Урок географии на тему "Научно-техническая революция"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Шашкова Ольга Александровна

Урок разрабатывался для студентов технических специальностей, для увоения понятия "Научно-техническая революция и ее роли  в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_ntr.docx76.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал ГГТУ

«Научно-техническая революция»

Методическая разработка урока

дисциплина «География»

Автор: Шашкова Ольга Александровна

преподаватель географии

Рассмотрена на заседании ПЦК

социально-экономических дисциплин

                                                     Протокол  от  «____»______  2016 г. №  ____

Председатель ПЦК    

социально-экономических дисциплин

_________________Азарова А.С. 

2016 г.

ПЛАН

урока теоретического обучения

по дисциплине «География»

Общие сведения об уроке

Тема: «Научно-техническая революция» 

Дата проведения урока:  «___»__________2016 г.

Группа:  КС.16А специальность:   09.02.02 Компьютерные сети

Преподаватель: Шашкова О.А.

Цель: усвоение обучающимися сути понятия «научно – техническая революция» и ее роли  в современном обществе.

 Задачи:

Обучающие:

- организовать самостоятельную деятельность обучающихся по определению понятия научно-техническая революция  и черт современной НТР;

- актуализировать знания обучающихся о промышленной революции;

- расширить понятийный аппарат темы.      

Развивающие: 

- развитие  умения   простейшего моделирования  и проектирования;  

- содействовать формированию   логического мышления, умения анализировать и делать выводы;

- содействовать развитию навыков самоконтроля.

Воспитывающие:

-  способствовать формированию умений самостоятельной работы;

- формирование  активной жизненной позиции;

- формирование чувства ответственности и аккуратности.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Комбинированный

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические

Форма организации  урока:   Классно-урочная,  индивидуальная, парная

Межпредметные связи:  экономика, обществознание, история

Методическая цель урока: Повышение эффективности деятельности обучающихся на уроке.  

Средства обучения: Компьютер, проектор, экран, презентация, плакат «НТР: характерные черты и составные части», Баранчиков Е.В. Геогафия: учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

Дидактические материалы: опорный конспект (логико-понятийная структура основного содержания лекции, рабочий лист, лист самооценки.).

 

Основные понятия к уроку

  1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
  2. Революция – коренной переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или познания.
  3. НТР – коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР – своеобразная вспышка, всплеск на фоне относительно спокойного, динамичного развития научно-технического прогресса.
  4. Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого - или чего-нибудь, подготавливающий качественное изменение.
  5. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
  6. Технология – совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
  7. Техника – совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, предназначенных для повышения производительности труда и качества продукции.
  8. Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определённое целостное образование.
  9. Аббревиатура НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  10.  Аббревиатура НИИ – научно-исследовательский институт.
  11.  Аббревиатура КБ – конструкторское бюро.
  12.  Аббревиатура ГИС  - геоинформационные системы - комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.
  13.  Наукоёмкость – уровень (доля) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.
  14.  Интернет – глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к ёмким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту. (Современный Интернет есть информационное поле Земли)
  15.  Управление – сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направления действия и получения желаемых результатов.
  16.  Производство – процесс создания разных видов экономического продукта. 


ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Действия преподавателя

Действия студентов

Время, мин

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся;

Осуществляет контроль за посещаемостью.

Отвечают на приветствие

Староста группы докладывает об отсутствующих обучающихся и причинах отсутствия.

1 мин.

2

Целеполагание и мотивация

Оглашает тему урока;

Объясняет цели и задачи урока;

Объясняет порядок работы с опорным сигналом (заполнение схемы  «Характерные черты и составные части НТР»)

Объясняет  выполнение  самостоятельных заданий по ходу урока (заполнение  рабочего листа)

Объясняет порядок работы  с оценочным листом  (для самооценки деятельности  обучающихся на уроке).

Выясняет готовность обучающихся к работе на уроке

Слушают преподавателя;

Знакомятся с дидактическим материалом

Задают вопросы

 Отвечают на вопросы

2 мин.

3

Мобилизация опорных знаний (с использованием  межпредметных связей).

Проводит фронтальную беседу по вопросам:

При изучении, каких предметов вы встречали следующие термины и что они означают?

- эволюция;

- прогресс;

- революция;

- наука;

- техника, технология

- производство.

Отвечают на вопросы

3 мин.

4

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Основная часть

(изучение нового материала)

Рассматривает вопросы темы:

        Понятие о НТР.

