Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Цель урока:

Определить отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения.

Актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;

Задачи:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

- определять общие и отличительные черты населения, природных ресурсов и хозяйства;

- читать тематические карты, статистические показатели;

Метапредметные: УУД

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал;

- формулировать выводы;

- определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- составлять классификации объектов и явлений;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явления.

Регулятивные:

- определять цель, задачи, проблему в учебной деятельности;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Личностные:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии,

- понимание особенностей населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

Тип урока: экспертная оценка хозяйственной специализации района.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии: лесная зона, полупустыня, степная зона, засушливость климата, нефть, природный газ, поваренная соль, водные ресурсы, Астрахань, коневодство, овцеводство, бахчеводство.

Оборудование: Экономическая карта Поволжья, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2021.docx763.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе.  Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».

Цель урока: 

Определить отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения.

Актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;

Задачи:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

- определять общие и отличительные черты населения, природных ресурсов и хозяйства;

- читать тематические карты, статистические показатели;

Метапредметные: УУД

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, выделять главное и обобщать тематический материал;

- формулировать выводы;

- определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- составлять классификации объектов и явлений;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явления.

Регулятивные:

- определять цель, задачи, проблему в учебной деятельности;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

Личностные:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии,

- понимание особенностей населения, природных ресурсов и хозяйства региона;

Тип урока: экспертная оценка хозяйственной специализации района.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии: лесная зона, полупустыня, степная зона, засушливость климата, нефть, природный газ, поваренная соль, водные ресурсы, Астрахань, коневодство, овцеводство, бахчеводство.

Оборудование: Экономическая карта Поволжья, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 
  2. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
  3.  Целеполагание. Изучение нового материала.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Н.А.Некрасов

  1. Какую исторически важную функцию со времен путешествия из «Варяг в греки» играет река Волга?
  2.  С какими субъектами граничит на юге республика Мордовия?
  3. Какие субъекты РФ входят в состав Поволжского экономического района?
  4. С каким государством граничит по суше?
  5. Какие государства имеют выход к акватории Каспийского моря?
  6. С какими экономическими районами граничит Поволжский экономический район?
  7. Определите особенности географического положения Поволжского экономического района.

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова.

Поволжье находится на территории юго- восточной части __________ равнины и ___________ низменности.

Река Волга и река Ахтуба делят регион на две части: высокое правобережье и пониженное левобережье -Заволжье. Правобережье, вплоть до Волгограда, занято _____________возвышенностью, максимальная высота которой – 375 м над уровнем моря - Жигулевские горы.

Задание 2.

Для Поволжья характерен ярко выраженный ______?_______ тип климата, причем его континентальность повышается с продвижением с северо-запада на юго-восток. На юге Поволжья находится самый засушливый климатический пояс Европы.

Найдите ошибки и приведите в соответствие:

Географический район

Климатические особенности

Природная зона

Тип почвы

Пезенская

Ульяновская область

Татарстан

tя -16C

tи  16С

Пустыни?

Бурые пустынные

Саратовская

Самарская область

tя - 16 С

tи  ? С

Степи?

Каштановые?

Волгоградская область

tя - ?C

tи   + 24 С

Степи?

Черноземы?

Астраханская область

республика Калмыкия

tя - ?C

tи   + 24 С

Смешанные

Широколиственные леса

Лесостепи

Дерново- подзолистые

Серые лесные

черноземы

         Благоприятные агроклиматические условия способствуют развитию сельскохозяйственной специализации района.

Задание 3.

           Население Поволжья насчитывает__?___ (17 млн. человек). Средняя плотность населения 30 человек на 1 км 2. Однако население района размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены северные регионы (в Татарии средняя плотность превышает 55 человек на 1 км 2), а на юге плотность значительно снижается (в Калмыкии плотность населения равна 4 человекам на 1 км2). Повсеместно наблюдается естественная убыль населения, исключение составляет лишь Калмыкия. Население района характеризуется сложностью национального и религиозного состава. В Поволжье проживают __?___(_русские, татары, калмыки, немцы, казахи). Это единственный регион России, в котором проживают представители всех трёх мировых религий — христианства (русские, немцы), ислама (татары, казахи) и буддизма (калмыки). В районе наблюдается высокий уровень урбанизации: __?_(73%). В районе три города — миллионера:____?_(Самара, Казань и Волгоград.) Другими крупнейшими городами Поволжья являются: Саратов, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тольятти, Набережные Челны.

Задание 4.

     Район, расположенный на древней Русской платформе, покрытой мощным слоем осадочных пород, выделяется крупными запасами нефти и природного газа.

Находится в пределах Волго- Уральской нефтегазоносной провинции. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10 — 14% от уровня РФ.  

     Определите по субъектам Российской Федерации, в составе Поволжского экономического района, основные месторождения нефти и природного газа.

Используя материалы карт атласа, заполните таблицу.

Субъект Российской Федерации

Месторождения

Республика Татарстан

Саратовская область

Самарская область

Астраханская область

Республика Калмыкия

На территории района находятся уникальные месторождения

серы — Астрахань и Самара, которые являются сырьем для работы предприятий химической промышленности, цементного сырья — Вольск (Саратовская область).

