Статья на тему: Интерактивные методы на уроках географии
статья по географии (7 класс)

Халиулова Лилия Юрьевна

Фрагменты урока географии с применением методики интерактивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interaktivnye_metody_na_urokah_geografii.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения интерактивных технологий обучения на уроках географии

Автор – Халиулова Лилия Юрьевна

  1. Фрагменты урока географии с применением методики интерактивного обучения (Урок географии в 7 классе «Географическое положение Африки»)

Цель: Изучение географического положения Африки. 

1. Технология ( Путешествие вокруг Африки)

  1. Описание  деятельности обучающихся с атласом и контурной картой.
  2. Выступление ребят по заранее полученному заданию.

Сегодня мы отправляемся в путешествие вокруг материка. На карте видны только очертания береговой линии, а географические объекты, окружающие Африку, не обозначены. Вот их-то предстоит определить во время путешествия и зафиксировать на наших контурных картах. Кое-кто из ребят уже собрал некоторую информацию об Африке, прочитав и просмотрев различные источники, в том числе и литературные, которая нам очень пригодиться.

Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу. Давайте заслушаем сообщение о Гибралтарском проливе.

(Ученик выступает с сообщением о Гибралтарском проливе, после чего пролив отмечает на контурной карте.)

Найдите крайнюю северную точку Африки – мыс Бен-Секка. Определите ее координаты и отметьте  на контурной карте.

Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Ребята как вы думаете, а что это за остров?

Примерно в 500 км от северо-западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие из себя вершины подводных вулканов. Продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы!

Ученик: Это действующий вулкан – Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов в 120 км от берегов государства Марокко. Название островов связывают с распространением огромных собак, обитавших здесь ранее. У подножия горы растут лимонные деревья, лавр, каштаны. (Учащиеся подписывают их названия на контурной карте.)

Учитель: Следующая остановка на островах Зеленого Мыса! Интересно, а с чем связано это название?

Ученик: Острова Зеленого Мыса – это архипелаг вулканического происхождения, насчитывающий около 180 островов. Первыми эти острова посетили португальцы в 1455 – 1462 годах, когда они искали путь в Индию, стараясь обогнуть Африку. (Учащиеся отмечают эти острова на контурной карте.)

Учитель: Остановимся на мысе Альмади – это самая крайняя западная точка Африки. Определите ее координаты и нанесите на контурную карту.

Следующий объект, который мы посетим – Гвинейский залив. Виднеется мыс Доброй Надежды. Этот мыс открыл в 1488 году Бартоломеу Диаш и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Определите и запишите координаты крайней южной точки Африки – мыса Игольного – и продолжим свое плавание к островам пряностей. (Учащиеся отмечают на контурной карте м. Игольный).

Ученик: Плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Это один из коралловых островов у берегов Восточной Африки. Острова славятся на весь мир производством пряностей, в частности, гвоздики. Кроме того, здесь выращивают просо, рис, батат.

Учитель: Осталась последняя крайняя точка – восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметьте ее на контурной карте. Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас-Хафун – расположена на острие этого «Рога». Наш маршрут уже подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте.

Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Мы изучили особенности природы тех мест, где совершали остановки.

2. Технология (Описание  деятельности обучающихся по разным заданиям)

  1.  Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свой материал,   знакомится с ним, выполняет задание.
  2. Учитель предлагает обобщить материал в группах.
  3. После изучения озвучиваются результаты исследования.

Ребята, перед вами лежит план описания географического положения материка. Составьте  описание Африки. (Приложение 1)

1. Первый пункт плана – положение материка относительно экватора. Для этого найдите крайние точки - северную и южную. Какой вывод можно сделать о положении Африки? Ответ. Африка лежит в северном и южном полушарии.

2. Положение Африки относительно нулевого меридиана. Найдите крайние точки – западную и восточную. Какой вывод можно сделать? Ответ. Африка расположена в восточном и западном полушариях.

3. Какие океаны и моря омывают материк? Ответ. Атлантический океан на западе, Индийский океан на востоке, Средиземное, Красное моря.

4. Как расположен материк относительно других материков? Ответ. Материк расположен близко по отношению к материку Евразия, удален от Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки.

Найти ошибки в письме от Незнайки. (Приложение 2)

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и, будете знать об Африке все!».

«Игра-путешествие» (Приложение 3)

Подберите правильные сочетания буквы и цифры

1

Пролив

а

Суэцкий

2

Море

б

Атлантический

3

Канал

в

Красное

4

Море

г

Сомали

5

Полуостров

д

Гибралтарский

6

Океан

е

Гвинейский

7

Остров

ж

Средиземное

8

Пролив

з

Индийский

9

Залив

и

Мадагаскар

10

Океан

к

Мозамбикский

«Кроссворд» (Приложение 4)

«Путешествие вокруг Африки»

9

8

5

2

1

3

7

4

6

10

  1. пролив
  2. море
  3. канал
  4. море
  5. полуостров
  6. океан
  7. остров
  8. пролив
  9. залив
  10. океан

2. Фрагменты урока географии с применением методики интерактивного обучения (Урок географии в 8 классе - Итоговый урок по теме «Климат России» )

Цель:  Повторение и закрепление знаний о климате России

Технология ( Урок – соревнование )

 Разделить класс на 3 команды, придумать название и выбрать капитанов.

Задание 1.

Ответы на вопрос.

