Исследовательский проект по географии на тему «Географические особенности в геральдике стран мира и Смоленской области» 3 класс-10класс.
проект по географии (10 класс)

Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по теме: “О чем рассказывают нам гербы и эмблемы”.

А вот какое отношение может иметь наука геральдика с ее гербами и флагами к географии? Сама по себе геральдика к географии действительно никакого отношения не имеет, т.к. занимается только упорядочением того, что изображено на том или ином флаге. Но эти изображения часто связаны с географическими особенностями территории, которой принадлежит этот герб или флаг. Информацию о гербах можно использовать при изучении темы: “Города России”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по географии на тему

«Географические особенности в геральдике стран мира и Смоленской области»

3 класс-10класс

Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по теме: “О чем рассказывают нам гербы и эмблемы”.

А вот какое отношение может иметь наука геральдика с ее гербами и флагами к географии? Сама по себе геральдика к географии действительно никакого отношения не имеет, т.к. занимается только упорядочением того, что изображено на том или ином флаге. Но эти изображения часто связаны с географическими особенностями территории, которой принадлежит этот герб или флаг. Информацию о гербах можно использовать при изучении темы: “Города России”.

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем. Сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов, познакомить с гербами городов родного края, других российских городов, России.

Задачи: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного языка, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе; воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории своего края, своей Родины. Активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, повысить интерес к урокам географии, истории и искусства; взаимосвязь и взаимодействие учащихся 10 класса и учащихся 3 класса.

 Учитель Слайд 1

Слайд 2  

Цель работы: рассмотреть государственную символику как эмблему государства, которая может отражать основные географические особенности страны.

Задачи:

  1. Рассмотреть флаги и гербы всех стран мира, выявить те, на которых изображены их географические особенности.
  2. Систематизировать выбранные флаги и гербы в группы по природным  и социальным компонентам, которые используются в символике.
  3. Подготовить и провести тест на узнавание страны по государственным символам.

Гипотеза: по флагу или гербу можно определить название страны, так как эти символы отражают характерные особенности  государства.

Слайд 3 учитель

Актуальность. Символы государства являются неотъемлемой  частью общества, знание символов государства и отношение к ним  отражает гражданскую позицию человека.     Герб  всегда  являлся  символом  достоинства  и  чести, поэтому  надругательство  над  гербом  расценивается  как  оскорбление  его  владельца. Это  относится  и  к  государственным, и  к  любым  другим  гербам. Надо  любить символы своей страны и уважать государственную символику других стран, так как  отношения между странами во многом зависит от отношения граждан стран друг к другу.

Методы исследования: поисковый (сбор информации по теме), практическая работа (составление и проведение теста), систематизация, анализ, ИКТ (создание презентации).

Основная часть

Слайд 4  

ученик 1 Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с ХIХ века. С этого времени символы государственного суверенитета закрепляются законодательно.

В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословных, внеклассовы, внепартийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов.

ученик2  Символы Слайд 5 объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие почести, а его оскорбление - оскорбление нации, государства.

Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, граждане не очень часто вспоминают о государственных символах — не ходят ежедневно по улицам с государственными флагами, не любуются часами своим государственным гербом и, собираясь вместе, поют не государственный гимн, а другие песни.

Но если вдруг появляется какая-то серьёзная, угрожающая всем опасность, например, приходят жестокие враги или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становится чемпионом мира, тут-то как раз и оказывается, что государственная символика и есть то самое, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое. Граждане выходят на улицы с государственными флагами, с гордостью смотрят на герб своей страны и даже, стоя плечом к плечу, со слезами на глазах могут спеть государственный гимн.

Можно ли узнать страну по ее гербу или флагу? Я проанализировала гербы и флаги всех стран мира и пришла к выводу, что  на гербах и флагах изображаются самые разнообразные компоненты природы и особенности населения и культуры.

ученик1 Мы установили, что географическое положение Слайд 6 на своем гербе отразили 11 государств. Это Багамские острова, Гондурас, Замбия, Каймановы острова, Кирибати, Колумбия, Коста-Рика, Мадагаскар, Панама, Словения, Экваториальная Гвинея.  Например, на гербе Мадагаскара изображена схематическая карта острова вместе с  двумя мелкими островами; а на гербах Слайд 7 Гондураса, Колумбии и Словении – океаны и моря, омывающие эти страны.

