Статья на тему " Карта - ключ к познанию географии "
статья по географии (6 класс)

Надарян, Анна, Граатовна

Данная статья помогает понять роль географической карты в обучении географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Карта – ключ к познанию географии ».

«Карта – есть альфа

И омега географии»

Н.Н. Баранский

Исполнитель:

Надарян Анна Граатовна

Содержание

1)Введение 2

2)Роль географической карты в обучении географии 3

3)Особенности школьных карт 6

4)Виды карт 10

5)Заключение 13

6)Список литературы 14

Введение

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

Роль географической карты в обучении географии

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.

1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. 

2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?

Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.

Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.

4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.

Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.

Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе. 

Особенности школьных карт

 Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.

Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и др. школьных дисциплин, в которых карты используются.

Школьные карты должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.

 Наглядность — важнейшая особенность школьных карт, которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления.

Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это прежде всего обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. Таковы на картах изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.

Наглядность многих из таких обозначений усиливается еще применением фоновых и штриховых расцветок, ассоциируемых с природными (голубой фон озер, синие линии рек и т. п.). С той же целью полезно помещение картинных (художественных) рисунков местности на самих картах, что непосредственно связывает их условный язык с соответствующими образами.

  Элементы математической основы школьных карт

Масштаб  Важнейшим элементом математической основы школьных карт, как и карт вообще, является их масштаб.

Картографическая проекция важный элемент математической основы школьных карт. Чтобы облегчить учащимся пользование картами, их математической основой, целесообразно школьные карты давать в одной или нескольких проекциях.

Картографическая сетка изображается на большинстве школьных карт, стенных и в атласах. Для облегчения работы с сетками школьных карт различия в их густоте также сведены к минимуму. Для более удобного пользования сеткой на школьных картах экватор, нулевой (нередко и 180°) меридиан обычно выделяются утолщенными линиями.

У выходов линий сетки вдоль рамок карт даются соответствующие значения их широт и долгот. Для ориентировки школьных карт характерно расположение прямолинейного меридиана посередине карты. Этим сохраняется привычное совпадение направления север — юг с направлением верх — низ в центральной части карты. В остальных местах эти направления не совпадают и чем дальше от среднего меридиана, тем в большей степени, на что обращается особое внимание учащихся при определении направлений на карте (в сопоставлении с планом).

Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений.

Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику.

Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.

 Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии.

По карте могут решаться различные творческие задачи, связанные с перспективами освоения природных ресурсов в различных районах страны, промышленного и транспортного строительства. По карте можно вычислять объемы, площади территории, длины рек, дорог и т. д.

Целевая установка школьных карт состоит в том, чтобы в обученной географии служить важнейшим специфическим средством для последовательного (от класса к классу) овладения познанием закономерностей размещения и связей явлений природной среды и хозяйственной деятельности общества.

Выделяют три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.

 Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования.

Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.

 Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности.

Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений.

Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.

 Знать карту — это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры.

При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.

Географическая карта является объектом и средством обучения.

В качестве объекта она обладает рядом свойств:

- геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);

- математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);

- набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).

Карта также является средством наглядности и источником получения знаний.

Работа с картой развивает пространственное воображение и зрительную память.

Виды карт

По назначению:

1. Научные

2. Учебные

3. Справочные

По способу использования:

1. Настенные

2. Настольные (в том числе и атласы для школьников)

3. Карманные

4. Контурные

По охвату территории:

1. Карта мира и полушарий

2. Карты материков и океанов

3. Карты государств и регионов

4. Топографические карты (города, местности…)

По масштабу:

1. Крупномасштабные

2. Среднемасштабные

3. Мелкомасштабные

По содержанию:

1. Комплексные

2. Общегеографические

3. Тематические

Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.

В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атласами, которые наряду с учебниками являются обязательными пособиями по соответствующим темам географии. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»).

Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Контурные карты — это одноцветные изображения картографической сетки и элементов общегеографической карты — береговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-административных границ и иногда — отдельных элементов тематических карт.

Они предназначаются для нанесения знаков и надписей названий изучаемых географических объектов с целью закрепления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических картосхем.

Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сброшюрованных наборов применительно к школьным курсам географии по классам.

Глобус - модель земного шара с картографическим изображением, сохраняет постоянство масштаба, соотношение площадей и геометрическое подобие контуров. Глобус применяется для объяснения таких понятий, как форма и размеры Земли и её частей, градусная сетка и координаты, условия освещённости и нагревания Земли, сущность и геометрические свойства картографических проекций.

Заключение

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще:

-отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов;

- упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных;

- обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др.

Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.

Литература

1) Берлянт А. М., Карта - второй язык географии, М., 1985;

2) Преображенский А. И., Экономические карты в преподавании географии, М., 1980;

3) Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчешниковой, М., 1983;

4) Использование средств обучения в преподавании географии, под ред. Ю. Г. Барышевой, М., 1989;

5)Картография с основами топографии, под ред. Г. Ю. Грюнберга, М., 1991. Я. А. Лапкина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.

Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...

Статья на тему : «Повышение интереса к обучению географии в школе за счет использования на уроках инновационных технологий»

      География -единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для п...

Статья на тему "Регулятивные УУД на уроках географии". ФГОС.

Данная статья покажет Вам, как в современной школе на уроках географии можно формировать регулятивные универсальные учебные действия....

Что такое история? Ключи к познанию прошлого.

Презентация для урока по истории в 5 классе...

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ. КЛЮЧИ К ПОЗНАНИЮ ПРОШЛОГО

Сценарий урока по Историии Древнего мира с применением образовательнйо онлаин-платформы УЧИ,ру Цели:Сформировать понятие «история»; показать, для чего история необходима людям; познак...

Мастер-класс "Ключ к познанию, или как я развивала интерес к математике"

В своей работе я хочу показать, что занимательные задачи и нестандартные способы решения задач помогают развивать  сообразительность, способность мыслить логически, и, наконец, просто повышают за...

Статья на тему: Интерактивные методы на уроках географии

Фрагменты урока географии с применением методики интерактивного обучения...