
*Демонстрация видеоролика «Золотое кольцо».
3. Рефлексия
- Россия богата природными ресурсами, уникальными климатическими условиями, наличием морей, полезных минеральных источников, и мы все любим родину, гордимся ей и восхищаемся.
- Что вам запомнилось на этом уроке, напишите на листочке и все листочки мы сложим в этот чемодан (дети читают свои заметки и кладут их в чемодан)
- Спасибо за работу на уроке
- Домашнее задание и оценки
- на «5» - составить проект путешествия «Здесь был я!»
- на «4» - ответить на вопросы учебника страница 84
- Оценку «5» получают активные участники, «4» - за работу в группе.
Первая группа
Представители Минстроя во главе с министром. Они нам предоставят сегодня данные по России
Задания первой группе:
- Рассказать о деятельности Минстрое России?
- Какие жилищные программы предлагает министерство?
- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?
Дополнительные материалы.
Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.
Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.
Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России
Рассмотрите законы, расскажите о представленных законах.
Вторая группа
Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства. Используйте материал учебника страница
81-82.
Задание второй группы:
1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский, в г. Стерлитамаке?
2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском хватает жилья? Есть ли семьи недостаточно обеспеченные жильём?
3) Количество неблагоустроенного жилья? Как дело обстоит в селе Рощинский?
Третья группа
Жители села Рощинский, среди которых есть и работники совхоза, молодёжь, пенсионеры. Они расскажут о жилом фонде села, проанализируют показатели счетов коммунальных платежей и подумают, как их можно сократить.
Задание третьей группе:
- Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе. Сравните ее с российской (20 квадратных метров на человека).
- Сколько в среднем платит житель села за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.
Дополнительные материалы: счета жителей села Рощинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...