Открытый урок по географии (5 класс) "Путешествие по Евразии"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока: Путешествие по Евразии
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать представление об особенностях географического положения природы, населения и странах Евразии.
Задачи:
1. обучающие: сформировать представление о величии материка Евразия, о своеобразии и разнообразии его природы;
2. развивающие: - развивать умение определять и показывать на карте горы, вершины, формы рельефа, реки, озёра, государства материка, указанные в тексте параграфа;
3. воспитательные: показать величие материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте географические объекты «рекордсмены».
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить ответы к заданиям рабочего листа.
Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Ключевые понятия, номенклатура и персоналии: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия
Формы работы учащихся беседа, фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_puteshestvie_po_evrazii_dokument_microsoft_word_2.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учащегося 5 класса Фамилия, имя __________________________
Тема урока ________________________________________________________________
Главный вопрос: В чем особенность материка Евразия?
Задание № 1. Определите географическое положение Евразии. Прочитайте текст учебника стр. 107 и дополните предложения:
Граница между Европой и Азией проходит по ________________ горам, реке _________________ , равнинам _________________________________ . _______________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около ________________. Материк полностью расположен в __________________ полушарии. Евразия – материк, берега которого омывают _______ океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой _________________ ________________.
Задание № 2. Охарактеризовать рельеф Евразии. Прочитайте стр. 108-110 учебника и пользуясь картой атласа дополните предложения:
Самая большая равнина Евразии _______________________________. Самые высокие горы Европы ____________. Высота наивысшей точки Альп (гора Монблан) составляет ___________. В Азии высочайшие горы Земли _________________. Высочайшая вершина____________________.
Крупнейшие равнины Азии___________________________________________________
Задание № 3. Охарактеризуйте внутренние воды материка. Прочитайте стр. 110 1 – 5 абзац и назовите:
Самые крупные реки Европы _________________________________, озера Европы ______________________. Реки Азии, впадающие в Индийский океан ________________________; реки, впадающие в Тихий океан ____________________________; реки, впадающие в Северный Ледовитый океан ____________________________. Самое большое озеро планеты _____________, его площадь _____________; самое глубокое озеро мира __________, его глубина _____________.
Задание № 4. Какова природа Евразии? Изучив вторую часть стр.110 учебника, дополните:
Полюс холода Евразии и всего северного полушария находится в российском ____________________, температура здесь ______. Самое влажное место на Земле находится В Индии в городе _____________________, здесь выпадает __________ осадков.
Задание № 5. Какие полезные ископаемые имеются на материке? Прочитайте последний абзац учебника стр. 110 и ответьте на вопросы:
Какие руды металлов добывают на территории Евразии? _________________________________________________. Какие полезные ископаемые имеются на территориях Западно-Сибирской равнины и Аравийского полуострова? _____________________
Задание № 6. Ознакомьтесь с населением Евразии. Прочтите стр.112 учебника и дополните предложения:
Численность населения Евразии составляет _______________ человек. Самые крупные по площади государства ____________________________________. По численности населения лидируют страны_______________________________________,
Задание. Выберите правильные утверждения:
- Евразия включает в себя две части света.
- Материк омывается водами всех океанов Земли.
- Евразия – самый жаркий материк.
- Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой.
- Здесь находятся самые высокие горы в мира.
- На материке расположено самое крупное по площади государство мира.
- На материке находится самое глубокое озеро мира.
- Граница между Европой и Азией проходит по гористой системе Гималаев.
(8 правильных ответов – оценка 5; 7-6 правильных ответов -4; 5-4 правильных ответа -3)
Закрепление с взаимопроверкой
- Ну а сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать, как вы усвоили материал.
(8 правильных ответов – оценка 5; 7-6 правильных ответов -4; 5-4 правильных ответа -3)
Задание. Выберите правильные утверждения:
- Евразия включает в себя две части света.
- Материк омывается водами всех океанов Земли.
- Евразия – самый жаркий материк.
- Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой.
- Здесь находятся самые высокие горы в мира.
- На материке расположено самое крупное по площади государство мира.
- На материке находится самое глубокое озеро мира.
