Тема "Облака.Атмосферные осадки"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_oblaka.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Облака. Атмосферные осадки
Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков
Оборудование: презентация, физическая карта полушарий, модель круговорота воды в природе
И, прежде, чем начать урок,
Хочу сказать: « Вас видеть рада я , ребята,
Глядеть в смышленые глаза
Ведь для меня – награда!
Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно, Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!
Ребята, у меня к вам вопрос:
Есть такое одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
Мы продолжаем изучение темы « Атмосфера»
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки: сл 1
- Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут ( облака)
- Крупно, дробно зачастило, всею землю напоило ( дождь)
- С неба- звездой, в ладошку – водой ( снег)
- Падает горошком, скачет по дорожкам (град)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает ( роса)
Молодцы! Тема сегодняшнего урока « Облака. Атмосферные осадки» сл.2
Записи сегодня будем делать в рабочем дневнике.
) И как всегда, с нами рядом наш старый искренний друг – вопросительный знак. Под грудой вопросов согнулся он дугой. Давайте поможем ему распрямиться и превратиться в восклицательный знак. Это произойдёт тогда. Когда мы найдём ответы на следующие вопросы: « Что такое облака , атмосферные осадки , и причины их образования. Сл.3
Эпиграфом урока являются слова В. Шекспира
Сл.4
Пора чудес прошла
И нам приходится подыскивать причины всему, что совершается на свете.
На уроках мы учимся сочинять синквейны. Дом.заданием у вас было написать синквейны на темы : « атмосфера», « тропосфера», « Стратосфера», « термометр», « Влажность», «туман».
Все вы в детстве смотрели мультфильм, где звучит эта песенка ( клип) сл.5
Наверняка, Каждый рассматривал облака, сидя у реки, у моря и выдумывал разнообразные замки и пейзажи. - Какие мысли у вас возникали, когда вы наблюдали облака?
- - Частью какого процесса является образование облаков?
Как образуются облака? Моделирование на доске
Воздух нагревается от земной поверхности, поднимается вверх, вместе с ним поднимается и водяной пар. Поднимаясь, воздух постепенно охлаждается, происходит конденсация ( переход воды из газообразного состояния в жидкое), водяной пар превращается в капельки воды или кристаллики льда.
- Что же такое облака?
Облака – это скопление водяных капель на высоте в атмосфере. ( в тетрадь) сл.6
Образованию облаков способствуют примеси в атмосфере: вулк.пыль, частицы морской соли ( при сильном волнении ) , сажа. Мельчайшие твёрдые частички играют роль ядер конденсации. Притягиваясь к их поверхности, частицы пара становятся капельками воды.
- Главная причина образования облаков? ( охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром и присутствие в воздухе необходимого количества ядер конденсации) в тетрадь!
- Чем прохладнее воздух, тем на ( меньшую, большую) высоту надо подняться , чтобы достигнуть уровня конденсации сл.7
- Зимой облака ( низко, высоко), а летом…высоко
А почему облака не падают? Капельки и кристаллы в облаке удерживаются на весу восходящими потоками воздуха и переносятся ветрами на большие расстояния.
- Облака и туман – « близнецы-братья».Что у них общего? ( Образуются в результате конденсации вод.пара при остывании насыщенного воздуха).
- В чём разница? Туман у земной поверхности, а облака – в тропосфере.
К. Паустовский писал, что облака, проплывая над странами и континентами, принимают их очертания. Прав ли он? Почему такие разнообразные формы имеют облака ?
Схема В тетрадь! Сл.8
Прежде, чем заполнить схему Послушайте сказку и ответьте на вопросы: какие виды облаков? На какой высоте они образуются и какие погодные явления связаны с ними?
Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нём три семейства: Кучевые, Перистые и Слоистые облака. И вот, однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. « Мы красивее всех! – закричали Кучевые облака. ( сл.9 ). Мы появляемся на высоте 2-3км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы состоим из капелек воды и напоминаем огромные горы» « Нет!. – закричали Перистые облака. ( сл.10 )Это мы красивее всех. Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево. « Зато мы можем затянуть всё небо, - возразили Слоистые облака,- и через нас ничего не будет видно! Мы живем не выше 2км ( сл.11 ) . Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются братья Облака вместе. Итак, ребята, что вы узнали из сказки?
( Заполнение схемы и рассказ об облаках)
Рис.92, стр.100
Кучевые облака образуются в тёплое время года, в нижнем ярусе атмосферы – грозы, сильные ливни, шквалистый ветер, на высоте 2-10 км., с весны по осень. . При бурном поднятии тёплого воздуха обр. кучево-дождевые облака. О них говорят: Башенки и шпили цветы напоили. Это пышные кучевые облака, растущие вверх, то возможна гроза.
Слоистые – менее 2км, при столкновении тёплого и холодного воздуха, в течение всего года; пасмурная погода, мелкий дождь, слабый снег.
Перистые – 10-12км. , в верхних частях тропосферы при очень низких температурах, при столкновении тёплого и холодного воздуха, могут подним. До 20км. Если облако вытянуто по длине и напоминает острые длинные перья, погода будет неважной. Осадки из перистых облаков не выпадают.
Есть смешанные облака стр.88. рис.82
Посмотрите в окно. Какие сейчас облака.? Какую нам ожидать погоду?
Скопление облаков называется облачностью ( в тетрадь). Она сл.12 определяется в баллах. 10б=100%
Какова облачность сейчас?
Какое значение имеют облака в жизни планеты?
Освещённость, ослабляют нагревание земной поверхности днём и препятствуют понижению температуры ночью.
Облачность выполняет роль одеяла над Землёй.
.
Закрепление. Сл.13
- Что такое облака? Из чего они состоят?
- Виды облаков.
- Какие облака относятся к водяным, ледяным и смешанным?
- Чем объясняется разнообразие облаков?
Выводы сл.14
1. Облака состоят из капелек воды и ли кристаллов льда.
2. Главная причина образования облаков-охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром и присутствие в воздухе необходимого количества ядер конденсации
3.. Разнообразие облаков объясняется различными условиями их образования
Тест В тетрадь!
Определите, о каких облаках идёт речь.
1. Перистые а) укутывают небо сплошным покровом сл.15
2. Слоистые б) образуются на высоте 7-10км;
3. Кучевые в) часто разражаются грозовыми дождями;
Г) без осадков;
Д) высота образования не более 2км;
Е) напоминают клочки ваты;
Ж) вызывают затяжные дожди, снег
З) напоминают белые волокна или перья;
И) могут подниматься до высоты 20км
Ответы А-2; Б-1; В-3; Г-1; Д-2; Е-3; Ж-2, З-1; И-1.
Сл.16
9 – «5»
8-7 – «4»
6-5 – «3»
Звучит сигнал СОС сл.17
Кому – то нужна помощь!
Помощь нужна нашей новой героине
Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленая. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но, однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое, подняла ресницы и увидела облако, состоящее из таких же весёлых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облака и понёс всё дальше и дальше от родного озера. Мама, мама, закричала Лия, но озеро её уже не слышало.
- Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру? Какова дальнейшая судьба капельки?
Облака являются источником атмосферных осадков. Что мы должны уЗнать? Учебник, пар 27, пункт « Что такое атм. осадки» Прочитайте с карандашом в руке ν- я это знал(а); + новое для меня; ? непонятно, нужно разобраться.
