1. Пояснительная записка
Урок географии
Тема: «Путешествие по Евразии»
Класс: 5
Тема «Путешествие по Евразии» изучается во втором полугодии в разделе «Путешествие по планете Земля»
Методологическая база:
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Сформировать знания о закономерностях природы континента Евразии.
Задачи: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Определять ГП Евразии, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Евразии, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
|
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное, Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики) Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.
|
Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
| Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить разгаданный кроссворд. 1.Философ, доказавший шарообразность Земли (Аристотель). 2.Сторона горизонта (восток). 3.Чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде (карта) 4.Прибор, с помощью которого можно ориентироваться (компас). 5.Третья планета Солнечной системы (Земля). 6.Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца (орбита) 7.Самая глубокая впадина (Марианская).
|
Диалог с учителем. Отвечают на вопросы
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
|
3. Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели. Поиск информации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. | -Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Евразии». Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?. Запишите тему урока в тетрадь. Определяем вместе цель урока. У каждого из вас есть маршрутные листы путешественника, которые вы должны заполнить. Для этого вы сейчас внимательно посмотрите видеоролик путешествие по Евразии. Вы узнаете из данного видеоролика: - О размерах и географическом положении материка.
- О природных «рекордсменах» материка.
- Почему природа материка разнообразна.
- Океаны и моря, омывающие материк.
- Растительный и животный мир
С помощью текста в учебнике продолжим заполнять маршрутные листы. Ни одно путешествие не обходится без…………. Правильно карты. А знаете ли вы карту? Каждый ученик индивидуально работает с географической номенклатурой, которая обозначена на карте полушарий. А, теперь играем игру «Дуэль». Приглашаем командиров групп. Данной игре кто первым правильно покажет географический объект, тот получает балл. 1.Озеро Байкал 2.Суэцкий перешеек 3. Каспийское море 4.Восточно Европейская равнина 5.Гималаи 6. Енисей 7. Северное море 8. Западно-Сибирская равнина 9. Индийский океан 10.Европа Задания по группам: 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Евразии 4 группа – Особенности растительного и животного мира Слово предоставляется представителям из групп. | Работают с физической картой полушарий и учебником.
Ученик у доски даёт характеристику ГП. Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря.
Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной информации (раздаёт учитель.)
Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах. Задают дополнительные вопросы.
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Физминутка | Давайте немножко отдохнём. Ребята, мы все на корабле. Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур. Звучит шум моря, проводится игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…»
| Выполняют упражнения |
|
| Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? | Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
| - Чему равна площадь Евразии?
- Какие две части света образуют материк Евразия?
- Какими океанами омывается территория Евразии?
- С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком?
- Как называется самая крупная по площади равнина материка?
- Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира?
- Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии?
- Какие государства Евразии самые крупные по площади?
- Какие государства Евразии самые крупные по численности населения?
- В какой части света расположены высочайшие горы Земли?
| Отвечают на вопросы | Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез.
|
5.Этап подведения итогов Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. | Выставление оценок за урок |
|
|
6.Этап рефлексии Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. | Беседа с учащимися Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … 4) Мне очень понравилось…. 5) Мне не понравилось…. 6) Я бы хотел изменить…. | Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. Отвечают на вопросы учителя.
| Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
7. Этап информации о домашнем задании Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. | П.21. выполнить тестовые задания в рабочей тетради. По желанию составить кроссворды по теме «Евразия» |
Записывают д/з. |
|