Проводит фронтальный опрос по вопросам:

-  Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция»?

Отвечают на вопросы

2 мин.

Самостоятельная работа

(смотри рабочий лист к уроку, задание № 1)

На основании анализа  формулировок НТП и НТР  распределите термины  в сравнительной таблице

Выполняют задание № 1

3 мин.

Напоминает о работе с листом самооценки. Предлагает  оценить выполненную работу в баллах  (в соответствии с эталоном  на слайде)

Оценивают, задают вопросы.

       Характерные черты НТР.

Объяснение материала. Фронтальная беседа

  1. Универсальность и всеохватность

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции.

2 мин.

Самостоятельная работа

(смотри рабочий лист к уроку, задание № 2)

 С помощью учебника охарактеризовать универсальность и всеохватность НТР.

Выполняют задание № 3

3 мин.

Напоминает о работе с листом самооценки. Предлагает  оценить выполненную работу в баллах  (в соответствии с эталоном  на слайде)

Оценивают, задают вопросы

Объясняет,  проводит фронтальную беседу.

  1. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

Объясняет,  проводит фронтальную беседу.

  1. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

Объясняет,  проводит фронтальную беседу.

  1. Военно-техническая направленность

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

Составные части НТР.

Объясняет,  проводит фронтальную беседу.
      1. Наука

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

  Объясняет,  проводит фронтальную беседу.

      2. Техника и технология

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

Самостоятельная работа

(смотри рабочий лист к уроку, задание № 3)

Определить, к какому пути развития техники и технологии в эпоху НТР относятся указанные изобретения.

Выполняют задание № 4

3 мин.

Напоминает о работе с листом самооценки. Предлагает  оценить выполненную работу в баллах  (в соответствии с эталоном  на слайде)

Оценивают, задают вопросы

Объясняет, комментирует сообщения студентов.

  1. Производство: шесть главных направлений:

- электронизация;

- комплексная;

- перестройка энергетического хозяйства;

- производство новых материалов;

- ускоренное развитие биотехнологии;

- космизация.

Озвучивают подготовленные самостоятельно сообщения по изучаемой теме.

 Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру урока.

5 мин.

Объясняет,  проводит фронтальную беседу.

  1. Управление

Слушают, осмысливают, самостоятельно заполняют   логико-понятийную структуру лекции, отвечают на поставленные вопросы

2 мин.

5

Обобщение,

выводы

Подводит обучающихся к выводу о том, какова роль  НТР в современном мире

- обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы;

- устно делают вывод

1 мин.

6

Закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа

(смотри рабочий лист к уроку, задание № 4)

Предлагает определить, какие из перечисленных положений иллюстрируют главные черты НТР, а какие – главные направления развития производства в эпоху НТР

Выполняют задание № 6

3 мин.

Напоминает о работе с листом самооценки. Предлагает  оценить выполненную работу в баллах  (в соответствии с эталоном  на слайде)

Оценивают, задают вопросы

7

Подведение итогов урока

Рефлексия

Подводит итог урока. Напоминает цель  и задачи урока.

Предлагает подсчитать рейтинг в «Карте индивидуальной самооценки» и перевести его в оценку за урок.

Предлагает оценить полученные знания:

- глубокие;

- осознанные;

- предстоит осознать;

- неосознанные.

Задаёт домашнее задание.

Слушают итоги занятия, с места отвечают на поставленные вопросы;

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Уточняют домашнее задание.

3 мин.

Итого:

45 мин


КОНСПЕКТ УРОКА

  1. этап: Организационный момент.

Приветствует обучающихся.

Осуществляет контроль за посещаемостью.

  1. этап: Целеполагание и мотивация.

(Слайд 1)

Преподаватель:

Мы начинаем с вами изучать тему «География мирового хозяйства».

Тема первого урока:  «Научно-техническая революция».

(Слайд 2)

Цель урока: 

- усвоить суть понятия «научно – техническая революция»;

Для этого вы должны выполнить следующие задачи:

- определить  характерные черты и составные части современной НТР;

- понять, что НТР – это единая сложная система;

- понять роль НТР  в современном мире,

а также

- аккуратно выполнить самостоятельную работу;

- ответственно подойти к самоконтролю.

Преподаватель:

В ходе урока Вам будут предложены для выполнения различные задания, вопросы, которые помогут Вам в умении слушать лекцию, понимать изучаемый материал, схематично составить конспект. У каждого на столе лежит дидактический материал. По ходу  моего объяснения вы будете заполнять  схему-конспект нашего урока. На протяжении всего занятия вы  будете выполнять задания на понимание и закрепление материала, самостоятельно их оценивать и  вносить баллы в «Карту индивидуальной самооценки». В конце урока на основании этих баллов вы  получите оценки за сегодняшний урок.

