"Требования к разработке программ внеурочной деятельности учащихся"
методическая разработка по географии

Гейнце Николай Юрьевич

Этот материал может быть востребован учителями географии и педагогами дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к разработке  программ  внеурочной деятельности учащихся

  Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей. Эти требования составлены на основании федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Современное общее образование реализует следующие виды программ:

  1. основные общеобразовательные программы
  2. дополнительные общеобразовательные программы

Дополнительные образовательные программы бывают разной направленности. Это зависит от того, где они реализуются (в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования или учреждениях дополнительного образования).

Содержание дополнительных образовательных программ определяется образовательными программами учреждений, к которым они относятся (то есть разрабатываются, принимаются и реализуются самостоятельно).

Так как содержание образования является фактором экономического и социального прогресса, в Рекомендациях прописано, на что оно должно быть ориентировано. Это:

  1. обеспечение самоопределения личности;
  2.  создание условий для ее самореализации;
  3. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  4. интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  5.  формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
  6. воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию программы не в полном объеме несет образовательная организация реализующая данную программу.

Цели и задачи дополнительных программ это обучение, воспитание и развитие детей. Поэтому содержание дополнительных программ должно соответствовать:

  1. достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов
  2. соответствующему уровню образования (в нашем случае основному общему и среднему общему)
  3. направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально- педагогической, социально-экономической, естественно-научной)
  4. современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей), средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося).

Кроме того, содержание дополнительной программы должно быть направлено на:

  1. создание условий для развития личности ребенка
  2. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
  3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка
  4. приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
  5. профилактику асоциального поведения
  6. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры
  7. целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка
  8. укрепление психического и физического здоровья ребенка
  9. взаимодействие педагога с семьей.

Структура программы дополнительного образования  содержит:

  1. титульный лист;
  2. пояснительную записку;
  3. учебно-тематический план;
  4. содержание изучаемого курса;
  5. методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
  6. список литературы для обучающихся и для учителя.

       Титульный лист содержить следующие требования: наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа, название дополнительной образовательной программы, возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа, срок реализации дополнительной образовательной программы, ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы, название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа, год разработки дополнительной образовательной программы.

      В пояснительной записке отражена направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы, цель и задачи, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ;, возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы определения их результативности, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и др.)

     Учебно-тематический план дополнительной программы включает  разделы, темы, количества часов по каждой теме (с разбивкой на теорию и практику), содержание дисциплины отражает  краткое содержание материала  тем.

       Методические рекомендации содержат характеристику форм и методов обучения, литературу для обучающихся и для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»

материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся .

Здесь представлена мини-программа на 6 часов, соответствующая новейшим требованиям ФГОС.  Это база , опираясь на которую можно создать образовательную программу внеурочной деятельности учащихся л...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова Направление: проектная деятельность. Вид деятельности: познавательная деятельность. Возраст: 8...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»

Программа внеурочной деятельности учащихся«Знай  и сохраняй природу родного края»(программа разработана для учащихся 8 классов)Программа рассчитана на 1 год реализацииПояснительная записка.Настоя...

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....