  1. какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
  2. какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (гололед, туман, метель).
  3. почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (снег в городе грязный, темный, поглощает солнечные лучи).
  4. почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклонная погода).
  5. почему самое холодное место не на самой северной точке России? (в Оймяконе инверсионная температура).
  6. какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (отсутствие заморозков, т.к. АВМ не проникала бы на юг).

Задание 2.

Найдите соответствие между определениями и понятиями.

  1. переходная полоса между двумя различными воздушными массами.
  2. соотношение осадков и испаряемости.
  3. атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.
  4. атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.
  5. количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.
  6. явления повышения температуры с высотой в котловинах Сибири.
  7. Оймякон.
  8. линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
  9. сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.
  10. свойство климата, обеспечивающее сельскохозяйственное производство.

А. суммарная радиация (радиационный баланс).

Б. атмосферный фронт.

В. Трансформация.

Г. Циклон.

Д. антициклон.

Е. коэффициент увлажнения.

Ж. агроклиматические ресурсы.

З. засуха.

И. пыльные бури.

К. «полюс холода»

Л. Инверсия.

М. (муссон) изотерма.

Задание 3.

Определение типа климата.

Определите тип климата в следующих районах России:

  1. Карелия. (умеренно-континентальный).
  2. Подмосковье (умеренно-континентальный).
  3. Алтай (континентальный).
  4. Север Западной Сибири (субарктический).
  5. Сахалин (муссонный).
  6. Остров Врангеля (арктический).
  7. Камчатка (муссонный).
  8. Сихотэ-Алинь (муссонный),
  9. Прикаспийская низменность (континентальный).
  10.  Среднесибирское плоскогорье (резко континентальный).

Задание 4.

Работа по климатической карте.

  1. определите среднюю температуру января в Подмосковье.
  2. определите коэффициент увлажнения  на полуострове Ямал.
  3. определите среднюю температуру июля в районе г. Якутска.
  4. определите амплитуду температур в районе Оймякона.
  5. определите количество осадков на острове Сахалин и Прикаспийской низменности.

Задание 5.

Тест.

  1. какой океан оказывает основное влияние на климат России?

А. Северный Ледовитый;

Б. Атлантический;

В. Тихий;

Г. Индийский.

  1. самое холодное место в России?

А. остров Рудольфа;

Б. Оймякон;

В. Кольский полуостров;

Г. Таймыр.

  1. количество воды, которое может испариться при данной температуре.

А. испарение;

Б. испаряемость;

В. Коэффициент увлажнения;

Г. Туман.

  1. самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:

А. на Прикаспийской низменности;

Б. на юге Приморья (район г. Владивостока);

В.на Северном Кавказе;

Г. На юге Урала.

  1. Россия расположена в климатических поясах:

А. арктическом;

Б. умеренном;

В. Субтропическом;

Г. Субарктическом.

Ответы: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-А, Б, Д.

Задание 6.

Конкурс капитанов. “Рекорды климата на территории России”. (Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические объекты)

  1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
  2. Самая низкая температура января (-71°);
  3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
  4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
  5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
  6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
  7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
  8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
  9. Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Котельный, Новосибирские острова – 141 мм в год).

Задание 7.

 Географический диктант. (Какая команда даст больше ответов)

- Определите, какому типу климата соответствует описание:

  1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. {Арктический.)
  2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность.Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
  3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)
  4. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное. (Субарктический.)
  5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

Задание 8.

Определи по схемам, что изображено. (У доски по одному ученику от команды, а команда называет их основные признаки).

  1. Циклон.
  2. Антициклон.
  3. Тёплый фронт.
  4. Холодный фронт.

Задание 9.

Географический диктант: «Климат и климатические ресурсы»

Арктический пояс 1,3,4,8

Субарктический пояс 5,8,10,12

Умеренный пояс 6,9,11

Субтропический пояс 2,7

  1. Самое незначительное количество суммарной и поглощенной солнечной радиации.
  2. Лето жаркое, зима с температурой выше 0
  3. Весь год присутствует арктический воздух
  4. По 150 суток наблюдается полярный день и полярная ночь
  5. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное количество осадков.
  6. Средние температуры летом от + 120 до +280, температура января везде ниже 0С
  7. Господствует тропический воздух, зимой иногда приходит умеренный воздух
  8. Испаряемость самая незначительная
  9. В поясе господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух
  10. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой – арктический воздух.
  11. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты
  12. Средние температуры лета не выше + 120, а зимой температура воздуха бывает от -120 до -500 С

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.

Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

Статья на тему "Регулятивные УУД на уроках географии". ФГОС.

Данная статья покажет Вам, как в современной школе на уроках географии можно формировать регулятивные универсальные учебные действия....

Статья "Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства".

ФГОС требует поиска  внедрений новых подходов к воспитанию и обучению учащихся. Одним из таких подходов является информация образования. Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повыше...

Статья по теме: "Интерактивные методы и формы организации обучения немецкому языку с целью формирования функциональной грамотности обучающихся."

В статье есть материал о проведении  уроков иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения....

Статья на тему: «Игровые методы на уроках математики в 5-6 классах (из опыта работы)»

Как вызвать интерес маленького ученика и сделать школьную математику любимым предметом? Многие педагоги задумываются над этим вопросом.Мне кажется, игровые методы могут оказать здесь помощь и учителю,...

Использование интерактивных методов на уроках географии с целью развития творческих способностей учащихся

Использование интерактивных методов на уроках географии с целью развития творческих способностей учащихся...