Атмосферные осадки- это вода в жидком и твёрдом виде, выпадающая на землю из атмосферы. Сл.18
Почему же выпадают осадки? Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем о приключениях нашей капельки сл.19
Встретилась Лии пылинка, поднятая ветром, малышка уцепилась за неё и поехала. Другая кричит: « Подвинься! Я тоже прокатиться хочу! Хлоп! – из двух малышек сделалась одна капелька побольше. А тут, глядишь, и третья: « так не годится – говорит, - покатались, дайте и мне!» - и тоже прилепилась. А там четвёртая, десятая, сотая… Слились они вместе, получилась довольно большая капля, и стала она опускаться вниз. А на ходу к ней ещё пассажиры прибавляются. Всё толще и толще становится капля, всё быстрее она летит вниз. Вырвалась капля из облаков и пулей на землю. А с ней миллионы точно таких же. Хлынул дождь.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Почему выпадают атм.осадки? Осадки выпадают при конденсации водяного пара ( образование облаков) в атмосфере и увеличении размеров капель в облаке.( капли размером от 0,5 до 7мм) в тетрадь!
- Какие условия необходимы для увеличения размеров капель? В облаке должны присутствовать капли разных размеров или капли воды вместе с кристаллами льда. Если капли в облаке одинаковые по размерам, то при столкновении они отталкиваются друг от друга. Крупная капля притягивает к себе маленькую. Самая крупная капля – 9,4 мм сл.20
- Какие виды осадков вы знаете?
Сейчас вы внимательно слушайте, я расскажу вам , какие виды осадков существуют. Вы заполняете схему
Виды осадков в тетрадь! Сл.21
Выпадающие из облаков Выпадающие из воздуха
Презентация ( рассказ учителя)
дождь роса
снег иней
град изморозь
крупа гололёд
морось
сл.22-30
Снег – если температура в облаке ниже 0 град, , то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья ( шестигранники)
Роса- образование росы рассматривали на прошлом уроке
Град – зарождается как дождь- сначала это капли воды през К и М
Но прежде чем они упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь по пути с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. Индия – 1кг, 13см
Крупа – это твёрдые осадки неправильной формы( снежная и ледяная ) обычно в переходные сезоны- весна, осень, бывает зимой.
Изморозь- кристаллическая: оседание льда в виде кристалликов на ветках деревьев, проводах – возникает при тумане в тихую, морозную погоду.
Гололёд – отложение плотного льда на ветках, проводах, столбах при намерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Образуется при темп.воздуха от 0 до -3град. Не следует путать с гололедицей – гололедица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели.
Морось –жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель инее ощутимы на лице как отдельные капли.
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлаждённой поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие очи осенью, или весной.
Проверка задания сл.31
- Какие виды осадков характерны для нашей местности?
Предполагаемый ответ: весной, летом и осенью в Мордовии выпадают осадки в виде дождя, зимой - в виде снега.. При вторжении теплого воздуха зимой или холодного – летом возможны грозы, град. Осенью выпадают осадки в виде мороси, а зимой возможна изморозь.
А сейчас послушайте отрывок из книги А. Мусатова « Стожары»
Сидишь в кабине под самыми облаками и принимаешь заявки по радио. Алло! Дежурный по погоде слушает. Кто говорит? Колхоз им Пушкина. Что заказываете? Дождь на 45 минут. Какой вам? Помельче, вроде грибного. Есть. Заказ принят. Прошу приготовиться. И пожалуйста, включаешь рубильник – дождь на 45 мин. Возможна такая ситуация? Для этого с самолёта облака посыпают мелкими частицами углекислоты( иск.лёд, которым охлаждают мороженое) . Кристаллики сухого льда обволакиваются влагой облака и превращаются в снежинки. Падая, снежинки тают, из них превращаются дождевые капли. Таким же способом можно рассеять облако. Но в целом проблема ещё не решена и учёные продолжают над ней работать
Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров ( сл.32 ) Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают спц защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в тёплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью изм стакана. Измерения проводят 2 раза всутки: в 7 ч утра и 19ч вечера.Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений. Годовое количество осадков равно сумме осадков , выпавших за все месяцы этого года.
А сейчас мы с вами научимся анализировать диаграммы годового количества осадков. Откройте учебник на стр.104. Рассматриваем рисунок 95 , Владивосток. Сл.33
Анализ диаграммы.