ученик2 Изображения рельефа Слайд 8 я обнаружила на 6 гербах: Алжира, Армении, Боливии, Коста-Рики, Непала, Танзании. Слайд 9 На этих гербах я увидела горы Атлас, Арарат, Эверест, Килиманджаро, вулканы и холмистые области.

ученик1 Климат Слайд 10 отразили в своей символике 4 страны: Кирибати, Замбия, Танзания, Уганда. Поскольку все это страны Африки, на гербах изображено тропическое солнце, символизирующее очень жаркий климат. Особенно часто на гербах стран изображаются растения и животные, характерные для природы данных территорий. Растения и животные, как правило, символизируют мир, порядок, богатство страны, свободу, силу и достаток. Также растения и животные на гербах выступают как национальные символы государства.

ученик2Страны, Слайд 11 у которых на гербах можно найти различные растения:

  1. Аруба - изображена пара лавровых листьев, которые являются традиционным символом мира; в верней левой части герба  изображено алоэ, которое является главным экспортным продуктом и источником дохода станы.
  2. Бангладеш – в центре герба изображена эмблема кувшинки, обрамленная колосьями риса. Кувшинка является национальным цветком Бангладеш.
  3. Габон Слайд 12 – дерево, находящееся вверху геральдического щита символизирует торговлю древесиной.
  4. Гаити - на гербе изображена капустная пальма, символизирующая свободу.

ученик1 Страны, Слайд 13 у которых на гербах можно найти различных животных:

  1. Австралия –изображен лев, символизирующий штат Тасмания, а также эндемики материка – кенгуру и страус эму.
  2.  Аруба – лев, изображенный на вершине геральдического щита, символизирует силу.
  3. Бенин – щит окружен с двух сторон парой леопардов, который являются национальным животным Бенина.
  4. Боливия Слайд 14– сверху геральдического щита изображен альпака, являющийся национальным животным этой страны.

ученик2 В процессе исследования у 4 стран мы увидели на гербе отображение особенности почвы Слайд 15 – Зимбабве, Непал, Нигерия, Танзания. Основное предназначение этого символа, который обозначен цветом – зеленым, желтым, черным, красным,  показать плодородие почвы.

Особенно интересным мне показалось то, что некоторые страны отобразили на своих гербах природные ресурсы, Слайд 16 то есть те богатства природы, которые человек может использовать в своей хозяйственной деятельности.

  1. Габон – золотые диски (византины) в центре щита символизируют богатство страны полезными ископаемыми.
  2. Гана – на геральдическом щите изображен золотой рудник, символизирующий богатство природных ископаемых в Гане.
  3. Замбия Слайд 17 – на гербе изображены эмблемы природных ресурсов        Замбии: полезные ископаемые, горная промышленность, сельское хозяйство и дикая природа.        
  4. Кипр – медно-желтый фон герба означает большие залежи медной руды.

ученик2Некоторые страны в качестве символов государства решили отобразить Слайд18 на своем гербе национальные символы и всемирно известные достопримечательности.  

  1. Герб Зимбабве – на гербе изображено Большое Зимбабве (серое строение в центре щита), символизирующее историческое наследие нации.
  2. Герб КНДР – на гербе изображена гидроэлектростанция в горном массиве Пэктусон.

ученик1Не обошли вниманием некоторые страны Слайд 19 свои религиозные святыни.

  1. На гербе Ватикана  изображена папская тиара.
  2. Герб Пакистана – полумесяц и звезда, изображенные на гербе, символизируют ислам.

Очень важным отличительным признаком для любой страны является этнический состав населения. Слайд 20  На гербах Замбии, Науру и Суринама есть элементы, несущие информацию о населении этих стран.

  1. Герб Науру – двенадцати конечная звезда над щитом символизирует 12 местных племен.
  2. Герб Суринама – пять концов звезды символизирует пять крупных этнических групп, из которых состоит население Суринама.

ученик2Проанализировала я и флаги стран мира. Я сделала вывод о том, что на флагах гораздо реже отображаются географические особенности, однако такие примеры есть. Географическое положение я увидела на флагах Канады, Слайд 21 Бразилии, Кирибати. Рельеф ни на одном флаге не стал символом страны. Зеленый цвет фона флага Доминики символизирует тропический климат. Растения стран мира можно увидеть на флагах Канады Слайд 22 (на полотне изображен  кленовый лист, подчёркивающий  единство нации),Гватемалы (на полотне изображены лавровые ветви, символизирующие победу и славу), Кипра (ветви оливкового дерева),  Ливана (изображен традиционный символ страны – кедр),  Эритреи (венок из оливковых веток и 30 листков желтого цвета, которые  символизируют годы гражданской войны).

