Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс (для обучающихся с интеллектуальным нарушением)
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА» образовательной области «МАТЕМАТИКА» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия её реализации.

Нормативно-правовую базу разработки программы «МАТЕМАТИКА» (5-9   класс) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

 - Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Математика / Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьёва. М.: Просвещение, 2019г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.12.2015 г.;

Процесс  математического  образования  по  данной  рабочей  программе  обеспечивает

учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

•  Математика.  5  класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих  адаптированные основные общеобразовательные программы /  М.Н.

Перова, Г.М.  Капустина.  М.: «Просвещение», 2020.

Рабочая программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fgos_5_klass.docx86.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА» образовательной области «МАТЕМАТИКА» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия её реализации.

        Нормативно-правовую базу разработки программы «МАТЕМАТИКА» (5-9   класс) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

 - Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Математика / Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьёва. М.: Просвещение, 2019г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.12.2015 г.;

Процесс  математического  образования  по  данной  рабочей  программе  обеспечивает

учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

•  Математика.  5  класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих  адаптированные основные общеобразовательные программы /  М.Н.

Перова, Г.М.  Капустина.  М.: «Просвещение», 2020.

Рабочая программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

        Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением  специфической задачи обучения умственно отсталых учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида – преодолением недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

        В процессе обучения математике учеников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.

Цель и задачи рабочей программы

        Целью прохождения настоящего курса является создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и к овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

        В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать элементарное математическое мышление учащихся, формировать и корригировать такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развивать способность к обобщению и конкретизации, осуществлять развитие и коррекцию памяти, внимания и других психических функций;
  • развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Особенности методики и принципы преподавания предмета

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

  • Технологии обучения : 

коррекционно-развивающие, игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • устное решение примеров и задач;
  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков, линий и геометрических фигур;
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
  • развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к самостоятельному выполнению задания, к самоконтролю;
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Принципы обучения:

коррекционная направленность обучения, доступность, научность, систематичность, системность, концентричность расположения материала, практическая направленность, реализация межпредметных и внутрипредметных связей, индивидуальный и дифференцированный подход.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

  • Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

        Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

        Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
  • развитие  умений  принимать  цель  и  готовый  план  деятельности,
  • планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
  • Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
  • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
  • •определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
  • В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
  •  Функции базовых учебных действий:
  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формирование  готовности  обучающегося  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

        С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

  • Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки
  • Личностные учебные действия:

  • Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
  • Коммуникативные учебные действия:
  • Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные учебные действия:
  • Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
  • Познавательные учебные действия:
  • Дифференцированно  воспринимать  окружающий  мир,  его  временно-пространственную организацию; использовать  усвоенные  логические  операции  (сравнение,  анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление  аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Планируемые личностные результаты

5 класс

У обучающегося будут сформированы:

• проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;

• желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;

• умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;

• умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);

• умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);

• элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;

• умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;

• умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;

• знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания;

• элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;

• элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;

• понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);

• элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Планируемые предметные результаты

5 класс

Минимальный уровень:

• знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом порядке;

• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

• счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;

• определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);

• умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000;

• знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);

• знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

• выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;

• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;

• выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;

• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);

• знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;

• выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;

• различение видов треугольников в зависимости от величины углов;

• знание радиуса и диаметра окружности, круга.

Достаточный уровень:

• знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;

• умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

• счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел;

• знание класса единиц, разрядов в классе единиц;

• умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;

• умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;

• выполнение округления чисел до десятков, сотен;

• знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;

• знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений;

• знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

• выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);

• выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;

• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;

• выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком;

• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений;

• знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;

• выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);

• знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

• умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

• знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений;

• вычисление периметра многоугольника.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана решить следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
  • описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяющей вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

   Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

  • дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
  • динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
  • единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

        Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

        Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

        В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.  

        Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

        Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на  принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытам.

  Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике: прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/»неверно» свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие (отличные).

   Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

  Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачет)

если обучающиеся верно выполняют от 35%  до 50% заданий

«хорошо»

от 51% до 80% заданий

«очень хорошо» (отлично)

свыше 80%

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 бальной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.

Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по математике является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умения практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:

Оценка «5» ставится ученику, если он:

 а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

 в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;

д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.); либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса, и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики ( названия компонентов и результатов действий, величин и др.)

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы в виде самостоятельных и контрольных работ и тестов.

Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти и года в форме разноуровневых контрольных работ.

Содержание учебного предмета «Математика»

5 класс

Нумерация

Нумерация чисел в пределах I 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц.

Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины — километр (I км). Соотношение: 1 км = 1 000 м.

Единицы измерения (меры) массы — грамм (I г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц.

Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной.

Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100).

Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка.

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см + 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55 см + 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см).

Дроби

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение части числа.

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»

Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.

Геометрический материал

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D).

Масштаб: 1:2; 1:5; 1 : 10; 1 : 100.

Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Раздаточный материал: карточки с индивидуальным заданием;
  • Печатные пособия (таблицы):
  • Таблица разрядов и классов;
  • Сложение и вычитание натуральных чисел;
  • Свойства сложения;
  • Образцы записей математических действий;
  • Соотношения мер длины, массы;
  • Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении;
  • Обыкновенные дроби;
  • Сравнение обыкновенных дробей;
  • Виды линий;
  • Многоугольники;
  • Виды треугольников;
  • Четырёхугольники;
  • Периметр многоугольника;
  • Взаимное расположение прямых на плоскости;
  • Меры длины;
  • Меры веса;
  • Меры времени.
  • Учебное оборудование:
  • Линейки;
  • Циркули;
  • Транспортиры;
  • Угольники;
  • Набор геометрических тел.
  • Методическая литература:
  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 2004.
  • Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  • Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
  • Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.
  • Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  • Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия /Автор-составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Разделы программы

Название темы

Содержание темы

Количество часов

Дата

проведения

Математика 5 класс (199 часов)

I четверть – 52ч

1

Геометрический материал

Линия, отрезок, луч

Виды линий.

Линии: узнавание, называние, дифференциация.

Построение линий (прямой линии, луча, отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой ломаной).

Использование букв латинского алфавита (А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S) для обозначения отрезка, ломаной линии

1

2

Геометрический материал

Углы

Угол. Виды углов.

Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.

Построение острого, тупого углов

1

3-4

Геометрический материал

Прямоугольник (квадрат)

Элементы прямоугольника (квадрата), их свойства.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника.

Использование букв латинского алфавита (А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S) для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости прямоугольника (квадрата) и линии (прямой, отрезка).

Геометрические фигуры. Прямоугольник. Квадрат.

2

5

Геометрический материал

Окружность, круг

Окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциация.        

Радиус, центр окружности, круга.

Построение окружности с помощью циркуля

1

6-7

Геометрический материал

Взаимное положение.

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости: находятся вне; одна фигура принадлежит другой.

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости: пересекаются; касаются.

2

8

Геометрический материал

Равенство сторон.

Обозначение равенства сторон геометрических фигур.

1

Контроль и учет знаний

Обобщающий урок по геометрическому материалу.

9-11

Нумерация

Единиы измерения и их соотношение

Сотня (повторение)

Устная нумерация чисел в пределах 100:

– счет единицами, десятками в пределах 100;

  • разряды, их место в записи числа;
  • состав двузнчных чисел из десятков и единиц;

1

Письменная нумерация чисел в пределах 100:

  • числовой ряд в пределах 100;
  • место каждого числа в числовом ряду;
  • сравнение и упорядочение чисел.

1

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, их соотношения.

Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами.

1

12-18

Арифметические действия

Арифметические задачи

Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин, в пределах 100 без перехода через разряд.  СР

2

Табличное умножение и деление. Взаимосвязь умножения и деления.

Название компонентов и результата умножения и деления.

1

Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление).

2

Решение простых, составных задач в 2—3 арифметических действия

2

19-20

Арифметические действия

Арифметические задачи

Нахождение неизвестного слагаемого

Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого

1

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой

1

21-22

Арифметические действия

Арифметические задачи

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого.

1

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой

1

23-24

Арифметические действия

Арифметические задачи

Нахождение неизвестного вычитаемого

Решение примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого.