(Слайд 3)

  1. этап: Мобилизация опорных знаний

Начинаем с повторения основных понятий:

- эволюция;

- прогресс;

- революция;

- наука;

- техника, технология

- производство.

  1.  этап. Основная часть (изучение нового материала)

Преподаватель:

Переходим к рассмотрению вопросов темы.

Вопрос обучающимся:

        Подумайте и ответьте, как различаются понятия «научно-технический прогресс» и  «научно-техническая революция».

Возможные ответы:

Научно-технический прогресс – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества

Научно-техническая революция - это своеобразная вспышка, всплеск на фоне относительно спокойного,  динамичного развития научно-технического прогресса.

(Слайд 4)

Преподаватель:

Давайте выполним  Задание № 1. 

 Мы проанализировали две формулировки НТП и НТР, а теперь сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений и заполните таблицу:

Научно-технический прогресс

Научно-техническая революция

Постепенное

Быстрые

Поступательное

Глубокие изменения

Эволюционное развитие общества

Превращение науки в  непосредственную производительную силу общества

Постепенное, Быстрые, Поступательное, Глубокие изменения,

Эволюционное развитие общества,         Превращение науки в  непосредственную производительную силу общества

А теперь проверим, верно ли Вы выполнили это задание. Можете проверить работу друг у друга.  Внесите набранные баллы в «Карту индивидуальной самооценки».

(Слайд 5)

(Заполненная таблица выводится на экран).

Выполняется проверка правильности заполнения таблицы.

А сейчас, сформулируйте определение понятия «НТР» пользуясь схемой:

(черчение схемы на доске)

        +                   =

(Слайд 6)

НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Преподаватель: Запишите определение в логико-понятийную схему.

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом.

На фоне этого прогресса бывают и «бури», и «натиски» в изменении производительных сил.

Вопрос обучающимся: Вспомните из курса истории, в какой европейской стране произошёл первый промышленный переворот и чем он ознаменовался?

Возможный ответ: В Великобритании, переходом от ручного труда к крупному машинному производству на базе паровых машин.

Итак,  

- конец 18 - начало 19 вв.  - первая промышленная революция. Символы: паровая машина; железнодорожный транспорт на паровозной тяге; пароход; возникновение машинного производства; почтовая связь и др.

- последняя треть 19 - начало 20 вв. - вторая промышленная революция. Символы: массовое производство машин; производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания; автомобильный и авиационный транспорт; электросвязь (телеграф, телефон) и др.).

Современная НТР началась с середины XX века.

Вопрос обучающимся: Что является символами для современной НТР? 

Возможный ответ: реактивный самолет, космический корабль, АЭС, ЭВМ, телевизор и др.

Итак, после того как мы с вами сформулировали определение НТР,   переходим к рассмотрению характерных черт современной НТР.

(Слайд 7)

Современная  НТР имеет 4 характерные черты:

  1. Универсальность и всеохватность.

Вопрос обучающимся: Как вы понимаете такую характерную черту НТР как – универсальность?

Возможный ответ: Универсальность НТР заключается в том, что она затронула все сферы хозяйства и общества.

Вопрос обучающимся: А всеохватность, как это понимать?

Возможный ответ: Всеохватность НТР можно охарактеризовать географически.

(Слайд 8)

 Сейчас  я попрошу вас выполнить Задание № 2:

Прочитайте текст учебника на с. 91 пункт 2 и охарактеризуйте универсальность и всеохватность НТР  по сферам хозяйства и общества и  географически.

Универсальность и всеохватность.

По всем сферам хозяйства и общества

Географическая

все отрасли производства

все страны мира

характер труда

все географические оболочки Земли

быт людей

космическое пространство

психологию людей

 

А теперь проверим, верно ли Вы выполнили это задание.  Внесите набранные баллы в «Карту индивидуальной самооценки».

(Слайд 9)

(Заполненная таблица выводится на экран).

Выполняется проверка правильности заполнения

2. Ускорение научно-технических преобразований.

Выражается в резком сокращении времени (инкубационном периоде) между научным открытием и его внедрением в производство.

Задание обучающимся:

Найдите пример в дополнительном тексте (с.115), который бы подтверждал эту черту НТР.

