Рабочая программа по учебному предмету "География" (5 класс)
рабочая программа по географии (5 класс)
Программа УМК «Сферы» для 5-6 классов под редакцией В.П. Дронова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_2020-2021g.docx | 52.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и рекомендована к утверждению МО учителей естественно-математического цикла Руководитель МО _______________А. Л. Антоновская Протокол № _______ От «___»____________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________М. В. Сеслова От «___»____________20___г. | Утверждаю Приказ № _______ От «___»____________20___г. Директор МБОУ «Школа № 10 г. Благовещенска» ________________Н. М. Макухина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География. Планета Земля»
5 класс
на 2019 – 2020 учебный год.
(На основе ФГОС)
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании РФ» (с изменениями, дополнениями);
- Приказ №1089 от 05.03.2004 (ред. От 23.06.2015 г.) «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования».
- Учебный план МАОУ "Школа № 10 г. Благовещенска"на 2020-2021 учебный год.
- Программа УМК «Сферы» для 5-6 классов под редакцией В.П. Дронова
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5-6 классах.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,'дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Важнейшие предметные результаты:
- первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
- первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
- элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
- начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание разделов курса географии, вошедших в учебник «География. Планета Земля» 5-6 класс, (по примерной программе)
Раздел 1. Источники географической информации Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических
исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост- роение графиков изменения температуры и облачности, атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв, плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные.
Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий. В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из нее какой-либо фрагемент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
4. Тематическое планирование.
Тема раздела | Количество часов | Практические работы | |
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. | 5 класс (35 ч) | ||
1. | Введение. | 2 | |
2. | Развитие географических знаний о Земле. | 7 | Практическая работа№1 «Составление хронологической таблицы географических открытий» |
3. | Изображения земной поверхности и их использование. | 12 | Практическая работа №2 «Рисовка горизонталей по квадратам» или «Построение гипсометрического профиля» Практическая работа №3 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. Практическая работа №4 по проведению полярной съемки местности. Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия по координатам» Практическая работа №6 «Составление проложение) маршрута по Интернет-ресурсам». |
4. | Земля – планета Солнечной системы | 5 | |
5. | Литосфера – каменная оболочка Земли | 7 | Практическая работа №7 по определению горных пород по их свойствам |
6. | Повторение раздела ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. | 1 | |
Итого | 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю в 5 классе
№ урока | № урока в теме | Дата | Тема урока и основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Тип, форма, форма учебного сотрудничества | ИКТ Примерное домашнее задание |
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (35 ч) | ||||||
Урок 1. | 1 | Введение (2 часа) География: древняя и современная наука Зарождение науки о Земле. Система географических наук. | Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. Устанавливать этап развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» | ОНЗ, К Беседа. Фронт. | Электронное приложение к учебнику, презентация Учебник, с. 5-9 | |
Урок 2. | 2 | География в современном мире. Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты. | ПИ, ОНЗ Беседа. Фронт | Электронное приложение к учебнику, презентация Учебник, с. 10-11 | |
Урок 3 | 1. | Развитие географических знаний о Земле (8ч) География в древности Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. | Показать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока | ОНЗ, К Рассказ с элементами беседы Фронт. | Электронное приложение к учебнику, презентация, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a5462eb-1894-4ed1-afb9-5elf09fd4168/7_44.s Учебник, с. 14-15 | |
Урок 4 | 2. | Географические знания в древней Европе Географические знания и открытия в Древней Греции и древнем Риме | Находить информацию (в Интернете и других источниках) и накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме Показывать по картам территории древних государств Европы. | ПЗ. Объяснение Группов.деятельность | Учебник, с. 16-17 Электронное приложение к учебнику, презентация | |
Урок 5. | 3. | География в эпоху Средневековья; Азия, Европа Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А.Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А.Никитина, путешествий Марко Поло и его книги | ПЗ, К, Рассказ Фронт. | Электронное приложение к учебнику, презентация Учебник, с.18-21 | |
Урок 6. | 4. | Открытие Нового Света. Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х.Колумба. приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов | ПЗ, ОНЗ Объясн.с эл.беседы Фронт. | Электронное приложение к учебнику, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/swf Учебник, с.22-23 | |
Урок 7. | 5. | Эпоха Великих географических открытий. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия Ф.Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интеренете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. | ПЗ, ОНЗ Объяснение с элементами беседы Фронт. | Электронное приложение к учебнику, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ Учебник, с. 24-25 | |
Урок 8. | 6. | Открытие Австралии и Антарктиды. Открытия и исследования. | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж.Кука, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.Поло Австралии (А. Тасман, Дж.Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Практическая работа №1 «Составление хронологической таблицы географических открытий» или «Презентация: Великие русские путешественники» Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | Фронт, возм. групп | Электронное приложение к учебнику Учебник, с. 26-27; ТП 4-5 | |
Урок 9. | 7. | Современные географические исследования. | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради-экзаменаторе, с.4-13 | Тематический контроль Индивид. | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.28-30 | |
Изображение земной поверхности и их использование (12 ч) | ||||||
Урок 10. | 1. | Изображения земной поверхности. Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | В, ОНЗ Объясн. Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.32-33 | |