Задание 5.  

По представленному описанию определите месторождение полезного ископаемого. В пределах какого субъекта РФ находится данное месторождение.

Географический объект

Описание

Название озера.

Субъект РФ.

С VIII века здесь добывали соль и отправляли ее по Шелковому пути. Впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 в «Книге Большого Чертежа», первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед».

Солёное озеро, площадью около 115 квадратных километров. Берега озера состоят из чистейшей поваренной соли, а содержание её в воде настолько высоко (около 300г\л), что она непригодна даже для жизни бактерий.

озеро Баскунчак (Астраханская область),

озеро Эльтон (Волгоградская область)

    Поволжье богато рыбными, агроклиматическими, почвенными и гидроэнергетическими ресурсами. Лишь Калмыкия, расположенная на юге Поволжья, находится в области сухого континентального климата (полупустыни) и испытывает нехватку водных ресурсов.

Задание 6.

Электроэнергетика — одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов энергетики и особенно гидроэнергетики. Поволжье выработало около 100 млрд. кВт/ч. электроэнергии, занимая по этому показателю 5-е место в России.

Определите географию размещения различных типов электростанций в пределах Поволжского экономического района.

Тип электростанции

География размещения

Субъект РФ.

C:\Users\Лёхин\Desktop\Алешкина ВСЯЧИНА\Учебные плакаты\Без названия.jpg

Волжская ГЭС  — 

расположена между городами Волгоградом и Волжским. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, в 1960—1963 годах была крупнейшей ГЭС в мире.

Волжская ГЭС

Назовите известные вам ГЭС на реке Волга и ее притоках в пределах Поволжского экономического района?

Весь комплекс сооружений на Волге получил название «Великий Волжский Каскад» - Куйбышевская ( Самара), Волжская, Нижнекамская ГЭС. Волжско-Камский каскад ГЭС образовал систему водохранилищ (от Костромы до Волгограда), которая позволяет перераспределить сток воды по временам года и орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья. Волжские и Камские ГЭС позволяют экономить ежегодно до 25-30 млн. тонн угля. Себестоимость энергии от ГЭС в 4-5 раз ниже себестоимости электроэнергии ТЭЦ в районах Поволжья и Центра. Создание каскада ГЭС улучшило судоходные условия: образовался глубоководный путь с едиными гарантированными глубинами -3,65 м. Но в преобразовании Волги имели место и отрицательные моменты. Под водой оказались два млн. га земель, тысячи деревень и даже некоторые города. После строительства плотин ГЭС снизилось рыбохозяйственное значение Волги за счет ухудшения качества воды (промышленные стоки) и затруднения хода рыбам на нерест.

Назовите тип электростанции. Какие источники сырья используются в работе этих электростанций.

Заинская ГРЭС, три Казанских ТЭЦ, Самарская, Сызранская, Саратовская, Елабужская ТЭС. 

 

Задание 7.

Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельный металлургией и производством труб (Волжский).

Важное значение имеет металлургия алюминия.

Вопрос

В Зейском районе могут построить металлургический комбинат / Амур.инфо –  Информационное агентство Дальнего Востока

Назовите основные центры размещения предприятий черной металлургии в Поволжье. Факторы размещения производства.

Факторы размещения производства алюминия. География размещения в Поволжье.

Конспект урока: «Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство»

Задание 8.

Вопрос

Ответ

1.Какая продукция химической промышленности выпускается в Поволжье?

Пластмассы, химические волокна, синтетический каучук и шины, минеральные удобрения.

2. Где действуют предприятия нефтепереработки (НПЗ)? 

Самара, Новокуйбышевск, Сызрань, Нижнекамск, Саратов, Волгоград.

3.Крупнейший в России завод автошин 

Нижнекамск.

4. Какие факторы в размещении предприятий химической промышленности играют решающее значение.

Сырьевой- наличие источника сырья: озеро Баскунчак в производстве солей, кислот и щелочей.

Наличие месторождений нефти в нефтепереработке.

Задание 9.

Машиностроение — главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение около 80% легковых автомобилей, 90% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России.

Назовите географические центры размещения производства и факторы их размещения.

Производство

Описание

Назовите центр размещения производства.

Впечатления от поездки на боевом грузовике «КАМАЗ-мастера» — видео и фото -  Чемпионат

Первый автомобиль Камаз сошёл с конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 млн. автомобилей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Владельцев автомобилей марки УАЗ-469 приглашают принять участие в параде  Дня Победы | Еженедельник "Вечерний Саранск"

ООО «Ульяновский автомобильный завод» – легендарный автозавод с многолетней историей, специализирующийся на выпуске  автомобилей, а также микроавтобусов под торговой маркой УАЗ.

Жигули" твоей мечты: культовые автомобили ВАЗ - РИА Новости, 02.03.2020

Автомобиль, носящий гордое название части Приволжской возвышенности. Назовите марку автомобиля.

