Технологическая карта урока биологии
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Хвощи.Плауны.Папоротники."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx462.24 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСКИЙ  ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема:   Папоротники. Хвощи. Плауны.

(5 КЛАСС)

КПК с 22.09.2020 г. по  16.10.2020 г.

                                                                                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                                                            Цаценкина И. В.

                                                                                                                                                  учитель  биологии

                                                                                                                                                           МКОУ « Ново-Сергеевская     СОШ» Курчатовского района

Тема  занятия.

«Папоротники. Хвощи. Плауны»

Деятельностная цель:

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

 

  Предметно - дидактическая  цель:

Сформировать у учащихся  знания об особенностях строения хвощей, папоротников, плаунов; размножения и цикла развития хвоща, плауна, папоротника; многообразия и значения в природе и жизни человека.

Задачи  занятия:

Образовательные:

Расширить средствами изучения новой темы знания о строении споровых растений.

Развивающие:

Развивать  умения    устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию . Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  уважительное отношение к знанию,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к приобретению нового знания.

Планируемые образовательные результаты .

Предметные:

изучить особенности строения плаунов, хвощей, папоротников; показать сходство плаунов, хвощей и папоротники между собой.

Метапредметные:

  Обучающиеся продолжат развитие навыков   работать с разными  источниками информации, находить информацию в  учебнике и интерпретировать ее;

умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные:

Обучающиеся продолжат  развивать  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению биологии.

Формируемые  УУД

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: продолжат формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и учениками, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, оценка и коррекция действий партнера. Способность выбирать целевые и смысловые установки  в своих действиях, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом,  использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Основные понятия

вайи, спорангии, антеридии, корневище, хвощ, папоротник, плаун.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Метод обучения

Проблемно-диалоговый.

Ресурсы

УМК:  Биология 5 класс,   В.В. Пасечник. Тексты для работы в группах, инструктивные карты  для выполнения работ, картинки с изображением споровых растений, клей , листы бумаги формата А 3, тетради.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах,  индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично -поисковый, словесный, наглядный

Этап урока

Деятельности

преподавателя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты УУД

1.Организационный

Учитель проверяет

готовность к уроку,

психологически настраивает на работу.

Подготовка класса к работе.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

2. Актуализация

знаний

При помощи подводящего диалога создает условия, чтобы обучающиеся вывели тему урока самостоятельно.

Лесная трава — резная листва,

Не хвалится ветками,

Но гордится предками

—Великанами

могучими

С кронами дремучими (папоротник)

 

На маленькую ёлочку

Он так друзья похож

Хрупкий и колючий,

Многолетний…(хвощ)

        Змея лежит колючая,

Змея лежит ползучая.

Брюхом в землю упирается,

Головками к небу устремляется.

В чешуе-то, в чешуе!

А головки ровно две!

 Что это за растения? Вы их где-нибудь встречали? (беседа)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Папоротники, хвощи и плауны)

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Формируют тему урока .

Записывают ее в тетрадь.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, интегрирование нового , присваемого знания в контекст ранее изученного материала.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные УУД: умение осмыслять информацию , отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог.

3.Создание проблемной ситуации.

4. Целеполагание.

5. Планирование

6. «Открытие» нового знания

Задает вопросы:

        Вы что-то знаете об этих растениях?

        Вы их встречали в природе?

        Что еще не знаете? (строение, размножение, разновидности, использование человеком).

Учитель создает проблемную ситуацию:

«С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. Волшебный папоротника цветок. Из года в год славяне отыскать хотели. В ночь на Иванов день он по приданию цветет, но до сих пор никому не удалось его найти.»

Подводит учащихся к формированию проблемы:

В сказке, говорят ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Где же здесь истина? Что мы с вами должны сделать, чтобы распознать правду в сказке и найти ложь?

Подводит учащихся к определению цели урока: Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? Это будет наша гипотеза, как при любом исследовании. (Изучить строение папоротников, хвощей и плаунов, что бы выяснить истину)?

Современные плауны, хвощи и папоротники — это потомки очень крупных древовидных растений, живших около 300 млн лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры на всех материках, включая Антарктиду. Отмирая, они образовали залежи каменного угля.

Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением высших споровых растений. Высшими они являются потому, что тело уже не таллом, а имеет все органы, свойственные растениям. Какие это органы и как устроены данные  растения, вы изучите в ходе творческого проекта.

Делит обучающихся на группы и определяет задания для работы.

Каждая группа должна познакомиться с представителями споровых растений, выполнить лабораторную работу и оформить результаты своего исследования. Материалы для работы у каждой группы на столе. (Приложение 1, 2,3,4)

Рассуждают. Отвечая на вопросы, преодолевают трудности возникающие в ходе работы.

Отвечают на вопросы, пытаются определить цель урока.

Слушают учителя.

Обучающиеся выполняют задания в группах. Осуществляют и самоконтроль и взаимоконтроль.

.

Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения.                      

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать

выводы по результатам

работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя. Владение монологической речью.

Познавательные УУД: умение структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: выстраивание цепочки необходимых действий, прогнозирование результата деятельности

Коммуникативные УУД:

составление устного монологического высказывания по проблеме, формулирование собственного суждения.

7.Применение нового знания.

Проверка уровня

обученности

 Слушает выступления обучающихся и комментирует.

Организует подводящий диалог:

Почему все растения о которых мы говорили, обитают во влажных местах? (вода нужна для размножения)

  • Вы обнаружили цветки у какого-либо растения при изучении строения? (нет).
  • Итак, где в сказке биологическая ошибка? ( про цветок папоротника)

Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

  • Вы достигли этой цели?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие источники вы использовали для получения информации?

Защищают свои мини-проекты.

Заполняют таблицу в тетради.

(Приложение 5)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать

выводы по результатам

работы

Коммуникативные

УУД: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение

структурировать

учебный материал,

выделять в нем

главное.

8. Рефлексия

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели .

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать

учебный материал,

выделять в нем главное. 

9. Домашнее задание

Поясняет содержание домашнего задания. Определяет персонально уч-ся готовых выполнить дополнительное задание.

1. Параграф 21   , ответить на вопросы.

2. На основании изучения материала параграфа и дополнительного текста составьте сообщение «Многообразие высших споровых растений и их значение в природе и жизни человека».

Записывают задание себе в дневник

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

 

Приложение 1

Лабораторная работа “Строение папоротника”

Цель: изучить строение папоротника .

Оборудование:  гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.

Задание

  1. Рассмотрите папоротник. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
  2. На нижней поверхности листа папоротника рассмотрите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
  3. Сделайте схематический рисунок в тетради. Обозначьте все части папоротника

Сделайте вывод

Лабораторная работа “Строение хвоща”

Цель: изучить строение хвоща.

Оборудование:  гербарные образцы  хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого.

Задание

  1. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
  2. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
  3. Выполните схематический рисунок в тетради, сделайте обозначения.

Сделайте вывод

Лабораторная работа «Строение плауна»

Цель работы: Изучить строение плауна.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные экземпляры плауна.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры плауна. Найдите стебель, корень, листья, спороносный колосок, спорангии. Зарисуйте.
  2. Как располагаются листья у плауна и в чем различия в строении плаунов и мохообразных
  3. Выполните схематический рисунок в тетради, сделайте обозначения.

Сделайте вывод

Конспект урока биологии в 5 классе "Плауны, хвощи и папоротники"

Конспект урока биологии в 5 классе "Плауны, хвощи и папоротники"Конспект урока биологии в 5 классе "Плауны, хвощи и папоротники"

Конспект урока биологии в 5 классе "Плауны, хвощи и папоротники"

Приложение  3

Папоротники – многолетние травянистые растения (есть деревянистые высотой до 25м., произрастающие в тропиках, существуют папоротники – лианы). Растут в тенистых (реже открытых) влажных местах: лесах, оврагах, болотах.