(Слайд 10)

Проанализируйте таблицу, которую вы видите на экране.

3.  Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

Задание обучающимся:

Приведите примеры стран, где высокий уровень образования (достаточно привести 3–4 примера). 

(Слайд 11)

Обратите внимание на экран, где отображена схема «Уровень образования стран мира» 

Задание обучающимся:

Проанализируйте представленную карту-схему.

Учащиеся анализируют карту-схему, в т.ч. выделяют 6 стран мира с наиболее высоким уровнем образования ( США, Франция, ФРГ, Япония,) и сравнивают с теми примерами, которые приводили они.

  1. Военно-технический характер.

(Слайд 12)

Военно-техническая революция зародилась в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.

На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.  

Но после ввода первой АЭС и запуска спутника Земли многие страны делают все для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

(Слайд 13)

Составные части НТР.

Современная НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

(Слайд 14)

1) Наука и наукоемкость.

         Наука в эпоху НТР - это  сложный комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников, т.е. 9/10 наших современников. В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Возросли связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким.

Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на НИОКР в общих затратах на производство той или иной продукции.

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП.

При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.      

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

Вывод: (обучающиеся делают самостоятельно) Для многих стран развитие науки – это задача №1.

(Слайд 15)

2) Техника и технология. 

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда.

В условиях современной НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  1. эволюционный путь  заключается в дальнейшем усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.
  2. революционный путь  заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – сотовая связь, электронная почта и др.

(Слайд 16)

Сейчас  я попрошу вас выполнить Задание № 3:

Определите, к какому пути развития техники и технологии в эпоху НТР относятся указанные изобретения

Эволюционный путь

Электронные микропроцессоры

Революционный путь

Лазерная обработка металлов

Мартеновские печи большого объема

Супертанкеры большой грузоподъемности

Бесплужное земледелие в сельском хозяйстве

А теперь проверим, верно ли Вы выполнили это задание.  Можете проверить работу друг у друга. Внесите набранные баллы в «Карту индивидуальной самооценки».

(Слайд 17)

(Заполненная таблица выводится на экран).

Выполняется проверка правильности заполнения)

Вывод: (обучающиеся делают самостоятельно) Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

(Слайд 18)

3) Производство

В эпоху НТР производство развивается по шести главным направлениям.

        - электронизация;

         - комплексная  автоматизация производства;

         - перестройка энергетического хозяйства;

- производство новых материалов;
          - ускорение развития биотехнологии;

- космизация.

(сообщения обучающихся)

1. Электронизация (Слайд 19) - Гаврилова Лилия

Это направление связано с насыщением всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники. Она проникла в образование, здравоохранение, быт, изменяет технологию многих производственных процессов. Самым большим парком ЭВМ обладают США, Япония, Германия.

2. Комплексная автоматизация производства. (Слайд 20) – Скрябова Надежда

Она началась с появлением ЭВМ, микропроцессоров, с которыми связана новая эра в применении разнообразных электронно-механических манипуляторов, т.е. роботов. С созданием робототехники связано возникновение гибких производственных систем, заводов-автоматов. Самым большим парком промышленных роботов обладают Япония (300 тысяч штук), США (80 тысяч штук), Германия (40 тыс.), Франция (10 тыс.), Италия (10 тыс.), Великобритания (8 тыс.), Швеция (5 тыс.) и др.

3. Перестройка энергетического хозяйства. (Слайд 21) – Синев Алексей

Это направление основано на совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, энергосбережении, широком использовании новых источников энергии. В последние годы во многих странах быстро развивается производство электроэнергии на атомных электростанциях (АЭС). В нем применяются новые ядерные реакторы, позволяющие существенно удешевить выработку электроэнергии. Между тем аварии на атомных электростанциях в ряде стран потребовали принять серьезные меры, чтобы обеспечить безопасность населения, сохранить окружающую среду. Активизировались научные поиски безопасных и непрерывно возобновляемых источников энергии (энергия солнца, ветра, морских приливов, подземного тепла и проч.).

4. Производство новых материалов. (Слайд 22) – Репенко Александра

Современное производство использует не только старые конструкционные материалы - черные и цветные металлы, но и новые: полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, такие металлы, как бериллий, литий, титан и др. Повышенные прочностные качества получаются путем, например, специальной обработки металлов, газотермического напыления, применения металлических порошков.  Для электронной, атомной, космической и других новейших видов техники создаются сверхчистые материалы, обладающие особо ценными свойствами.

