ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ГЕОГРАФИИ
статья по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПО ГЕОГРАФИИ
Ширина Динара Наильевна
МАОУ СОШ №27,
учитель географии
г. Балаково
E-mail: dinara_masja@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается предпропедевтический курс занятий по географии для начальной школы. Представлена примерная программа курса, а также какие методы и средства могут быть использованы в исследовательской деятельности обучающихся.
Ключевые слова: география, начальная школа, программа, методы, средства, исследовательская деятельность.
OUT-OF-SCHOOL PRIMARY SCHOOL ACTIVITIES
ON GEOGRAPHY
Width Dinara Nailyevna
NO. 27 MAOU SOSH,
teacher of geography
Balakovo
E-mail: dinara_masja@mail.ru
Abstract: The article deals with the pre-propedevical course of geography classes for primary school. An example program of the course is presented, as well as what methods and means can be used in research activities of students.
Keywords: geography, primary school, program, methods, tools, research activities.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.[1]
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеурочных занятиях. Я считаю, что наиболее наглядно и красочно данная практика представлена на занятиях изучения предмета география.
В современной школе дети начинают знакомиться с географией в пятом классе. К этому времени естественный интерес и любознательность у большинства детей утрачиваются, т.к. предшествующее обучение отбивает охоту задавать вопросы.
В нашей школе уже достаточно давно ведется внеурочная деятельность по географии с 5 классов, что дает хорошие результаты. Но на сегодняшний день мы пошли намного дальше, введен предпропедевтический курс занятий по географии для группы учащихся 2 класса. Мне выпала такая возможность разработать данный курс и как можно раньше дать ученикам представление об окружающем мире, предоставить им возможность активно исследовать его, акцентируя внимание на обычно наблюдаемых явлениях, на привычных объектах окружающей среды, применяя средства, материалы и оборудование. [1]
Программа курса внеурочной деятельности по географии «Юный географ» во 2-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Вентана Граф». Трудилась я над составлением программы достаточно долго и на сегодняшний момент вношу в неё коррективы с учетом особенностей восприятия детей.
Цель этого курса – в доступной и занимательной форме познакомить младших школьников с основными понятиями о географических объектах, явлений, нас окружающих; с Землей и космосом и т.д. Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.
В процессе изучения географии с малышами я использую разные методы: словесный, наглядные. Важным методом, является наблюдение. Применяется в тех случаях, когда изучить объект или явление лучше наглядно и с выходом к этому объекту. Ценность этого метода состоит в том, что реальный результат ученик получает своими наблюдениями на местности.
Программа кружка рассчитана на 3 года - 3 ступени. Каждая ступень содержит 34 занятия продолжительностью 40 минут каждое. Тематическое планирование каждой ступени составлено с учетом приобретения ребятами элементарных представлений о Солнечной системе, Земле, как планете, природных и общественных явлениях и процессах.
В 2019-2020 учебном году мною выполняется 2 ступень обучения. И на этом этапе я начала с ребятами применять метод проектов. Учащиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Для реализации мини-проектов ребята используют методику создания Лэпбука.[3]
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
Я считаю, что работа над формированием этих представлений с начальной школы поможет ребятам: легче адаптироваться при переходе в среднее звено; на высоком уровне знать предмет, участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях по предмету, а главное будет развивать исследовательские и творческие способности.
Список литературы
- Федеральные государственные образовательные стандарты .URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 12.02. 2020)
- Брык А. В., Ильяшенко А. А. Ранняя профилизация школьников // Образование и воспитание. — 2017. – 217с.
- Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbuk (дата обращения 12.02.2020)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...
Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС
В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"
Данный кружок был разработан для начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС . Кружок рассчитан на 3 года обучения адаптирован на возрастную категорию детей. Программа курса составлена та...
Планирование внеурочной деятельности в начальной школе
Данная программа имеет целью пробуждение интереса у учеников начальной школы к изучению предметов естественнонаучного цикла, изучение которых предстоит им в средней школе...
БРС во внеурочной деятельности в начальной школе Статья
БРС во внеурочной деятельности в начальной школе. Для 3-го класса. Первые пробы использования БРС во внеурочной деятельности...
программа внеурочной деятельности в начальной школе по фгос
Общеобразовательная программа дополнительного образования курса внеурочной деятельности «Воспитание танцем»....