О повышении роли географического образования
статья по географии
В статье представлен многолетний опыт работы по повышению роли географического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_povyshenii_roli_geograficheskogo_obrazovaniya.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
О повышении роли географического образования
«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том, всяк, имеющий понятие, рассудить может…»М.В. Ломоносов
Каждый учитель-предметник, конечно же, считает свой предмет самым если не главным то, как минимум самым важным. Не исключение и мы географы! Сразу можете возразить: «А кому нужна ваша география?». Я отвечу: « Всем!» Особенно в нашей стране, самой большой в мире! Каждый культурный и образованный человек должен знать страну, в которой он живёт. И как здесь не вспомнить слова родоначальника экономической географии Н.Н. Баранского: «География-это наука, которая предвидит, где встать городам, каким появиться заводам, куда пройти дорогам. Я бы назвала географию стратегическим школьным предметом для России. К сожалению, в жизни всё получается с точностью да наоборот. Но и в этих нелёгких условиях я взяла курс на повышение роли географического образования.
В своей деятельности я использую разнообразные педагогические технологии, что способствует повышению интереса учащихся к предмету. Одна из наиболее часто применяемых мною технологий это «технология критического мышления». В ней много интересных приемов: «толстые» и «тонкие» вопросы, «эффективная лекция», таблица « Плюс – минус – интересно». На уроках я достаточно часто применяю элементы этой технологии. Это активизирует деятельность учащихся, повышает их активность на уроке, развивает мыслительную деятельность. Дети набираются опыта работы в команде, формируются умения задавать и отвечать на вопросы товарищей, анализировать текст учебника. Дети учатся
оценивать полученный результат, осмысливают собственные действия по выработке решения. В наше время, когда дети не могут и не хотят слушать, эта технология очень актуальна. Ещё более актуальным является компетентностный подход в обучении географии, который я успешно реализую в педагогической деятельности. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации (прежде всего, картографическими произведениями) вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. На своих уроках уделяю большое внимание к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому постоянно применяю способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, справочных материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методики обучения географии в школе. Третий момент, позволяющий добиваться стабильно высоких результатов, это индивидуальная работа с одарёнными детьми. Как правило, у таких детей проявляются: высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания. Используя дифференцированный подход, я работаю над развитием этих качеств. Таким детям создаю условия, включающие расширение содержания образования в определенной области науки; стимулирование познавательных способностей учащихся; дифференцированный подход в образовательной деятельности; регуляцию конфликтов; антистрессовую работу. Помогает в этом использование в учебной деятельности индивидуально - личностного подхода к одарённым учащимся. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, участие в конкурсах, написание творческих рефератов, проектные рабрты, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Знание - результат, прежде всего, творческого труда. Знание учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль географического образования. Формирование экологической культуры населения
Описания роли географического образования, формирования экологической культуры населения культуры населения села Тюрнясево...
Доклад "Роль географического образования в развитии современной личности".
В докладе освещены причины кризиса современного географического образования, а также названы основные приоритеты современного школьного географического образования....
выступление на тему: «Роль географического образования в формировании современной личности".
География – одна из древнейших наук на Земле. Но это не значит, что она потеряла свою актуальность и значимость в современном обществе. В связи с возрастающей необходимостью...
«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...
Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....
Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
Цель: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...
Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС
В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....