1

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного вычитаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. Дифференциация задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

1

Резерв

1

25-27

Арифметические действия

Арифметические задачи

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления)

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку):

  • сложение двузначного числа с однозначным числом (29 + 5);
  • вычитание однозначного числа из двузначного (32 — 5);
  • сложение двузначных чисел (29 + 15);
  • вычитание двузначных чисел (32 — 15).

3

Резерв

1

28-29

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Все действия с числами в пределах 100». РНО.

2

                Тысяча (58 ч)

30-33

Нумерация

Арифметические действия

Нумерация чисел в пределах

1 000

Нумерация чисел в пределах 1000.

Ряд круглых сотен в пределах 1 000.

Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц.

Чтение и запись трехзначных чисел.

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Письменная нумерация в пределах 1000.

 Числовой рад в пределах 1 000. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел.

Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами (по 1 ед., 1 дес., 1 сот.) устно и с записью чисел.

2

Изображение чисел на калькуляторе, их чтение.

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1 000.

Сложение и вычитание в пределах 1 000 на основе присчитывания, отсчитывания по 1, 10, 100.

Сложение на основе разрядного состава чисел (400 + 30; 400 + 30 + 2; 400 + 2)

1

34

Нумерация

Округление чисел

Округление чисел до десятков, сотен.

Знак округления («  ~»).

1

35

Нумерация

Римская нумерация

Римская нумерация. Римские цифры.

Обозначение чисел I—XII

1

36-38

Единицы измерения и их соотношения

Арифметические задачи

Меры стоимости, длины и массы

Меры стоимости.

Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р. Размен, замена нескольких купюр одной. Арифметические задачи.

Составление и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с краткой записью задач в виде таблицы)

1

Меры длины.

Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м.

Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной, двумя мерами

1

Меры массы.

Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц.

Определение массы предметов с помощью весов.

Сравнение чисел, полученных при измерении массы одной, двумя мерами

1

39-40

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости, массы приемами устных вычислений (с записью примера в строчку):

  • сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55 см + 45 см);
  • вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1 м — 45 см);
  • сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8 м 55 см ± 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см;

8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см)

2

41-44

Арифметические действия

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков

Сложение и вычитание  круглых сотен.

1

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

1

Сложение и вычитание круглых сотен и единиц. СР.

1

Сложение и вычитание круглых сотен и двузначных чисел

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) (400 ± 200; 1 000 - 200; 120±20;           500 ± 30)

4

45-48

Арифметические действия

Нумерация

Сложение и вычитание чисел в пределах

1 000 без перехода через разряд

Сложение и вычитание трехзначных чисел  и единиц. (61с.)

1

Сложение и вычитание трехзначных чисел и круглых десятков. (61с.)

1

Сложение и вычитание трехзначных чисел с однозначными и двузначными числами. (63с.)

1

Сложение и вычитание трехзначных чисел с трехзначными. СР. (66с.)

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности.

Счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел

1

49-50

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000». РНО.

2

51-52

Резерв

Сложение и вычитание трехзначных чисел . (все случаи.)

2

II  четверть – 42

1

Геометрический материал

Периметр многоугольника

Многоугольники. Вычисление периметра многоугольника.  Вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой).

Решение арифметических задач практической направленности с сюжетом, связанным с нахождением периметра

1

Геометрический материал

Треугольники

(Резерв)

Элементы треугольника. Название сторон треугольника Построение треугольника.

Вычисление периметра треугольника.

Взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка)

2-4

Геометрический материал

Различение треугольников по видам углов

Различение треугольников по видам углов: прямоугольный.

Построение прямоугольного треугольника

1

Различение треугольников по видам углов: остроугольный. Построение остроугольного треугольника

1

Различение треугольников по видам углов: тупоугольный. Построение тупоугольного  треугольника.

1

5-7

Геометрический материал

Различение треугольников по длинам сторон

Различение треугольников по длинам сторон: разносторонний.

1

Различение треугольников по длинам сторон: равнобедренный.

1

Различение треугольников по длинам сторон: равносторонний.

1

Контроль и учет знаний

1

8-9

Арифметические действия

Арифметические задачи

Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?»)

Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?»)

 

Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

2

10-11

Арифметические действия

Арифметические задачи

Кратное  сравнение чисел (с вопросами: «Во сколько больше (меньше)... ?»)

Кратное сравнение чисел (с вопросами: «Во сколько больше (меньше)... ?»)

Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «Во сколько больше (меньше)... ?»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

2

12-18

Арифметические действия

Сложение с переходом через разряд

Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик):

  • сложение двухзначного и трехзначного чисел с однозначным числом с переходом через разряд, с применением переместительного свойства сложения (34 +6; 6+34; 34+8; 8+34; 234 + 6; 6 + 234; 234 + 8; 8 + 234); (с.92)

2

  • сложение трехзначного числа с двузначным с переходом через разряд, с применением переместительного свойства сложения (234 + 26; 26 + 234; 234 + 28; 28 + 234);   СР. (с. 93)

2

  • сложение трехзначных чисел (234 + 126; 234 + 128; 234 + 188).

Проверка правильности вычислений по нахождению суммы

2

  • сложение чисел с тремя слагаемыми.

1(2)

19-24

Арифметические действия

Вычитание с переходом через разряд

Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик):

  • вычитание однозначного числа из трехзначного (431 — 7); (с.97)

2

  • вычитание двузначного числа из трехзначного (431 — 17);

2

  • вычитание трехзначных чисел (431 — 217);

2

25-26

Арифметические действия

Вычитание с переходом через разряд

Вычитание из трехзначного числа двузначных и трехзначных с переходом через разряд.

2

27-28

Арифметические действия

Повторение, обобщение пройденного

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.

2

29-30

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через разряд». РНО.

2

31-35

Арифметические действия

Вычитание с переходом через разряд из круглых сотен, тысячи

– вычитание из круглых сотен.

1(2)

–  вычитание из тысячи, (1000-8, 1000-28, 1000-628 и пр).

2

– случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности (430 - 7; 401 - 17; 411 - 207; 400 - 123; 1 000 - 907 и пр.).

Проверка правильности вычислений по нахождению разности.

2

36-37

Арифметические действия

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Порядок действий в примерах без скобок и со скобками.

2(3)

38-39

Дроби

Арифметические задачи

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

Получение одной, нескольких долей предмета на основе предметно-практической деятельности.

Нахождение одной, нескольких долей предмета ,  числа.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа

2

40-41

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Все случаи сложения  и вычитания трехзначных чисел». РНО.

2

42

Дроби

Арифметические задачи

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

Простые арифметические задачи на нахождение части числа .

Нахождение одной, нескольких долей предмета.  числа.

1

Резерв

Повторение, обобщение пройденного

III  четверть – 66 ч

1

Геометрический материал

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур.

1

2-4

Геометрический материал

Построение треугольников

Моделирование, построение треугольников разных видов: построение разностороннего треугольника.

1

Моделирование, построение треугольников разных видов:

построение равнобедренного треугольника.

1

Моделирование, построение треугольников разных видов:

построение равностороннего треугольника.

1

55-7

Геометрический материал

Линии в круге

Круг, окружность.

Обозначение радиуса окружности, круга: R.

Обозначение диаметра окружности, круга: D.

Хорда.

Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды. СР.

3

8-9

Геометрический материал

Масштаб

Масштаб: 1: 2; 1: 5; 1: 10; 1: 100.

Построение отрезков в масштабе М 1: 2; М 1: 5.

Изображение длины и ширины предметов с помощью отрезков в масштабе М 1: 5; М 1: 10; М 1: 100.

Построение прямоугольника в масштабе

2

10.

Геометрический материал

Повторение, обобщение пройденного

Обобщающий урок по геометрическому материалу.

1

Обыкновенные дроби (12 ч)

11-13

Дроби

Образование дробей

Обыкновенная дробь, ее образование. Запись и чтение обыкновенных дробей.

2

Числитель, знаменатель дроби.

1

14-17

Дроби

Сравнение дробей

Сравнение долей, дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями. СР

3

Количество долей в одной целой.

Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

1

18-19

Дроби

Правильные и неправильные дроби

Дроби правильные: узнавание, называние, дифференциация.

Дроби неправильные: узнавание, называние, дифференциация.

Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей

2

Резерв

20-21

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Обыкновенные дроби».

РНО.

2

Умножение и деление на 10, 100 (4ч).

22-23

Арифметические действия

Умножение

10, 100 и на

10, 100

Умножение чисел 10, 100 на число.

Умножение числа на 10, 100

2

24-25

Арифметические действия

Деление на

10, 100

Деление числа на 10, 100 без остатка.

