"Познание Земли в древности"
методическая разработка по географии (5 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле».

 

Цель:

cформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

 

Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_zemli_v_drevnosti.doc58.5 КБ
Файл poznanie_zemli_v_drevnosti.pptx673.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Познание Земли в древности"

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле».

Цель:

cформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.

Задачи:

- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;

- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном, с современной картой мира.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

 Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспомните:

Какие науки изучают Землю?

Какие древние цивилизации вы знаете?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Дают ответ на вопрос (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Создает  для учеников проблемную ситуацию.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)

Этап 3. Целеполагание:

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности


Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

-Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века?

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.

Предлагает учащимся самим составить план

Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)

Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы:

- Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) 

Подводит к выводу: что сначала, чтобы выжить – люди искали лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете.

Работают с текстом учебника, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)

Предлагают свои варианты : любопытство, голод, (К,Р)

Просматривают(П) , сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р).

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

-Выберите период, в каком вам бы интересно было жить.

- Заполните с помощью учебника таблицу: «Известные люди эпохи и их вклад в изучение географии»

Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию.

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

 -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету?

2.Вставьте пропущенные слова: Географическая _______(наука)  зародилась в  _________(Древней Греции). Её основоположником считают _________ (Гомера)

Вступают в диалог.

Выполняют практикум  при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П)

Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-Какие направления развития географии сложились в Древней Греции?

-В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века?

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 8. Домашнее задание

Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6.

Записывают домашнее задание в дневник. (К)

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет : география Класс : 5 "Познание Земли в древности"

Слайд 2

Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды. Никола й Коперник

Слайд 3

Естественные науки: геология; физическая география; г еодезия; п очвоведение; экология и другие. О бщественные науки: география населения; экономическая география и другие. Какие науки изучают Землю?

Слайд 4

Древний Египет; Древняя Греция; Карфаген; Финикия; Персия; Скафия ; Древний Рим. Какие древние цивилизации вы знаете?

Слайд 5

Определить: п очему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?

Слайд 6

Знания о Земле в Древности Знания о Земле в Средние века Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)

Предмет: география Класс: 5 Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. Геогра...

Древо познания. Обобщаюший урок по теме "Оболочки Земли". География 6 класс

Данный урок проводится по окончании изучения четырёх оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме: «Географическая оболочка Земли...

Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древности

Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древностиФ.И.О.   Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. ВладимировкаДолжность: учитель географииПредмет: география Клас...

Урок географии в 6 классе "Начало географического познания Земли"

Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф".  Учащиеся узнают об античном периоде развития географии, трёх направлениях...

Презентация "Изучение земли в древности"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к изучению темы "Изучение земли в древности" в 5 классе. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. В презентации используются развивающие тесты и рефле...

технологическая карта к уроку "Познание Земли в древности"

Технологическая карта к уроку географии в 5  классе "Познание Земли в древности".Учебник В.П.Дронова ,Л.Е.Савельевой издательство Дрофа,2016 г.Может быть использована с презентацией к данному уро...

"Познание Земли в древности"

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле». Цель:cформировать знания учащихся об истории познания Земли и ра...