- Граница между Европой и Азией проходит по гористой системе Гималаев.
А сейчас мы послушаем стихотворение Л. Громовой «Евразия».
Этап: Рефлексия
Ребята, мы сегодня исследовали такой большой материк, уникальный для нас потому что мы здесь живем. Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
(учитель выслушивает версии детей).
Тогда давайте проверим самооценку вашей деятельности на уроке. Предлагаю дополнить предложения:
- Я научился……………………………………………………
- Мне очень понравилось……………………………...
- Я бы хотел изменить…………………………………….
- Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?
(Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли на уроке).
Этап: Подведения итогов и выставления оценок за урок.
Этап: Домашнее задание. (провести после взаимопроверки)
- Ребята, поднимите руки у кого оценка 5. Вы можете дома расширить свои знания, найти уникальные или интересные факты о Евразии.
- У кого оценка 4, вам предлагаю дома составить кроссворд по теме «Евразия».
- У кого оценка 3, есть такие? Вам необходимо более внимательно изучить рабочие листы и хорошо поработать с параграфом 21 учебника.
- Параграф 21, ответить на вопросы.
- Найти уникальные или интересные факты о Евразии.
- По желанию составить кроссворд по теме «Евразия».
Мне было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок! Урок окончен, вы можете собраться.
Ход урока
Этап: Организационный момент
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие и пожелание успеха.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок мы наш начнем.
Я вижу настроение у вас хорошее, надеюсь, оно нам поможет в работе.
Этап: Актуализация знаний
- Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлых уроках?
Дети: Мы путешествовали.
- Какова была цель наших путешествий?
Дети: Открытие материков.
- Насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы проверим с помощью кроссворда. Давайте попробуем его разгадать.
Вопросы кроссворда:
- Какое животное было обнаружено при исследовании побережья Австралии в 17 веке? (кенгуру)
- Какой великий мореплаватель совершил первое кругосветное плавание? (Магеллан)
- Какой английский путешественник 18 века доказал, что Австралия самостоятельный материк? (Кук)
- Какой русский путешественник 15 века изложил свои впечатления в книге «Хождение за три моря»? (Никитин)
- В какую страну Христофор Колумб искал короткий путь? (Индию)
- Кто из русских мореплавателей вместе с Ф.Ф. Белинсгаузеном открыл Антарктиду? (Лазарев)
- Кто из исследователей и путешественников доказал возможность заселения человеком островов Тихого океана из Южной Америки? (Хейердал)
- Кто летом 1741 года вместе с Витусом Берингом отправился в Камчатскую экспедицию? (Чириков).
Молодцы, помните материал прошлых уроков. Сегодня изменится наша роль, из первооткрывателей мы превратимся в юных исследователей.
Потому что мы будем исследовать каждый материк отдельно.
Этап: Открытие нового знания
Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.
- А вот с какого материка мы начнем изучение, вы узнаете, когда соберете пазл. (учитель раздает учащимся разрезанную карту материка Евразия)
- Итак, какую же территорию мы будем исследовать?
Дети: Мы будем изучать Евразию?
- А как вы думаете, почему именно этот материк мы будем изучать первым?
Дети: Потому что он самый большой. Потому что в Евразии находится наша страна – Россия.
- Совершенно верно. Это самый большой материк. Здесь находится Россия.
- Кто сможет выйти и показать Евразию?
- Значит, как будет звучать тема урока, если мы отправляемся в Евразию?
Дети: Путешествие по Евразии.
- Подумайте, какова цель нашего путешествия? (Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность).
- Запишите тему урока в свой рабочий лист.
- Ребята, представьте, что за хорошую учебу вас наградили экскурсионным туром по самому большому материку. К сожалению, этот тур будет виртуальным. Нашими помощниками будут учебники, атласы, контурные карты и конечно же рабочие листы.
- Как вы думаете, на что мы должны обратить внимание? Что вам интересно узнать?( учитель спрашивает версии детей, а затем предлагает алгоритм изучения нового материала).
- Конечно вы молодцы, именно такого плана мы и будем придерживаться при получении новых знаний о континентах.
Алгоритм действий: (вопросы для рассмотрения)
- Географическое положение Евразии.