Деление числа на 10, 100 с остатком

2

Числа, полученные при измерении величин (5 ч)

26-29

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения и их соотношения

Замена крупных мер мелкими мерами:

  • преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой;
  • преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами;

С.130.

2

Замена мелких мер крупными мерами:

  • преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 10;

преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 100. СР.

С.133.

2

30

Единицы измерения и их соотношения

Меры време

ни. Год

Соотношение: 1 год = 365 (366) сут.

Високосный год.

Обозначение порядкового номера каждого месяца года с помощью цифр римской нумерации

1

Умножение и деление чисел в пределах 1 000 (30 ч)

31-38

Арифметические действия

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число

  • Умножение круглых десятков на однозначное число. Знак умножения: « • ».  С.137.
  • Деление круглых десятков на однозначное число.
  • Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. СР

3

  • Умножение круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).
  • Деление круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).
  • Умножение и деление круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку)

3

  • Умножение и деление круглых  сотен, десятков на однозначное число .

2

39-40

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление круглых  десятков и сотен на однозначное число».

РНО. 

2

41-46

Арифметические действия

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

  • Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

2

  • Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

2

  • Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку)

СР

2

47-50

Арифметические действия

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

  • Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд .

  • Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд .

2

  • Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

2

51-57

Арифметические действия

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

  • Умножение трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд (типа 214 ×2).  С.158.

СР

2

  • Деление трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд  (типа 246 : 2)

2

  • Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число .

3

58-59

Арифметические действия

  • Проверка умножения двумя способами: умножением и делением.
  • Проверка деления двумя способами: умножением и делением

С.162.

2

60-61

Контроль и учет знаний

  • Контрольная работа по теме: «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».  РНО.

2

62-64

Арифметические действия

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

Все случаи умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

3

Резерв

IV  четверть – 45 ч

1

Геометрический материал

Многоугольники.

Виды многоугольников.

1

2

Геометрический материал

Многоугольники.

Вычисление периметра многоугольника.

1

3

Геометрический материал

Прямоугольник (квадрат)

Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника; с помощью чертежного угольника и циркуля.

Построение диагоналей прямоугольника (квадрата).

1

4

Геометрический материал

Прямоугольник (квадрат)

Смежные стороны прямоугольника (квадрата)

1

5-7

Геометрический материал

Куб, брус, шар

Геометрические тела: куб, брус, шар.

Дифференциация плоскостных и объемных геометрических фигур

3

Резерв

Контроль и учет знаний

8-9

Арифметические действия

Умножение и деление чисел без перехода через разряд

Умножение  и деление чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд.

2

10-11

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Умножение двузначных чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик). СР

2

12-13

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд .

С.167

2

14-15

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Умножение трехзначных чисел с отсутствием единиц на однозначное число (250 х 3) .

С.169

2

16-17

Арифметические действия

Порядок действий в примерах без скобок и со скобками. СР.

С. 171

2

18

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Деление двузначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик):

С.172

1

19-20

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений.

2

21

Арифметические задачи

Разностное сравнение чисел

Арифметические задачи на разностное сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?»

1

22

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами длины, массы, стоимости.

1

23-24

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного за год».  РНО.

2

Итоговое повторение (20 ч)

25

Нумерация

Нумерация чисел в пределах

1 000

Нумерация в пределах 1000.

1

26-27

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд.

2

28-29

Арифметические действия

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

2

30-31

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. СР.

2

32-34

Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента

Нахождение неизвестного компонента сложения.

1

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

Нахождение неизвестного вычитаемого.

1

35-36

Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

2

37-38

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Умножение и деление чисел в пределах 1000 без перехода через разряд.

2

39-40

Арифметические действия

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Умножение и деление чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

2

41-42

Контроль и учет знаний

Контрольная работа по теме: «Все действия в пределах 1000».  РНО.

2

43-44

Дроби

Обыкновенные дроби:

дроби правильные;

дроби неправильные;

2

45

Арифметические действия

Все действия в пределах 1000.

1

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик):

  • деление двузначных чисел на однозначное число;

деление трехзначных чисел на однозначное число

Резерв

2

Контроль и учет знаний

1

Итоговое повторение (6 ч)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 КЛАССА

Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 3 класс....

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.

                     Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленно...