"Познание Земли в древности"
методическая разработка по географии (5 класс)
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле».
Цель:
cформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.
Задачи:
- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;
- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_zemli_v_drevnosti.doc | 58.5 КБ |
poznanie_zemli_v_drevnosti.pptx | 673.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Познание Земли в древности"
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле».
Цель:
cформировать знания учащихся об истории познания Земли и развитии географии в периоды Древнего мира и Средние века.
Задачи:
- обучающие: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до средневековья;
- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Путешественник Древнего мира (Средневековья)". Сравнивать карту мира, составленную Эратосфеном, с современной картой мира.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
Структура и ход урока
№ п/п | Деятельность | |
учителя | ученика | |
Этап 1. Актуализация опорных знаний | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала Вспомните: Какие науки изучают Землю? Какие древние цивилизации вы знаете? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Дают ответ на вопрос (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) Формулируют название темы урока (Р) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Создает для учеников проблемную ситуацию. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. Определить: Почему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности? | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К) |
Этап 3. Целеполагание: | Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности
-Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века? | Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К) Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. Планирование | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала. Предлагает учащимся самим составить план | Работа в группах. Обобщают результаты исследований, составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас) |
Этап 5. «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: - Что по вашему мнению побудило людей изучать Землю? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу: что сначала, чтобы выжить – люди искали лучшее место, питание, а затем для налаживания торговых связей и получения сведений о планете. | Работают с текстом учебника, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П) Предлагают свои варианты : любопытство, голод, (К,Р) Просматривают(П) , сравнивают представления древних людей о форме Земли (Р). |
Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. -Выберите период, в каком вам бы интересно было жить. - Заполните с помощью учебника таблицу: «Известные люди эпохи и их вклад в изучение географии» Демонстрирует слайды об известных людях эпохи, внёсших вклад в географию. 1.Формулирует вопросы и корректирует ответы: -Что заставило людей приобретать географические знания? А нам для чего необходимо изучать свою планету? 2.Вставьте пропущенные слова: Географическая _______(наука) зародилась в _________(Древней Греции). Её основоположником считают _________ (Гомера) | Вступают в диалог. Выполняют практикум при помощи учебника, одни - Древняя география, другие – Средние века, анализируя текст (П) Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя своё отношение к эпохе (Л). Обмениваются полученной информацией (П) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
Этап 7. Рефлексия (итог урока) | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. -Какие направления развития географии сложились в Древней Греции? -В каких странах география развивалась наиболее успешно в Средние века? Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) |
Этап 8. Домашнее задание | Объясняет д/з п.2, Вопросы с.11 №5,6. | Записывают домашнее задание в дневник. (К) |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды. Никола й Коперник
Естественные науки: геология; физическая география; г еодезия; п очвоведение; экология и другие. О бщественные науки: география населения; экономическая география и другие. Какие науки изучают Землю?
Древний Египет; Древняя Греция; Карфаген; Финикия; Персия; Скафия ; Древний Рим. Какие древние цивилизации вы знаете?
Определить: п очему от знания природы своей местности зависело существование людей в древности?
Знания о Земле в Древности Знания о Земле в Средние века Как менялись знания человека о Земле в Древности и в Средние века?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)
Предмет: география Класс: 5 Тема урока:№2. Познание Земли в древности (урок № 1 в теме «Накопление знаний о Земле.»)Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. Геогра...
Древо познания. Обобщаюший урок по теме "Оболочки Земли". География 6 класс
Данный урок проводится по окончании изучения четырёх оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме: «Географическая оболочка Земли...
Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древности
Урок в пятом классе по теме: Познание Земли в древностиФ.И.О. Макарова Наталья Семёновна Место работы: ГБОУ СОШ с. ВладимировкаДолжность: учитель географииПредмет: география Клас...
Урок географии в 6 классе "Начало географического познания Земли"
Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают об античном периоде развития географии, трёх направлениях...
Презентация "Изучение земли в древности"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к изучению темы "Изучение земли в древности" в 5 классе. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. В презентации используются развивающие тесты и рефле...
технологическая карта к уроку "Познание Земли в древности"
Технологическая карта к уроку географии в 5 классе "Познание Земли в древности".Учебник В.П.Дронова ,Л.Е.Савельевой издательство Дрофа,2016 г.Может быть использована с презентацией к данному уро...
"Познание Земли в древности"
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Познание Земли в древности», раздел I: «Накопление знаний о Земле». Цель:cформировать знания учащихся об истории познания Земли и ра...