Учитель Физкульт минутка (3 класс собирает пазлы)

Практическая часть

Слайд 23

ученик1Проведено исследование в 6, 7, 11 классах школы с целью проверки, смогут ли учащиеся определит название страны по гербу, а так же смогут ли они определить значение символики по изображению. По результатам исследования можно будет сделать вывод о том,  что для ребят будет легче – найти страну по гербу или расшифровать символику.

Проанализировав результаты теста, я сделала следующие выводы:

  1. По итогам теста 2 видно, что учащиеся узнают страну по гербу или флагу, используя свои географические знания. Из 10 представленных символов менее 50 % правильных ответов пришлось только на государство Парагвай. В остальных случаях правильных ответов от 51 до 82%. Это можно объяснить тем, что, зная название страны и имея багаж географических знаний, ассоциируют изображение со страной.
  2. Учащимся удается гораздо успешнее узнать страну по изображению герба или флага, чем определить значение символики. Возможно, это результат того, что каждая страна вносит в символику свои национальные символы, значение которых мы знаем не всегда.

Учащиеся 3 класса  (Презентация 3 класса)

Слайд 24  Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32

Вывод Слайд 33

Ученик1По итогам работы можно сделать следующие выводы:

  1. По флагу или гербу можно определить название страны, так как эти символы отражают характерные особенности  государства. Моя гипотеза подтверждается результатами теста и моими наблюдениями. По результатам тестирования 68% учащихся смогли определить страну по гербу или флагу.

Ученик2

  1. Примерно 80 % гербов и флагов несут в себе информацию о природе  - это флаги стран Африки, Азии и Латинской Америки, то есть развивающихся стран. В символике развитых стран (например, стран Европы) чаще встречаются геральдические символы, не имеющие отношения к природе.
  2. Чаще всего изображаются на гербах и флагах географическое положение, растения и животные. Реже встречаются  изображения почв, рельефа и особенностей населения.

Учитель: Учащиеся 3 класса, так же провели огромную исследовательскую работу только по геральдике Смоленской области. Они подготовили сообщения и небольшую презентацию.

Материалы для презентации 3 класс.

Ученик1ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.

Герб-это отличительный знак, эмблема города. Первые земельные эмблемы были на монетах, печатях. Каждый город или государство должны были отличаться друг от друга. Они должны были отражать историю, географическое положение, заслуги, занятия жителей. Смоленская область имеет свой герб с 1998 года. Есть свои гербы и у городов нашего края.

Ученик2 Герб Смоленской области утвержден 22 декабря 1998 года. Описание герба: "В серебряном щите на черной пушке с золотым лафетом - золотая птица Гамаюн с крыльями и хвостом, символ чуткости, мира, счастья, чудесной силы, процветания, богатства. Щит увенчан исторической земельной (великокняжеской образца 1730 года) шапкой и окружен лентой ордена Ленина. Девиз "НЕСГИБАЕМЫЙ ДУХ ВСЕ ПРЕВОЗМОЖЕТ" начертан черными литерами на серебряной ленте, переплетенной со скрещенными зеленой с золотыми желудями ветвью дуба (справа) и зеленым стеблем льна (слева). Дубовая ветвь с желудями-символ зрелой воинской доблести и славы. Три желудя говорят о трёх наиболее значимых подвигах россиян на смоленской земле:1609-защита земли русской от поляков,1812-от французов,1941-1943от немецко-фашистских захватчиков. Стебель льна-символ трудовых достижений.

Ученик3 Рославль. Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - два золотых улья в голубом поле, в знак изобилия медом".

Ученик4 Ярцево. "Щит скошен слева и полускошен вправо. В верхнем зеленом поле золотой кадуцей Меркурия. В среднем голубом поле золотые наковальня и молот. В нижнем красном поле серебряная бобина с пряжей. В вольной части герб Смоленска. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен справа дубовой ветвью с желудями, слева - колосьями пшеницы и стеблем льна, перевитыми гвардейской лентой, на которой золотыми литерами сделана надпись - "ЯРЦЕВО".

Ученик5 Демидов. Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней серебряная река в зеленом поле, по которой вниз плывет стрела, означая имя этого города (Демидов-Поречье). Здесь проходила северная ветвь пути «из варяг в греки» .В наше время на территории района находиться Национальный парк «Смоленское поозерье».