- Особенности рельеф материка.
- Внутренние воды.
- Климат, животный и растительный мир.
- Полезные ископаемые.
- Население материка.
- Особенность материка Евразия.
- А в конце урока нам с вами предстоит ответить на главный вопрос: В чем особенность материка Евразия? По такому же плану мы будем исследовать и другие материки. Поэтому в помощь я вам даю вот эту памятку, она и будет направляющим в нашей работе.
- А сейчас я предлагаю расширить свои знания. Мы с вами поработаем в парах. (учитель распределяет задания, записанные в рабочих листах между парами).
Я вам даю 3-4 минутки самостоятельно поработать с нашими помощниками (учебниками и атласами) и ответить на задания рабочего листа (учитель распределяет задания по парам). Вы должны не только письменно ответить , но и найти эти географические объекты и показать их на карте.
Итак, давайте посмотрим нашу памятку, с какого вопроса мы начинаем?
Дети: С географического положения. (пожалуйста)
1 пара. Географическое положение Евразии.
Это самый большой материк планеты. Его площадь – 54 млн. кв. км., на нем расположена наша страна. Так что если вы сейчас посмотрите в окно, вы увидите маленький кусочек Евразии. из первооткрывателей мы превратимся в юных исследователей. Материк состоит из двух частей света: Европы и Азии. Их граница проходит по Уральским горам, реке Эмба, равнинам Северного Кавказа. Омывают 4 океана: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский. На юго-западе соединяется с Африкой Суэцким перешейком.
-Мы сейчас прослушали ответ на первое задание. Давайте все запишем в свои рабочие листы. Следующий пункт нашего исследования……………….
2 пара. Рельеф материка.
Большую часть Европы занимают равнины. Самая большая здесь – Восточно-Европейская или Русская. Самые высокие горы Европы – Альпы. (Монблан 4807 м.). Равнины Азии – Западно-Сибирская и Средне-Сибирское плоскогорье. В Азии высочайшие горы Земли – Гималаи с высочайшей вершиной Эверест 8848 м.
Записываем все ответ на второе задание. Возвращаемся к нашей памятке, что у нас дальше…………….
3 пара. Внутренние воды.
Широкие и полноводные реки Европы – Волга, Дунай, Рейн. Озерами особо богат север Европы – Ладожское, Онежское. В Азии крупнейшие реки – Инд, Ганг, впадающие в Индийский океан; Амур, Янцзы и Хуанхэ –в Тихий океан; Обь, Енисей, Лена – в Северный ледовитый океан. В Азии находится самое большое озеро планеты – Каспийское море, жемчужина нашей страны – озеро Байкал – самое глубокое в мире – 1638 м.
- Действительное, самое глубокое, самое красивое озеро мира находится в нашей стране. Это наша жемчужина, наша гордость, и мы свами должны постараться сохранить как можно дольше эту красоту для будущих поколений. Чтобы ваши дети, ваши внуки могли любоваться этим озером. Запишите третье задание. Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с природой материка. Для этого выполним задание 4 в рабочих листах.
4 пара. Климат, животный и растительный мир.
В российском поселке Оймякон находится полюс холода Евразии и всего северного полушария ( зимние температуры до -71 градуса). В Евразии находится одно из самых влажных мест на Земле в Индии в городе Черапунджи (около 12 тыс. мм. Осадков в год). Растительный и животный мир разнообразен. Здесь встречаются все природные зоны нашей планеты, от арктических пустынь до влажных экваториальных лесов. (Медведи, тигры, верблюды, обезьяны, тюлени, слоны, антилопы и т. д.)
-Ребята, Евразия богата не только животными, растениями, разными климатами, но и полезными ископаемыми. И поэтому следующим вопросом мы должны исследовать что?
5 пара. Полезные ископаемые.
Материк богат полезными ископаемыми. У берегов Северного моря, на Аравийском полуострове, на территории Западной Сибири добывают нефть и газ. Много угля, железных, марганцевых, оловянных руд; золота, серебра, а также драгоценных камней.
И конечно, переплывая реки, преодолевая горные хребты, попадая в суровые условия, спасаясь от хищников, мы на своем пути обязательно встретим …………кого? Что мы еще не исследовали?
