Дифференцированное обучение на уроках географии.
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дифференцированное обучение на уроках географии.
Аннотация. В статье представлены теоретические основы дифференцированного обучения; объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения; результативность применения данной технологии. Сложившаяся система работы над каждой темой обеспечивает последовательное нарастание сложности содержания учебного материала. Также приводятся примеры разработанных заданий по уровню сложности, система заданий повышенной сложности, разноуровневых домашних заданий.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, групповая и индивидуальная работа, разноуровневые задания, система заданий повышенной сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannoe_obuchenie_na_urokah_geografii.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированное обучение на уроках географии
«Только когда я знаю, что меня
оценивают с учетом моих способностей,
затраченных мной усилий,
я могу понять, зачем мне стараться…»
Современному миру нужны люди, умеющие составлять жизненные планы, готовые к принятию самостоятельных решений практических задач и к ответственности за результат своей деятельности. Преуспевать в условиях рыночной экономики может лишь тот, кто научился четко определять, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Для этого необходимо создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Использование данной технологии дает возможность детям проявить творчество, вселит в них веру в себя.
Дифференцированное обучение предполагает групповую (разноуровневые задания) и индивидуальную работу (дифференцированные задания) с учетом трудности, объема, творчества, уровня усвоения материала с оказанием помощи отдельным учащимся. Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении, т.к. в традиционной системе обучения установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, борясь с неуспеваемостью, ориентировалась на среднего ученика. Единые требования ко всем без исключения замораживали развитие способных, самобытных детей, изгоняя из школы подлинный интерес к знаниям. Новый подход в обучении позволяет активно воздействовать на умственное развитие всех учеников, чтобы добиться максимального их развития. Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
Таблица 1. Динамические группы по уровню усвоения знаний и умений.
Первый уровень – минимальный | Второй уровень – базовый (понимания и творчества) | Третий уровень – вариативный (продвинутый) | |
Характеристика учащихся | Учащихся, которые различают и запоминают содержание учебного материала , могут воспроизвести, но не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. | Учащиеся с репродуктивным характером мышления. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации, но сравнительно слабо владеют методами географии. | Учащиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации. |
Контингент учащихся | Дети, слабоуспеваюшие по предмету, а также дети, имеющие диагноз ЗПР. | Учащиеся, занимающиеся на «4» и «5». | Одаренные дети (выявляются в ходе подготовки и участия к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам, ОГЭ, ЕГЭ). |
Задачи | 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. | 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 3. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. | 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности. |
В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности. В качестве других основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
● всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;
● взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, и это что-то нужно искать;
● неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Опираясь на уровни усвоения содержания материала при конструировании учебных задач, я учитываю следующие учебные действия школьников.
Таблица 2.
Уровень | Учебные действия |
1. Творческий | Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать. |
2. Частично-поисковый | Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать. |
3. Репродуктивный | Называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту. |
Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика. Сложившаяся система работы над каждой темой обеспечивает последовательное нарастание сложности содержания учебного материала на каждом уроке. Для того чтобы дифференцировать учащихся по уровню подготовленности их к восприятию изучаемого предмета, предлагаю карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии. В карточках находятся вопросы на репродуктивном уровне, ответы на которые оцениваю в один балл и таким образом, ответив на три предложенных вопроса, учащийся получает оценку «3». Кроме этих вопросов в карточку помещаю один вопрос поискового уровня и один вопрос творческого характера. Ответив на каждый из этих вопросов, ученик получает еще по одному баллу за ответ и имеет возможность получить оценку «4» или «5». Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности. Степень трудности вещь достаточно условная, зависящая от уровня класса в целом, поэтому следует корректировать уровень сложности, обеспечивая уровневую дифференциацию:
I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют работу по образцу;
II уровень – аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод;
III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания.
При составлении заданий, я учитываю, чтобы дети работали не механически, а делали обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи.
Таблица 3. Примеры заданий по уровню сложности.
Тема урока | 1 уровень-репродуктивный | 2 уровень-аналитико-синтетический | 3 уровень - продуктивный |
Тема: «Вулканы», 6 класс | Что такое вулкан? Назовите их виды. | Объясните, чем отличается гейзер от вулкана. | Что является причиной извержения вулкана? Как происходит процесс? |
Тема: «Озёра», | Что такое озеро? Назовите виды озер по происхождению. | Объясните, чем отличается озеро от реки, моря, пруда. | Почему западная часть о. Балхаш пресная, а восточная – солёная. Каспий – это озеро или море? |
Тема: «Антарктида», 7 класс | Расскажите об органическом мире материка. | Объясните сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды | Установите закономерности взаимосвязи жизни животных материка с океаном. |
Тема: «Природные зоны России», 8 класс | Дать характеристику природной зоны по плану. | Сравните природные зоны тундры и тайги. | Назовите все безлесные природные зоны страны, где они расположены, укажите черты сходства и различий. |
Тема: «Электроэнергетика», 9 класс | Назвать крупнейшие ГЭС, факторы их размещения. | В чем преимущества и недостатки строительства ГЭС? | Как вы считаете, рационально ли строить ГЭС в Волго-Ахтюбинской пойме? Ответ обоснуйте. |
Тема: «Мировое хозяйство», 10 класс | Определить отрасли международной специализации. | Установить соответствие стран и видов экспортной продукции. | Определить влияние НТР на международную специализацию отдельных стран. |
Тема: "Трудовые ресурсы и занятость населения", 11 класс | Проанализировать возрастную пирамиду развитых стран. | Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран. | Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений. |
Анализ типичных ошибок по итогам проверочной работы дает свои положительные результаты. Учащиеся пытаются выполнять задания повышенного уровня сложности. Следовательно, используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять задания, доступные им. Разноуровневые карточки применяются в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала за определенный отрезок времени. Для проверки работ используется само или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Такой контроль помогает оценить ученика и определить его уровень на промежуточном этапе. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке - это применение мер поддержания интереса к изучению темы. Цель – стремление не столько дать больший объём знаний, сколько развить вкус у учащихся к исследовательской деятельности, склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, а также укрепить в них уверенность в своих силах.
Таблица 4. Система заданий повышенной сложности.
Тип | Примеры заданий |
1. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Южной Америки, если бы она пересекалась экватором в южной части материка? |
2. Задания на группировку объектов | 1. Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе. 2. Проведите группировку предложенных растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам. |
3. Задания на поиск причинно-следственных связей, составление цепочек. | Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений, например: 1. На экваторе выпадает наибольшее количество осадков. 2. Австралию почти посередине пересекает южный тропик. 3. Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского союза занимает овцеводство. |
4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам. | Работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями. |
5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту. | 1. Вам предстоит совершить путешествие по Дальнему Востоку. Напишите названия предложенных природных объектов в последовательности с севера на юг. 2. Начертите по памяти контуры одного из материков. |
6. Задания на составление, сравнение изученных объектов. | 1. Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Меконг. Назовите причины сходства. |
7. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления. Задание: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население. |
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
- понимать карту (1 уровень);
- читать карту (2 уровень);
- знать карту (3 уровень). .
Большое внимание следует уделять умению учащихся самостоятельно работать с источниками географической информации: географическим атласом, контурными картами, дополнительной географической литературой, статистическим материалом и т.д. Использование различных карточек – заданий, как видов индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания.
Домашние задания учащимся предлагаю также дифференцированные.
1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.
2 уровень. На контурную карту нанести предлагаемые географические объекты. Сравнить определенные объекты и сделать выводы.
3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме, провести мини-исследование (например, составить туристический маршрут по изученным объектам экономического района России, материка, страны) и подготовить выступление.
Условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.
1. Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2. Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4. Наличие достаточного набора дидактических материалов (разноуровневые задания, карточки, инструкции, образцы работ и т.д.).
Результативность применения данной технологии:
-повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
-объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения усвоения предметного материала;
-появляется возможность более эффективно работать как с одаренными детьми, так и с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения, в т.ч. и с ЗПР.
Заключение.
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование возможностей дифференцированного обучения, а именно:
- использование разноуровневых заданий - домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
- использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
- более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.
Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности, складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесса. Таким образом, дифференцированное обучение - представление шанса каждому учащемуся построить обучение так, чтобы максимально использовать свои возможности.
Литература.
- Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.
- Апатова Л.В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск, 1986.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.
- Сегеда, Т.А. Дифференцированный подход к учащимся при изучении курса «География России». Учебное пособие для студентов / С.Н. Поздняк, Т.А. Сегеда. Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2009.
- infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-geografii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение на уроках географии"
Доклад на заседании методического объединения учителей естественного цикла....
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Доклад "Дифференцированное обучение на уроках географии"
Функционирование школ и классов с уровневой дифференциацией возможно при делении ученических потоков на подвижные и относительно одинаковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным ...
Эффективность использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности.А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при кот...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В статье рассматриваются особенности использования технологии дифференцированного обучения для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии с помощью групповой работы....
Дифференцированное обучение на уроках географии
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при ко...
Дифференцированный подход к обучению на уроках географии. (из опыта работы)
делюсь опытом работы по дефференцированному обучению...