Разработка учебной экологической тропы
план-конспект занятия по географии (7 класс)

Голоменцев Валентин

Подробная разработка учебной тропы по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnoy_ekologicheskoy_tropy.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации учебной природной тропы

в обучении географии

Разработка маршрута учебной природной тропы

Условные обозначения: цифрами обозначены пункты природной тропы.

  1. Школьный учебно – опытный участок.
  2. Озеро (заболоченное).
  3. Лесополоса (широколиственный лес).
  4. Полигон твердых отходов (свалка).
  5. Территория предприятия нефтебазы.

Ход работы:

Вступление и инструктаж учителя: Ребята мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по экологической тропе. Маршрут будет проходить не далеко от нашего поселка. Прогулка будет длиться несколько часов, так что нужно обязательно взять с собой что-нибудь перекусить.

Правила поведения на тропе: Не отставать от группы, следовать указаниям учителя, внимательно переходить проезжую часть.

Оборудование: Блокнот для записей, карандаш, фотоаппарат, наличие удобной спортивной обуви, холодный завтрак.

Пункт №1. Школьный учебно – опытный участок.

          1. Мы находимся на пришкольном участке школы №19. Здесь учащиеся старших классов под руководством учителя биологии занимаются опытной работой. Учатся делать самостоятельно прививки плодовых деревьев (груш, ранеток). Сейчас количество больших деревьев насчитывает 14 штук. Ребята занимаются также разведением ягодных кустарников (смородина, крыжовник, малина, слива). Для нужд столовой выращивают различные овощи (свекла, морковь, фасоль, бобы, помидоры, баклажаны и др.).

Вообще территория школы очень хорошо озеленена (ива, рябина, вяз узколистный, сирень), имеется также у фасада школы цветники.

Задание: 

  • Какие породы деревьев, кустарников произрастают в школьном саду? Какие овощные культуры выращиваются?
  • Какое положительное влияние оказывает озеленение территории школы. Какие изменения вы бы внесли?

Пункт №2. Озеро.

2. Недалеко от школы находится небольшое озеро. Раньше здесь купались и отдыхали жители поселка, но сейчас оно не представляет никакой эстетической и рекреационной ценности. Лет 40 назад родник, питавший озеро грунтовой водой просто завалили плитами, в результате чего озеро перестало подпитываться и в середине лета просто пересыхало. К тому же уже несколько лет в озеро сливаются бытовые канализационные воды.

Задание: 

  • Определите происхождение озера?
  • Какая растительность представлена?
  • Определите и перечислите не менее 5 растений.
  • Зарисуйте схему озера.
  • Как вы считаете можно ли это озеро «спасти» и превратить эту территорию в зону отдыха? Какие меры нужно предпринять.

Пункт №3. Лесополоса.

3. В нашем районе есть лесополосы. Эти посадки деревьев были посажены 50 лет назад и преследовали мелиоративные цели – защита с/х полей от водной и ветряной эрозии. Лес исключительно богат грибами – местные жители с удовольствием собирают эти дары природы. Но в последнее время этот лес оставлен без всякого контроля со стороны лесничества – за ним ведется наблюдение только формально. В лесу ведется хищническая вырубка деревьев на дрова, как для бытовых нужд местными жителями, так и с целью продажи. Так же лес загрязняется разного вида отходами (вываливается мусор, который нужно было везти на свалку).

Задание: 

  • Опишите видовой состав растений.
  • Определите и приведите не менее 5 примеров.
  • Опишите виды бытового мусора, который встречается в лесу.
  • Опишите экологическое состояние растений? Какие повреждения и вырубки имеются?
  • Стоя в лесу, определите стороны горизонта  север-юг.
  • Как вы считаете, нужно ли сейчас предпринять какие – либо меры по улучшению лесополосы? Что бы вы сделали, для того чтобы сохранить эту лесополосу?

Пункт №4. Район городской свалки.

4. Мы с вами живем на окраине города, здесь главной проблемой является близкое нахождения к жилью полигона твердых отходов или попросту свалки. Сюда свозится мусор различного характера со всего города. Нередко на свалке случаются пожары, как по вине человека, так и самопроизвольные, так как мусор постепенно накапливаясь, начинает тлеть и вспыхивает. Весь этот ядовитый дым в случае попутного ветра идет на жилой район. Площадь полигона растет год от года.

Задание: 

  • Опишите видовой состав мусора по фракциям.
  • Визуально определите примерную площадь свалки.
  • Перерабатывается ли мусор в вашем районе. Какой именно?
  • Подумайте к чему может привести рост свалок? Как можно сократить их рост? Как борятся с этой проблемой  в странах Зарубежной Европы?

Пункт №5. Территория предприятия Нефтебазы.

5. Предприятие Бийская Нефтебаза занимается хранением и транспортировкой продуктов переработки нефти. Сюда привозятся по железной дороге бочки с топливом, затем заливаются в цистерны предприятия. Потом уже бензовозами нефтепродукты развозятся по заправкам, котельным и др. объектам. При перекачке все равно происходят небольшие утечки топлива на землю, но случаются и аварии (по причине износа оборудования).

Задание: 

  • Какие вещества попадают в почву при авариях и в результате случайных разливов нефтепродуктов. Перечислите их.
  • Как вы считаете, оказывает ли предприятие «Нефтебаза» на экологию и здоровье жителей. Что можно предпринять?  

Форма отчетности: ответить по группам на требуемые задания и предоставить для проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная экологическая тропа

Из-за потребительского отношения к природе она  сегодня находится на грани исчезновения, и  перед   человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...

Учебная экологическая тропа

Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...

Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22

Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.Ребята всех возрастов л...

Учебная экологическая тропа

В пособии рассказывается об учебной экологической тропе. Раскрыт опыт, связанный с созданием учебной экологической тропы.Адресована учителям, воспитателям, учащимся и всем, кого интересует эколо...

Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)

Рекомендации по созданию учебной экологической тропы  разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению  и сохранению природы родного края. Автор реком...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...