Ученик6 Гагарин. Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - нагруженная хлебом и готовая к отправлению барка в серебряном поле, в знак того, что при сем городе находится славная хлебная пристань.

Ученик7 Ельня. Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский: в серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица. В нижней - три дерева ели в белом поле, означающие имя сего города". Во времена наполеоновского нашествия Ельня стала одним из крупных центров партизанского движения. В Ельне находилась в 1812 году штаб фельдмаршала Михаила Кутузова.

Учитель: Ребята, последнее время   часто проходят конкурсы на лучшее изображения герба школы, эмблемы кабинета, эмблемы команды и т.п.

Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб своей школы. Предлагаю разделиться на группы по 4 человека. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и, вспомнив все правила составить герб. В случае , если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.

Не забудьте выбрать щит, в данном случае щит будет служить вам скорее как фон, основа. Подумайте о его цвете. Практическая часть.

Учитель: Домашнее задание: создайте   герб своей семьи.

Друзья! Прежде, чем вы приступите к работе, я хочу, чтобы вы задумались, какие  ценности являются главными  в вашей семье (любовь, взаимопонимание, теплота, забота или  жадность, злость, лень), увлечения вашей семьи, её традиции. В соответствии с этим и с изученным сегодня материалом создайте   герб своей семьи, который не стыдно будет передать своим детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа выполненная учащимися 3 класса МБОУ Кирилловская средняя школа Руководитель: учитель географии Полякова Ольга Вячеславовна. 2017г. Геральдика Смоленской области.

Слайд 2

ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. Герб-это отличительный знак, эмблема города. Первые земельные эмблемы были на монетах, печатях. Каждый город или государство должны были отличаться друг от друга. Они должны были отражать историю, географическое положение, заслуги, занятия жителей. Смоленская область имеет свой герб с 1998 года. Есть свои гербы и у городов нашего края.

Слайд 3

Герб Смоленской области утвержден 22 декабря 1998 года. Описание герба: "В серебряном щите на черной пушке с золотым лафетом - золотая птица Гамаюн с крыльями и хвостом, украшенными червленью (красным цветом) и зеленью. Щит увенчан исторической земельной (великокняжеской образца 1730 года) шапкой и окружен лентой ордена Ленина. Девиз "НЕСГИБАЕМЫЙ ДУХ ВСЕ ПРЕВОЗМОЖЕТ" начертан черными литерами на серебряной ленте, переплетенной со скрещенными зеленой с золотыми желудями ветвью дуба (справа) и зеленым стеблем льна (слева). Смоленск.

Слайд 4

Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - два золотых улья в голубом поле, в знак изобилия медом". Рославль.

Слайд 5

"Щит скошен слева и полускошен вправо. В верхнем зеленом поле золотой кадуцей Меркурия. В среднем голубом поле золотые наковальня и молот. В нижнем красном поле серебряная бобина с пряжей. В вольной части герб Смоленска. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен справа дубовой ветвью с желудями, слева - колосьями пшеницы и стеблем льна, перевитыми гвардейской лентой, на которой золотыми литерами сделана надпись - "ЯРЦЕВО". Ярцево.

Слайд 6

Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней серебряная река в зеленом поле, по которой вниз плывет стрела, означая имя этого города (Демидов-Поречье). Демидов.

Слайд 7

Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - нагруженная хлебом и готовая к отправлению барка в серебряном поле, в знак того, что при сем городе находится славная хлебная пристань. Гагарин.

Слайд 8

Утвержден 10 октября 1780 г. В верхней части щита герб Смоленский: в серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица. В нижней - три дерева ели в белом поле, означающие имя сего города". Ельня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме «Географическое положение и ландшафт Астраханской области»

Цели: Расширить знания учащихся об Астраханской области.Формировать навыки обработки географической информации.Воспитывать любовь к родному краю....

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

проект по географии "Демографическая ситуация села как зеркало демографии страны"

проект по географии "Демографическая ситуация села как зеркало демографии страны" учащейся 8 классса...

Урок географии по теме: «Географические сведения о Курской области и труде населения».

Урок знакомит обучающихся с географическим положением Курской области, рельефом, климатом, природными зонами, хозяйственной деятельностью населения....

Урок по геральдике стран мира

Данный материал подходит для обучения в 5-6 классах, развивает умение определять на каком материке находится страна-хозяйка герба. Урок на Ютуб https://youtu.be/wNK2APygqN4...

презентация к уроку географии в10 классе по теме "Государственный строй стран мира"

показать разнообразие стран современного мира; изучить разные формы государств...