5. Ускорение развития биотехнологии. (Слайд 23) – Скворцова Мирослава

Биотехнология относится к наукоемким новейшим отраслям НТР. Биотехнология - совокупность промышленных методов, использующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии. Такие методы применяются в растениеводстве, животноводстве, при изготовлении ряда ценных технических продуктов. Наиболее успешно биотехнология и биоиндустрия развиваются в США, Японии, Германии, Франции.

6. Космизация. (Слайд 24)  - Николаева Маяко

Космизация привела к развитию аэрокосмической промышленности. С ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, некоторые из них находят затем применение в некосмических отраслях. Результаты космических исследований способствовали развитию космических технологий, космического землеведения и других фундаментальных наук.

(Слайд 25) 

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре.

Преподаватель:

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва». Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной.

Выпуск различной информационной техники стал одной их новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика. Одновременно это наука об информации.

В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании.

Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика.

Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

ГИС – представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической  науки с достижениями современного этапа НТР.

5 этап. Обобщение, выводы

 

Преподаватель:

Давайте обобщим полученные знания о НТР и одновременно проверим схему-конспект нашего урока. 

(Слайд 26)

Вопросы обучающимся:

- Что такое НТР.

- Назовите характерные черты и составные части НТР.

- В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

- Каковы главные пути развития производства в эпоху современной НТР?

(Слайд 27)

Вывод: НТР – это единая сложная система, ее роль в современном мире очень велика. НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Сущность НТР - прочная и организованная связь науки, техники и производства, в ее основе лежит коренной переворот в производительных силах на базе современной науки, она отражает цели и возможности социально-экономического строя, в котором существует. Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР.

Преподаватель: Вывод запишите в логико-понятийную схему.

         6 этап. Закрепление новых знаний

Преподаватель:

Для закрепления нового материала  и проверки ваших знаний давайте выполним задание № 4. 

(Слайд 28)

Определите, какие из перечисленных ниже положений иллюстрируют главные черты НТР, а какие – главные направления развития производства в эпоху НТР:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и  всеохватность.
  10.  Электронизация

Дайте программированный ответ, т.е. проставьте в таблице цифры.

Главные черты НТР

Главные направления развития производства в эпоху НТР

5, 7, 8, 9

1, 2, 3, 4, 6, 10

А теперь проверим, верно ли Вы выполнили это задание.  Внесите набранные баллы в «Карту индивидуальной самооценки».

(Слайд 29)

(Заполненная таблица выводится на экран).

Выполняется проверка правильности заполнения

7 этап. Подведение итогов урока. 

(Слайд 30)

Преподаватель:

Итак, подведём итог урока. Вспомним поставленную цель:

- усвоить суть понятия «научно – техническая революция».

Какие из поставленных задач мы выполнили на уроке?

- определили  характерные черты и составные части современной НТР;

- поняли, что НТР – это единая сложная система;

- поняли роль НТР  в современном мире.

Для этого:

- вы самостоятельно,  аккуратно выполнили самостоятельную работу;

- ответственно подошли к самоконтролю.

Подсчитайте ваш рейтинг за урок в «Карте индивидуальной самооценки». Переведите его в оценку.

Рефлексия

Ответьте, как вы оцениваете полученные сегодня знания: (отметить)

- глубокие;

- осознанные;

- предстоит осознать;

- неосознанные.


          Передайте  мне «Карту индивидуальной самооценки».  На основании набранных вами баллов я проставлю оценки за урок.

(Слайд 31)

Домашнее задание:

Тема 4 § 1. Блок добывания знаний и умений: задание 1  

Сообщения: Региональные группировки: дата образования, сколько стран входит, с какой целью образованы, органы исполнительной власти, штаб-квартира.

1. Европейский союз (ЕС),

2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

3. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

5. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения Россия в годы революции и Гражданской войны

Урок проводится в форме интеллектуальной игры "Своя игра". Учащимся предлагаются разноуровневые задания....

Конспект урока по теме "Первая российская революция"

конспект урока истории в 11 классе "Первая российская революция 1905-1907 г.г."...

Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)

Конспект урока по истории России  "Неолитическая революция" (10 класс)...

Самоанализ урока географии в 10 классе по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».

Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в которо...

Урок географии по теме: "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Обобщающий урок географии в 10 классе по теме: "Научно-техническая револющия и мировое хозяйство"...

Презентация к уроку географии 10 класс. Научно-техническая революция.

Презентация к уроку географии 10 класс. Научно-техническая революция....