Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Збитнева Наталья Викторовна

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Гимназия 159»

Методическая разработка

плана  урока по географии в 7 классе

по теме «Китай»

        Автор:

Збитнева Наталья Викторовна,

учитель географии

Омск, 2019

План урока по географии 7 класс

Тема «Китай»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию страноведческих знаний;
  • создать общее представление о своеобразии, неповторимости, истории и культуре Китая.

Развивающие:

  • продолжить обучение методам географического исследования:
  • исторического - изучение прошлого государства;
  • картографического - совершенствование навыков работы с атласом и картами;
  • исследовательского - оценивание физико-географического положения страны;
  • системного подхода - установление взаимосвязей компонентов природы и хозяйственной деятельности населения страны.

Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Метод проведения: словесно-иллюстративный, практический.

Оборудование урока: мультимедийная доска, учебник, атлас, политическая карта мира.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих, знакомство учеников с планом прохождения урока

2. Актуализация знаний

Проверка знаний проводится в виде игры-путешествия  по карте мира ( учащиеся подходят к карте и крепят карточку с ответом) по следующим вопросам:

  1. Самая большая часть света по площади? ( Азия)
  2. Самые высокие горы в мире? (Гималаи)
  3. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
  4. Самое большое нагорье, расположенное в Азии? (Тибет)
  5. Самый крупный полуостров в Азии (Индостан)
  6. Какая крупная пустыня находится в Азии ( Гобби)
  7. Какое государство имеет самое большое количество жителей? ( Китай)

3. Изучение нового материала

Сегодня мы начинаем изучать одну из крупнейших стран по площади и крупнейшую страну по населению, страну с богатейшей историей и уникальной культурой.

Итак,  тема сегодняшнего урока Китай, теперь давайте сформулируем цель нашего урока

Изучить географическое положение, природные особенности, население и хозяйство Китая.

Затем учащимся задается несколько вопросов:

1. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании Китая?

2. Создателями чего являются китайцы?

3. Хотели бы вы посетить Китай и почему?

На столе лежат предметы, которые были изобретены в Китае (компас, шелковый платок, бумага,  рис, чай, фарфор, иероглифы и т.д. Учитель демонстрирует предметы. Учащиеся рассказывают, что они знают об этом предмете.

        Великий шёлковый путь и компас.
В середине 15 века в Китае возросло производство шёлка. Слава о них облетела весь мир. Знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром за шёлковые одежды.Из шёлка шили не только одежду, но и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шёлке вышивали сцены из сказок, картины родной природы.Из Китая отправлялись караваны в Среднюю Азию, Иран и Византию по Великому шёлковому пути. Караваны продвигались по нему два-три года, товары несколько раз переходили из одних рук в другие, часто перегружались с горба верблюда на спину лошади. Имеются данные, что Великий шёлковый путь проходил по территории Великой Булгарии, т.е. по современной территории Татарстана.Долгие месяцы и даже годы добирались купцы по Великому шёлковому пути до Средиземного моря. Чтобы не заблудиться путешественники пользовались компасом. Китай вел морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океана. Приморские города Китая посещали купцы из далёких стран.

   

      Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси специальных сортов глины и некоторых горных пород. Сосуды из фарфора полупрозрачны на свету и при лёгком ударе издают мелодичный звон. Китайские мастера говорили, фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, кА озеро в солнечный день». Производство фарфора требовало большого опыта. Знаний и мастерства: при малейшей оплошности можно было испортить драгоценное изделие.

Книги.

Писали китайцы на узеньких дощечках из расщепленного бамбука, тонкими кисточками. В дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Писали иероглифами, которые произошли из рисунков.

Бумага.

В древнем Китае изобрели бумагу. В специальных котлах варили бумажную массу, приготовленную из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем, черпали сеткой слой полужидкой массы и раскладывали сушиться на ровную поверхность небольшой печи – через некоторое время образовывался лист бумаги.

В Китае был изобретён порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды.

Чай.

Ещё в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирают с них листья. Потом их тщательно раскатывают на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушат на циновках, а иногда ещё поджаривают на сковородах. Наконец высушенные листочки сворачивают в трубочки. Тогда их заваривают кипятком.

Напиток из чайных листьев в древности пили как лекарство, прогоняющее усталость и продлевающее жизнь.

Молодцы, представление о Китае вы имеете, а сейчас начнем изучение Китая, для начала давайте вспомним план изучения страны.

 (На слайде представлен план изучения страны).

Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание: текс, вопросы к тексту. Выполняют задания и отвечают по плану.

Инструкция по выполнению задания.

1. Прочитайте и осмыслите данный материал.

2. Выберите главное в тексте.

3. Подготовьте выступление на 1-2 минуты.

4. Для выступления используйте: политическую карту мира.

5. Время для подготовки сообщения 5 минут.

6. Не забудьте оценить качество своей работы в оценочном листе.

7. Желаю успеха!

1. Географическое положение (в какой части материка расположена страна, с какими странами граничит, как называется столицы)

Китай находится в восточной части Евразийского материка — самого большого на планете участка суши, — на западном побережье крупнейшего в мире Тихого океана. Омывается водами Желтого моря,  Восточно-Китайского, Южно-Китайского. Приблизительно 98% территории Китая расположено между 20° и 50° северной широты, большая часть страны принадлежит к умеренному и субтропическому поясам.
Китай граничит с Кореей на северо-востоке, с Россией и Монголией — на севере, с Афганистаном, Пакистаном, Непалом, Бутаном и Индией — на юго-западе, с Бирмой, Лаосом и Вьетнамом — на юге. На востоке и юго-востоке КНР имеет морские границы с Японией, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией
. Столица Китая- Пекин.

2. Особенности рельефа ( общий характер поверхности, основные формы рельефа, преобладающие и максимальные высоты, полезные ископаемые)

Богата и многообразна природа Китая. 88% занимают горы и предгорья, среди которых особо выделяется самое обширное и высокое нагорье, "крыша мира" - Тибет, к которому примыкают высочайшие горные системы Гималаи, Куньлунь, Каракорум. На востоке страны выделяется своими размерами Великая Китайская равнина, сложенная преимущественно наносами реки Хуанхэ и ее притоков.

   Природа щедро одарила Китай разнообразными минеральными ресурсами: углем, по запасам которого Китай занимает первое место в мире, железной рудой, оловом, бокситами, марганцем, калийной и поваренной солями, вольфрамом и т.д.

3. Внутренние воды (реки и озера) их роль в хозяйстве

В Китае насчитывается 1,6 тыс. рек. Величайшие реки - Янцзы и Хуанхэ. Они берут начало в горах к северу от Тибета и текут на восток к Тихому океану. Янцзы самая длинная река Евразии. Хуанхэ за цвет воды называют "желтой рекой". Желтый цвет и мутность водам реки придают мельчайшие частички лесса - похожей на пыль осадочной горной породы. Река откладывает их в своем русле, поэтому на великой Китайской равнине вдоль русла реки образуются валы и получается, что река течет выше окружающей местности. Реки Китая имеют дождевое питание, т.е. они получают воду во время летних муссонных ливней. В результате этих сильных дождей реки выходят из берегов и устремляются на равнину, сметая все на своем пути. Огромные площади плодородных и густозаселенных земель подвергаются катастрофическим наводнениям. В зимний же период осадков практически нет, и реки сильно мелеют. С целью регулирования стока воды и для защиты от наводнений вдоль русел рек построены крупные гидротехнические сооружения: земляные валы и дамбы, иногда в несколько рядов. Сооружены плотины, водохранилища, каналы. На реке Янцзы построен огромный гидроузел "Три ущелья". Еще в средневековье сооружен Великий Китайский канал протяженностью почти 2 тыс. км, соединяющий бассейны Янцзы и Хуанхэ. На территории Китая берут начало крупнейшие реки Азии - Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг и другие.

Крупных озер в Китае немного и большинство соленые. Наиболее известные - Лобнор, Кукунор, Дунтинху.

5.Природные зоны и их особенности

Значительные территории заняты пустынями и полупустынями - Гоби, Алашань, Такла-Макан.

Леса сосредоточены на северо-востоке и юго-востоке страны. Причем это совершенно разные леса. На севере - это хвойные леса (тайга), а на юге - тропические джунгли. Однако большая часть Китая безлесна, если не брать в расчет горные леса.

.

5.Народы населяющие страну, их быт и основные занятия

Почти каждый пятый житель планеты - гражданин Китая. Население страны удваивается примерно через 40-50 лет. Высокий уровень населения вызывает множество проблем. Поэтому с 70-х годов прошлого века в Китае проводится жесткая демографическая политика. В Китае высокий процент молодых людей, а также численность мужчин превышает численность женщин. Китай многонациональная страна. Помимо китайцев здесь проживают уйгуры, казахи, монголы, тибетцы и др. Жители разных частей Китая отличаются по внешним физическим признакам. Сложен и религиозный состав населения. Здесь исповедуют ислам, буддизм-ламаизм, есть христианство, шаманизм, но большинство верующих исповедуют даосизм и конфуцианство. Многие китайцы живут в городах-гигантах (Шанхай, Гуанчжоу, Пекин и др.)

 Хозяйство Китая.

Современный Китай - индустриально-аграрная страна, занимающая высокие места по объему продукции различных отраслей. В магазинах всего мира продается множество товаров с надписью "Сделано в Китае". В стране выплавляют сталь, добывают уголь, производят цемент, удобрения, автомобили, одежду и обувь, телевизоры и игрушки. Выращивают рис, сою, пшеницу, просо. На юге - чай, овощи и фрукты, хлопок и виноград.

6. Памятники природы и культуры. Экологические проблемы.

Физминутка.

4. Закрепление (работа проходит индивидуально ученики работают в своих рабочих тетрадях по окончанию работы ими обмениваются с соседом, оглашаются правильные ответы и ученики ставят оценки соседи в соответствии критерию оценивания)

С помощью карт атласа заполните пропуски в предложениях.

1. Китай граничит с_____________ и _____________на севере, с ______ на северо-востоке, с Индией и ____________на юге.

2. В юго-западной части Китая находится огромное нагорье _________, а к северу от него хребет ___________________ и пустыня ______________.

3. На востоке территория Китая омывается Южно-Китайским ,_______ и __________ морями.

4. Крупнейшие реки Китая ___________ и ____________ протекают по _________________ равнине.

5. Выставление оценок

Молодцы, справились с заданием, а сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент

« Интересные факты Китая»

6. Рефлексия

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...

Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"

Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...