Урок 11. | 2. | Масштаб. Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. | Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов. | Форм.УУД Объясн. Фронт | Электронное приложение к учебнику, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdef042d-5826-48a4-8d17 Учебник, с.34-35 | |
Урок 12. | 3. | Условные знаки. Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков. | Форм.УУД Объясн. Форм. | Электронное приложение к учебнику, презентация Учебник, с.36-37 | |
Урок 13. | 4. | Способы изображения неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. Практическая работа №2 «Рисовка горизонталей по картам» или «Построение гипсометрического профиля» | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга | Инд. | электронное приложение к учебнику Учебник, с.38-39 ТП 6-7 | |
Урок 14. | 5. | Стороны горизонта. Ориентирование. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. | Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира. Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира. | Форм. УУД Объясн. Фронт. | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.40-41 | |
Урок 15. | 6. | Съемка местности. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Практическая работа №3 по ориентированию и определению азимутов на местности и в плане. | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонт на плане. | Групп. Электронное приложение к учебнику | Учебник, с.42-43; ТП 8-9 | |
Урок 16. | 7 | Составление плана местности. Практическая работа №4 по проведению полярной съемки местности. | Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности. | Групп. | Электронное приложение к учебнику. Учебник, с.44-45;ТП.10-11,14-15 | |
Урок 17. | 8 | Географические карты. Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. | Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. | ОНЗ, К Объясн. Фронт. | Электронное приложение к учебнику Учебный видеоролик «Географические карты» Учебник, с.46-47 | |
Урок 18. | 9. | Параллели и меридианы. Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридиан, географические полюсы. Определять по артам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов. | ОНЗ, К Объясн. Фронт. | Электронное приложение к учебнику Учебник, 48-49; атлас, с.6-7, 10-11; КК 4-5 (1-3) | |
Урок 19. | 10. | Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия по координатам» | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки. | Инд. | Электронное приложение к учебнику. Учебный видеоролик «Определение широты и долготы». Учебник, с.50-51; атлас, с.6-7, 10-11; КК 4-5 (4-5). | |
Урок 20. | 11 | Географические информационные системы. Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение . Практическая работа №6. «Составление (проложение) маршрута по Интернет-ресурсам» | Ознакомиться с ГИС, объяснить их значение и возможности применения. | Групп. Практикум. | Электронное приложение к учебнику. Учебник, с.52-53, ТП 14-15 | |
Урок 21. | 12 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | 1.Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с.14-29; или 2.Выполненение практической работы «Составление маршрута путешествия» | Тематический контроль Инд. | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.54 | |
Земля- планета Солнечной системы (5ч) | ||||||
Урок 22. | 1 | Земля в Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. | Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». | ОНЗ, К Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с. 56-57 | |
Урок 23. | 2. | Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. | Наблюдать действующую модель теллурий, электронная модель) движение Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | ОНЗ, К Объясн.с эл.беседы. Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.58-59 | |
Урок 24. | 3 | Орбитальное движение Земли. Движение Земли по орбите и смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года. Показывать на картах и схемах тропики, полярные круги. | ОНЗ,К Объяснен. С эл.беседы Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.60-61 | |
Урок 25. | 4. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности | Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | ПИ Конференция Групп. | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.62-63 | |
Урок 26. | 5. | Обобщающий урок по теме «Земля-планета Солнечной системы» | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с.30-37 | Тематический контроль. Инд. | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.64 | |
Литосфера-каменная оболочка Земли (8ч) | ||||||
Уроки 27-28. | 1,2 | Строение Земли. Горные породы. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа №7 по определению горных пород по их свойствам. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойства. Анализировать схему преобразования горных пород. | Инд. | Электронное приложение к учебнику. Ученик, с.66-67 ТП 16-19 | |
Урок 29. | 3. | Земная кора и литосфера. Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие. | Анализировать схемы модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плинт, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. | ОНЗ, ПИ Объясн.с эл. Беседы Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.68-69, атлас, с.20-21 | |
Урок 30. | 4. | Рельеф Земли. Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океана. Определение по картам крупных форм рельефа. | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставить расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | ОНЗ, К Объясн. Фронт | Электронное приложение Учебник, с.70-71; атлас, с.6-9, 18-21, 26-27; КК 10-11(1-3,5) | |
Урок 31. | 5. | Внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на к/к вулканы, пояса Земли. | ОНЗ, К Объясн. Фронт | Электронное приложение к учебнику Учебник, с.72-73; атлас, с.8-9, 20-23; КК 10-11 (4), атлас, с.8-9, 20-23 | |
Урок 32. | 6. | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся по их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную детальность людей, способах борьбы с их образованием. | ОНЗ, К Объясн. Фронт | Электронное приложение к учебнику Ученик, с.74-77 | |
Урок 33. | 7. | Человек и мир камня. Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с.38-45 | Тематический контроль Инд. | Электронное приложение к учебнику. Виртуальная экскурсия. | |
Урок 34 | 1. | Повторение (2 ч) Ориентирование на местности. | Коррекция знаний по темам курса. Определять стороны горизонта по гномону, по солнечным часам… | практикум | ||
Обобщение тем года. Игра «Что? Где? Когда?» | Фронт. |
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
- География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Список литературы для обучающих и педагогов.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2015
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2015
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012 □ Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,201
Перечень обязательной географической номенклатуры
5 класс
- Материки: Австралия/Антарктида;, Африка, Евразия, Северная Америка,Шжная Америка.
- Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа. Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема "Литосфера"
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины. Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...