Диаграмма г. Саранска - Почему во Владивостоке осадков больше?сл.34
Больше всего осадков выпадает на Гавайских о-ах – 12500мм Черапунджи 12 660мм ( слайд карта) Почему? Подсказка ( рисунок), рис.94 бсл.35
Если бы были горы на западе, как изменилось бы кол-во осадков в Мордовии?
От чего зависит количество осадков? 1. близость океанов и морей.
2. Рельеф тетрадь сл.36
Необычные дожди. Сл.37
Иногда на поверхности земли выпадают необычные осадки.Бывают белые, красные, зелёные, чёрные дожди.Их цвет зависит от цвета твёрдых частиц, попавших внутрь капли. Если ядрами конденсации служил чёрный вулканический пепел, дождь будет чёрным. Красный и зелёный дождь выпадает на берегах морей, такой цвет дождям придают микроскопические водоросли. В древности люди называли эти дожди « кровавыми» и думали. Что они предвещают несчастья. В Англии не так уж редкое явление дожди из рыб или лягушек. Образование таких дождей связано с сильными ветрами. Над морем или прудом они захватывают рыбу, лягушек или водоросли, а при разрушении водорослей животные падают на землю. Известен случай выпадения дождя из золотых монет. Оказывается, смерч захватил старинный клад, лежащий на дне озера.
Что сегодня узнали об атмосферных осадках?
Мы узнали, что…сл.38
1. Атмосферными осадками называется вода в жидком или твёрдом виде, выпадающая на земную поверхность из атмосферы. Измерение осадков осуществляется на метеорологических станциях с помощью осадкомера.
2. Из облаков не всегда выпадают атмосферные осадки. Чтобы образовался дождь, капля должна увеличиться в размерах. Для выпадения осадков в облаке должны находиться капли разного размера или капли вместе с кристаллами льда.
3. Атмосферные осадки отличаются друг от друга по внешнему виду и состоянию.
4. На Земле иногда выпадают необычные дожди
5. Главный поставщик осадков на сушу – Мировой океан, а главный двигатель этого процесса - Солнце
Сочинить синквейн Облака Дождь Снег Град Я на уроке
На протяжении всего урока с нами был ? Помогли мы ему превратиться в ! Впрочем, ? очень важный и нужный знак! Что? Как? Почему? Отчего? Когда? Да без него, сутулого, ни одного вопроса не задано.
Лист контроля по теме: «Атмосфера» в тетрадь! Сл.39
Д/з пар 26,27; Оформить обложку раб.дневника сл.40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к теме "Атмосферные осадки"
Материалы для проверки домашнего задания по изученной теме "Ветер. Влажность воздуха. Облака". Конспект урока изучения нового материала по теме "Атмосферные осадки". Презентации к уроку....
урок географии в 6 классе по теме "Атмосферные осадки"
Данный урок географии подготовлен и проведён в 6 классе специальной (коррекционной) школы I-II вида. с использованием программы Smart для интеактивной доски..Цели урока:Образовательные: сформиро...
Распределение температур и осадков.
Разноуровневые модули для изучения материала. Входной и выходной контроль....
Урок географии на тему "Составление графика хода температуры, диаграмм облачности и осадков используя компьютер"
Практическая работа по географии в 6 классе с использованием ИКТ...
презентация к уроку в 6 классе "Атмосферные осадки""
Данная презентация даст возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.Презентация "Атмосферные осадки" поможет пробудить у учеников интерес и изучению темы "...
Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.
План-конспект урока географии в 6 классе с использованием ЭОР «Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки», четвёртый урок из шести в разделе «Атмосфера. Климат Земли»....
Методическая разработка открытого урока по английскому языку. Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.
Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.Цели:Образовательная цель: формирование навыков чтения, перевода и устной речи по теме: Типы осадков, расширение лексической базы, в ...