Строение:

Мясистые корневища, от которых отходят розетка листьев (вайи) – по происхождению которые отличаются от листьев семенных растений, вот поэтому их так называют. Они возникли в процессе эволюции в результате срастания стеблей, докозательство чего может служить – демонстрация весной, когда улиткообразные свёрнутые молодые «листья» папоротников разворачиваются и начинают расти подобно стеблю. Вайи – служат местом органов размножения – на них располагаются спорангии, в которых развиваются споры. Размножение начинается с формирования спорангиев на нижней стороне листа. Споры образуются в конце лета. Созревшие споры высыпаются наружу. Споры прорастают и дают начало новому молодому растению. Рапродуктивными органами служат – антеридии (мужские половые клетки) и архегонии (женские половые клетки).hello_html_m19aacfd.jpg

В России часто встречаются папоротники из рода щитовник мужской, который имеет лекарственное значение, но при этом следует помнить, что корневища ядовиты, поэтому самолечение опасно для жизни. Корневище используют для окраски кожи в желтый цвет. Многоножка – корневища сладковатые, которые применят при простуде и астме. А также в Росси распространены орляк и страусник обыкновенный, водный папоротник сальвиния. Древние папоротники служили источником каменного угля (топливо). Под давлением воды деревья спрессовались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь. Молодые проростки некоторых папоротников употребляются в пищу (орляк).

Хвощи – многолетнее травянистое растение. Растут в полях, лесах, около водоёмов.

Русское название «хвощ» растение получило за сходство с хвостами некоторых животных, в особенности, лошадей. в переводе с научного названия также означает «конский хвост». Листья чешуйчатые мутовками. зелёные стебли, поверхность которых ребристостая, стенки клеток кожицы пропитаны специальным веществом (кремнезёмом), поэтому они и жёсткие, что даже прежде стеблём хвоща чистили горшки и кастрюли. Подземная часть хвощей представлена сильно развитым корневищем. Побеги заканчиваются спороносным колоском, в которых созревают споры, каждая с двумя «лентами», которые могут скручиваться или раскручиваться в зависимости от влажности воздуха. Одни споры дают антеридии, другие –архегонии. Хвощ имеет разное внешнее строение в связи со временем года: весной – имеет бурые побеги со спороносными колосками;

Летом – зелёные побеги, содержащие хлорофилл; зимой – зелёный обезлиственный побег.hello_html_2ad704dd.jpg

На данный момент в России представлен один вид - хвощ. У нас известны - хвощ лесной, полевой.

Хвощ — трудноискоренимый сорняк, переживающий благодаря своим подземным корневищам даже лесные пожары, он быстро размножается корневищем.

Хвощ применяется в медицинских целях, также изготавливают специальные отвары для заживания гнойных ран или язвочек; для полосканий при воспалении в полости рта.

Плауны – встречаются в сосновых лесах, чаще в хвойных, реже в смешанных, где достаточно влажно. С ползучими или приподнимающимися стеблями, которые покрыты маленькими спирально расположенными листочками, тесно расположены на стебле, а на верхушке видоизменены, на который образуются спорангии, где созревают споры. Споры образуются на верхней стороне листочков, которые обычно собраны в колоски или шишечки на концах вертикально поднимающихся побегов, которые так украшают растение и придают ему оригинальный, необычный вид. Как и у папоротников, споры плауна образуют заростки с антеридиями и архегониями.hello_html_fae8cf7.jpg

Во второй половине лета колоски желтеют, и созревшие споры высыпаются на землю. Если мы сорвем плаун до созревания спор, то не из чего будет образовываться заростку. Но если споры и попадут в землю, еще не значит, что они обязательно прорастут. Но если даже прорастут, то потребуется не менее 10-12 лет, чтоб из этого заростка образовался стебель. Поэтому в настоящее время количество плаунов уменьшается. эти растения охраняются.

Широкое распространение имеют: плаун булавидный, полушник – водное.

Плаун используют для изготовления лекарств; металлургии – для того, чтобы расплавленный материал не прилипал к форме; раньше их использовали для изготовления фейерверков и бенгальских огней. Плауны собирают в больших количествах, что губительно влияет на распространение и произрастание этих редких растений.

Приложение 4

План описание представителей споровых растений.

  1. Условия обитания.
  2. Форма листьев.
  3. Представители.
  4. Значение в природе и жизни человека.

Приложение 5

Сравнительная характеристика споровых растений

Признаки сравнения

Папоротники

Хвощи

Плауны

Условия обитания

Форма листьев

Представители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...