Тольятти (Самарская область)

Волжский (Волгоградская область)

Уже не «Тролза». Новые троллейбусы для Петербурга соберут в Энгельсе под  другим брендом | TR.ru — Транспорт в России

"Тролза" (ранее "Завод имени Урицкого") —крупнейшее в России предприятие по производству троллейбусов- 99% общероссийских. Завод основан в 1868 году. Выпускал вагоны и платформы для железной дороги, с 1951 года выпускает троллейбусы.

Задание 10.

В пределах района развито судостроение (Астрахань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение и вертолетостроение (Самара, Казань, Ульяновск, Саратов), часовая промышленность (Пенза), станкостроение (Самара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Котельниково, Фролово).

Определите центры производства.

Производство

Описание

География размещения

Судоремонт и судостроение послали в разные стороны

О каком производстве идет речь?

Иных времен, иных картин предвижу я начало… Освобожденный от оков Народ неумолимый созреет, густо населит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит, по гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут Несчетною толпою,

и будет вечен бодрый труд над вечною рекою.

Н.А.Некрасов

Назовите центры производства В пределах Поволжского экономического района.

Pilatus над Волгой | Jets.ru

Авиастроение и вертолетостроение

Новости - Пензенские часы

Часовая промышленность

Пенза

История Волгоградского тракторного завода - ВгТЗ Волгоград

Сталинградский тракторный завод ведет свою историю с 1930 года. В годы Великой Отечественной войны заводу поручили выпуск танков типа Т- 34. Даже в период ведения боевых действий на улицах Сталинграда, завод не прекращал свою работу.

Задание 10.

На долю района пришлось 17,7% производства зерна, 19,4% семян подсолнечника, 13,5% овощей, 9,8% картофеля, 9,2% сахарной свеклы, 14,3% мяса, 13,7% молока, 12,9% яиц и 25,3% шерсти.

Определите по карте сельскохозяйственную специализацию Поволжья по субъектам РФ.

Субъект РФ.

Специализация

Республика Татарстан, Пензенская, Ульяновская область

Самарская, Саратовская, Волгоградская область

Астраханская область (Волго- Ахтубинская пойма)

Республика Калмыкия

         В АПК Поволжья выделяются отрасли специализации пищевой промышленности - мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

             Мукомольная промышленность размещается в Самаре, Саратове, Волгограде.

Маслобойная - в Саратове и Волгограде.

Центром рыбной промышленности является Астрахань.

Поволжье дает основную долю общероссийского улова осетровых рыб. В настоящее время здесь проводят работы по созданию лучших условий обитания рыбы, а именно работы по улучшению очистки сточных вод промышленных предприятий. Строятся рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства.

Закрепление.

Проблемный вопрос:  сделайте  общий вывод о отраслевой специализации Поволжского экономического района?

  • Учащиеся дают ответ: машиностроение, химия, энергетика, сельское хозяйство.

Какие факторы повлияли на сложившуюся специализацию?

  • Природные: климат, почвы, водные ресурсы.
  • Экономические: полезные ископаемые, трудовые ресурсы.
  • Исторические: заселение территории, природная зона (территориальный фактор).

Метод «Детектор лжи»

Определите правильные утверждения определением –«Да» или «Нет». Если нет, то дайте правильный ответ.

1. Астраханская область имеет выход к Каспийскому морю.

2. Республика Калмыкия граничит с Европейским Югом.

3. Поволжский экономический район имеет выход к государственной границе с Казахстаном.  

4. Пензенская область имеет выход к Волге.

5. Республика Мордовия граничит с Пензенской и Ульяновской областью.

6. Всемирное культурное наследие региона находится в Республике Татарстан (Казанский Кремль)

7. Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области.

8. Елабуга, Бугульма, Бавлы – месторождения нефти на территории Татарстана.

9.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги.

10. Поволжье граничит с Волго- Вятским и Центрально-Черноземным районами.

11. Дельта Волги находится в пределах Республики Калмыкии.

12. Самым северным субъектом Поволжья является Республика Татарстан.

13.Главным фактором в размещении предприятий металлургии алюминия является электроэнергетический.

14. Основные центры автомобилестроения Поволжья –Волжский, Тольятти, Самара, Набережные Челны.

15.Найдите соответствие.

1) рыбная столица Поволжья

2) столица Татарстана

3) центр производства легковых автомобилей

4) центр добычи соли

5) единственный административный центр, лежащий не на Волге

6) центр производства троллейбусов

7) центр производства грузовых автомобилей

а) Казань

б) Астрахань

в) Баскунчак

г) Тольятти

д) Энгельс

е) Камск

ж) Пенза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Мультимедийный урок «Экономико-географическое изучение природных ресурсов»

Мультимедийный урок «Экономико-географическое изучение природных ресурсов» разработан виде практикума для учащихся профильных классов.Цели урока:- Обучающая: Раскрыть основные закономерности раз...

Урок ОБЖ в 7 классе тема: ЧС Природного характера Сели

Урок ОБЖ в 7 классе тема: ЧС Природного характера Сели...

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )

Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....

Конспект урока по географии " Мировые природные ресурсы"

Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их...