Дифференцированное обучение на уроках географии
статья по географии
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannoe_obuchenie_geografiya.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения
на уроках географии
Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. В опыте работы коллег, в методической литературе учитель постоянно находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Так что же такое современные образовательные технологии?
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению, основанный на личностно-ориентированном характере образования.
Дифференцированный подход на индивидуальном уровне, вызван следующими факторами.
Нет ни одного ребёнка идентичного другому, или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”). Различают понятия “внутренней” и “внешней” дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности, специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.
Поэтому, исходя из выше сказанного, перед учителем географии встаёт несколько проблем:
1) Каким образом построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углублённо.
В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
2) Где взять готовый разноуровневый практический и дидактический материал? Существующие учебники по географии ориентированы на их использование в рамках традиционного обучения. В них изучаемый материал строится по одному шаблону: общий теоретический материал и его применение на практике в виде фронтальных заданий. Правда в последнее время стали всё чаще появляться такого рода различные дидактические разработки (чаще всего это статьи в периодических изданиях).
Можно иногда наблюдать, что у детей наблюдается снижение интереса к предмету. Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:
- повышенная требовательность учителя;
- непосильные задания;
- отсутствие знаний;
- серьёзные отставания по предмету;
Как решать данную проблему? Выяснить причину отставания? Определить действительный уровень его знаний?
Поэтому использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках географии необходимо по ряду причин:
- различие интересов учащихся;
- различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
- различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
- преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- фронтальные формы обучения;
- низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
- низкий уровень мотивации учения.
Какие цели ставит перед собой дифференцированный подход в преподавании географии?
- использование технологии разноуровневого обучения;
- обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;
- обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.
С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?
-обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;
-выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;
-выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
-разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.
Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Для создания разноуровневой программы необходимо: выбрать крупную тему, разбить на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме. Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности. Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее. Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что неизбежно приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Данный вид обучения может просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.
В практике обучения географии чаще всего дифференцируют по степени трудности проверочные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.
Если это — урок изучения нового материала, то необходимо выделить три этапа.
Первый этап - объяснительно - иллюстративный - состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся осваивают данную информацию.
На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод обучения, готовим учащихся к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям, активна работа с дополнительными источниками информации по данной теме - просмотр мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель второго этапа - формирование у учащихся умений интегрировать свои знания.
На третьем этапе - исследовательская работа, творческое применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование обучающимися данного уровня знаний - решение усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы, и т.д.). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей - это переход учителя на индивидуальную работу с обучающимися.
Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.
Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами. Обычно это трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). " Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности , интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания", - это мнение профессора В.В .Гузеева, который предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Первый уровень - минимальный. (группа “А”). Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку "3".
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Второй уровень - понимания и творчества (группа “В”). Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и соответственно, уровень заданий называют общим.
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Третий уровень - продвинутый (группа “ С”). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой "5".
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:
● обучаемости, т. е. умственным способностям (в том числе креативности), а также специальным способностям;
● учебным умениям;
●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;
● познавательным интересам.
Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, которое необходимо учащемуся для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый учащийся будет иметь достаточно времени для эффективного овладения изучаемым материалом, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Функционирование школ и классов с уровневой дифференциацией возможно при делении ученических потоков на подвижные и относительно одинаковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях: первый уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй – базовый, третий – вариативный (творческий). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности. В качестве других основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
● всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;
● взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
●неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет учащихся, которые различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению. Однако они не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. Поставленная перед классом задача для этой группы учащихся оказывается невыполнимой, так как и содержание её, и средства выполнения представляются недоступными. Доступность может рассматриваться учителем как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).
Во вторую группу объединяются учащиеся с репродуктивным характером мышления и действий при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ и синтез, но сравнительно слабое владение методами географии.
В третью группу входят учащиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Особое место у них занимает углубленный анализ содержания задачи, её внутренней логики.
Учащиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с учащимися первой и второй групп.
Проводя деление класса на три условные динамические группы, учитель исходит из качества работы каждого обучаемого, наблюдений за ним, т. е. выводит определенную зависимость возможностей данного учащегося от конкретного объёма и глубины рассмотрения изучаемого материала.
