урок географии в 5 классе по теме "Градусная сетка"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока разработана на основе авторской программы Николиной В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. - М.: Просвещение, 2014. и требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования. Это 6 урок по изучению раздела "План и карта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_5_klasse_gradusnaya_setka.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | География | |||
Класс | 5 | |||
Тип урока/занятия | Урок «открытия» нового знания. | |||
Технология построения урока/занятия | Технология критического мышления. | |||
Тема | Градусная сетка | |||
Цель | Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах | |||
Планируемые результаты | ||||
Основные термины, понятия | Градусная сетка, параллель, меридиан | |||
УУД
| Личностные УУД: Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Предметные УУД: Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Регулятивные УУД: Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов». Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД: Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Коммуникативные УУД: Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. | |||
Организация пространства | ||||
Формы работы | Индивидуальная Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний. Групповая Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала. Составление кластера отсчете параллелей и меридианов. | |||
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Организационный момент 1 мин | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии | К. Самостоятельно организовать учебное место. | |
Актуализация знаний 5 мин | Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Пиложение) Ключи: В-1 В-2 1-3 1-3 2-4 2-2 3-3 3-2 4-4 4-1 5-3 5-2 | Выполняют тест, взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем
| П. Вспоминают изученный ранее материал. К. Оценивают работы других. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. | |
Стадия вызова Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин | - Посмотрите на монитор. Подумайте и скажите, каким одним словом можно объединить эти картинки? - Какое слово получилось? - Какие сетки вы знаете? (МОЗГОВОЙ ШТУРМ) Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? | Рассматривают, рассуждают и вместе приходят к выводу – это слово СЕТКА Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении. Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока. На доске появляется второе слово – ГРАДУСНАЯ. Формулируют цель урока.
| М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения. П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. | |
Стадия осмысления 20 мин | Организует работу учащихся. - Вас приветствует бортовой компьютер Космической станции «Земля». За 30 минут полета вокруг Земли, нам предстоит вспомнить, что такое полюса, экватор; узнать, что такое параллели и меридианы, чем отличаются эти линии и точки. | Активное получение информации Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33
| М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. Р. Контролировать своё время и управлять им. К. Работать в паре. | |
Первичное осмысление и закрепление Рефлексия 5 мин | Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера. |
Экватор –0° ↑ на Север - от 0° до 90° ↓ на ЮГ - от 0° до 90° Нулевой меридиан 0° - Гринвичиский ←ЗАПАДНОЕ - от 0° до 180° полушарие → ВОСТОЧНОЕ - от 0° до 180° полушарие 1° - 111 км | П. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов. | |
Домашнее задание 1 мин | Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11, | Записывают домашнее задание и слушают комментарии по выполнению. | Р. Слуховое и визуальное восприятие информации. | |
Итоги урока 4 мин | Подводит итог - Я узнал, что… - У меня вызвало затруднение… - Я научился… | Продолжают фразы | К. Обсуждение результатов наблюдений. П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. |
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Шаг 1
- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.
Эти точки называются …….
Шаг 2
- На равном расстоянии от полюсов находится …….
Его длина составляет …… км.
А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.
Шаг 3
- Линии, соединяющие два полюса, называются…….
- Они показывают направление с …… на ……
- Сравним их форму на карте и глобусе:
На карте – это………
На глобусе – это …….
- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..
Шаг 4
- Как называются линии, параллельные экватору? …….
- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..
- Самая длинная параллель называется ……
- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……
Шаг 5
- Заполните таблицу, дома вклейте в тетрадь «Свойства линий градусной сетки»
Признаки линий градусной сетки | Меридианы | Параллели |
Определение | ||
В какие стороны горизонта направлены? | ||
Какова длина в километрах? | ||
Какова длина в градусах? | ||
Какую форму имеют на глобусе? | ||
Какую форму имеют на карте полушарий? |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ №1
- Показатель, по которому можно определить во сколько раз расстояния на местности уменьшены при отображении их на карте называется
- Ориентир
- Глазомер
- Масштаб
- Планиметр
- Масштаб карты 1:10 000 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным
- В 10 раз
- В 100 раз
- В 1000 раз
- В 10000 раз
- Численный масштаб карты 1:2 500 000 соответствует именованному
- В 1 см 25 000км
- В 1 см 250 км
- В 1 см 25 км
- В 1 см 2 500 км
- Какой масштаб из перечисленных более крупный
- 1:500 000
- В 1 см 500 км
- В 1 см 50 км
- 1:5 000
- Самый древний глобус, сохранившийся до наших дней, изготовил
- Аристотель
- Птолимей
- М. Бехайм
- Меркатор
ВАРИАНТ №2
- Как называется масштаб, записанный в следующем виде в 1 см 150 м?
- Линейный
- Численный
- Именованный
- Масштаб карты 1:700 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным
- В 70 раз
- В 700 раз
- В 7 раз
- В 77 раз
- Численный масштаб карты 1:1 5 000 000 соответствует именованному
- В 1 см 150000 м
- В 1 см 150 км
- В 1 см 15 км
- В 1 см 1 500 км
- Какой из данных масштабов наиболее удобен для построения плана дачного участка
- 1:2 500
- 1:2 5000
- 1:250 000
- 1:2 500 000
- Форма материков и очертания океанов наиболее точно переданы на
- Карте
- Глобусе
- Плане
- Аэрофотоснимке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Презентация урока географии 6 класс по теме "Градусная сетка"
Градусная сетка....
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...