6 пара. Население.
Евразию населяют многочисленные народы, имеющие древнюю культуру4 и историю. Численность населения Евразии – 4,8 млрд. человек, что составляет 60% населения планеты. Самые крупные государства – Россия, Китай, Индия. А по численности – Китай, Индия.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Шесть – на место тихо сели.
В ходе ответов учащихся у доски учитель прикрепляет красные звездочки на карту к объектам «рекордсменам» Евразии.
- Ребята, вы справились с заданиями, молодцы! В ваших рабочих листах полный отчет нашего исследования. Как вы думаете, что я отмечала звездочками на карте? (учитель выслушивает ответы учащихся)
- Да, ребята, я отмечала объекты «рекордсмены», т.е. те объекты, при названии которых используется слово «самый». Давайте еще раз их назовем.
- Материк Евразия – самый большой (пл.54 млн.кв.км.)
- Самое большое озеро – Каспийское (396 тыс. кв. км.)
- Самое глубокое озеро – Байкал (1642 м.)
- Самые высокие горы – Гималаи-Эверест (8848 м.)
- Самое холодное место в сев. Полушарии – п. Оймякон (-71 градус)
- Самое влажное место на Земле – Индия, г. Черапунджи (12 тыс. мм. В год).
Чтобы представление о Евразии стало наиболее полным, выполним задание - все названные объекты давайте нанесем в контурную карту.
- Молодцы юные исследователи. Вы многое сегодня узнали о материке Евразия. А теперь давайте вернемся к главному вопросу, который поставили в начале урока: В чем особенность материка Евразия? ( учитель выслушивает ответы учащихся)
Памятка для работы при изучении тем: Путешествия по материкам.
- Географическое положение материка.
- Особенности рельефа материка.
- Внутренние воды.
- Климат, животный и растительный мир.
- Полезные ископаемые.
- Население материка.
- Особенность материка Евразия.
Памятка для работы при изучении тем: Путешествия по материкам.
- Географическое положение материка.
- Особенности рельефа материка.
- Внутренние воды.
- Климат, животный и растительный мир.
- Полезные ископаемые.
- Население материка.
- Особенность материка Евразия.
Памятка для работы при изучении тем: Путешествия по материкам.
- Географическое положение материка.
- Особенности рельефа материка.
- Внутренние воды.
- Климат, животный и растительный мир.
- Полезные ископаемые.
- Население материка.
- Особенность материка Евразия.
Памятка для работы при изучении тем: Путешествия по материкам.
- Географическое положение материка.
- Особенности рельефа материка.
- Внутренние воды.
- Климат, животный и растительный мир.
- Полезные ископаемые.
- Население материка.
- Особенность материка Евразия.
Тема урока: Путешествие по Евразии
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Сформировать представление об особенностях географического положения природы, населения и странах Евразии.
Задачи:
1. обучающие: сформировать представление о величии материка Евразия, о своеобразии и разнообразии его природы;
2. развивающие: - развивать умение определять и показывать на карте горы, вершины, формы рельефа, реки, озёра, государства материка, указанные в тексте параграфа;
3. воспитательные: показать величие материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте географические объекты «рекордсмены».
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить ответы к заданиям рабочего листа.
Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Ключевые понятия, номенклатура и персоналии: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия
Формы работы учащихся беседа, фронтальная, индивидуальная.
Открытый урок по географии (5 класс)
Путешествие по Евразии.
Учитель:
Сурай Елена Анатольевна.
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"
Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»...
открытый урок по географии на тему: Путешествие в Южную Америку"
Урок представлен в традиционной форме, в виде игры. Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка . Задачи : - вы...
Открытый урок химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"
Урок- знакомсто с новым материалом...
Открытый урок по географии 5 класс по теме "Путешествие по Евразии"
Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося....
Урок по географии 7 класс. Природные зоны Евразии.
Разработка урока способствует лучшему усвоению программного материала....
Открытый урок по географии (5 класс) "Путешествие по Евразии"
Презентация к открытому уроку по географии (5 класс) "Путешествие по Евразии" Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площа...