Наиболее эффективным при контроле знаний будут задания другого типа, когда дифференцированно само содержание предметного материала, т.е. не задания разделены на группы, а в каждом задании имеются элементы постепенного усложнения. Первые два вопроса задания носят облегчённый характер. Она предполагают воспроизвести имеющихся у учащихся знаний и умений или выполнение упражнений по установленному образцу. Эта часть задания должна быть посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Третий вопрос требует переноса знаний в новые, более сложные условия, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение третьего задания обеспечивает ученику более высокую оценку – «хорошо». Четвёртый вопрос требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение учащийся получает оценку «отлично». В задание может быть включён и пятый (дополнительный) вопрос, оцениваемый отдельно. В исключительных случаях его выполнение может быть перенесено во внеурочное время. Учащийся, выполняющий такое задание вне урока, а оно расценивается как самостоятельное дополнительное, может получить ещё одну отметку.
Есть еще один способ дифференциации- по времени выполнения задания. В этом случае на выполнение одного и того же задания учащимся третьей группы дается меньше времени, чем учащимся первой и второй групп. Оставшееся время используется на углубленное изучение материала или его применение в новых условиях.
Если учащиеся во время самостоятельной работы испытывают затруднения, то со стороны учителя вравомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут учащегося на выбор верного способа решения. Наводящие вопросы учитель соответствующим образом учитывает при оценке работы ученика. Теряя бал, учащийся выигрывает в другом - он постепенно приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать и т.п.
Ю. К. Бананский в книге "Оптимизация учебно-воспитательного процесса" пишет: "Основным принципом дифференциации, с нашей точки зрения, должно быть не постоянное упрощение содержания образования ( одним проще, другим сложнее ), а дифференциация помощи ученикам со стороны учителей: одни ученики нуждаются в большей помощи, другие в обычных ее дозах, третьи - в весьма незначительных".
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели дифференцированного обучения географии:
- выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
- первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
- второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
- третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической. Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных. Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
В 8 классе при изучении темы "Республика Казахстан на карте мира"предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки на карте (1 уровень);
2)Найти точки и определить их координаты (2 уровень)
3)Определить и сравнить физико-географическое положение Казахстана с другими государствами(например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласа и рисунком учебника (3 уровень)
В 9 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду Казахстана (1 уровень). 2.Сравнить возрастную пирамиду Казахстана и другого государства (2 уровень).
3.Проанализировать изменения в структуре занятости населения. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в дальнейшем(3 уровень).
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями: -понимать карту(1 уровень) -читать карту(2 уровень) -знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру, при изучении темы "Внутренние воды Африки"в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
В заключение сформулируем основные УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. 1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены.Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4.Условия реализации дифференцированного обучения:
-достаточный набор дидактических материалов(задания, инструкции и т.п)
-систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся;
-сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.
Рекомендации к применению.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Предлагаю следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
2.Индивидуальные дифференцированные задания.
3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.
5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего задания (например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование возможностей дифференцированного обучения, а именно:
-использование разноуровневых заданий - домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
-более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.
Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.
Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию.
В своём выступлении я также отмечу, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
- Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
- Деление детей по уровню развития негуманно.
- У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
- Высвечивается социально-экономическое неравенство.
- Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
- Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
- Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
- Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
- Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
- Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
- Понижается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
- Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.
- Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:
• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);
• с технологией проблемного обучения (для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение на уроках географии"
Доклад на заседании методического объединения учителей естественного цикла....
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Доклад "Дифференцированное обучение на уроках географии"
Функционирование школ и классов с уровневой дифференциацией возможно при делении ученических потоков на подвижные и относительно одинаковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным ...
Эффективность использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности.А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при кот...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В статье рассматриваются особенности использования технологии дифференцированного обучения для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии с помощью групповой работы....
Дифференцированное обучение на уроках географии.
Дифференцированное обучение на уроках географии.Аннотация. В статье представлены теоретические основы дифференцированного обучения; объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом...
Дифференцированный подход к обучению на уроках географии. (из опыта работы)
делюсь опытом работы по дефференцированному обучению...