Разработка урока по географии Озера с использованием УМК
рабочая программа по географии (5 класс)
Предмет: География
Класс: 5
Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил.
Тема урока: «Озера»
Цель урока: Выявить и изучить особенности озер.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Выделять главную мысль в тексте об озерах, заполнять схемы. Устанавливать причинно-следственные связи между количесвом растворенных в воде солей и типом озера.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Сформировать умение работать в паре, воспитывать ответственность и аккуратность, осуществлять рефлексию. Сформировать понимание значения озер для человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_geografii_ozera_s_ispolzovaniem_umk_izd_va_ventana_graf_.doc | 412.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Предмет: География
Класс: 5
Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил.
Тема урока: «Озера»
Цель урока: Выявить и изучить особенности озер.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Выделять главную мысль в тексте об озерах, заполнять схемы. Устанавливать причинно-следственные связи между количесвом растворенных в воде солей и типом озера.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Сформировать умение работать в паре, воспитывать ответственность и аккуратность, осуществлять рефлексию. Сформировать понимание значения озер для человека и природы.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать внимание, умение обобщать, систематизировать.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник (§ 18, с. 103-104), рабочая тетрадь (с. 52- 53), тетрадь для записей, атлас («Физическая карта полушарий», контурная карта, глобус, кроссворд «Озёра Земли»). Проектор, экран.
Структура и ход урока.
Этап урока | Смысловые блоки | Познавательные задачи | Деятельностный компонент | Творческий компонент | Личностный компонент |
| |||||
1 | Определение темы урока | Просмотрите видеофрагмент (http://video. yandex.ru/users/lidnikmor/view/42/#). Как вы думаете, с каким элементом гидросферы нам предстоит познакомиться на уроке? | Просматривают видеофрагмент. Определяют тему урока: «Озёра» | Почему М.М. Пришвин называл болота «кладовой Солнца?» | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2 | Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | Назовите известные вам озёра. На физической карте полушарий (с. 8-9 атласа) найдите крупнейшие озёра на каждом из материков. Назовите их и покажите на карте. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Сформулируйте цель работы на уроке | Перечисляют названия известных им озёр. Называют и показывают на интерактивной карте крупнейшие озёра мира: Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио (Северная Америка), Виктория, Танганьика (Африка), Ти-тикака (Южная Америка), Ладожское, Байкал, Балхаш (Евразия), Эйр-Норт (Австралия). Задают вопросы. 1) Какие типы озёр выделяют учёные? 2) Для чего человек изучает озёра? 3) Почему человечество озабочено их со Формулируют цель урока: выявить и изучить особенности озёр | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
3 | Формулирование задач урока | Просмотрите текст учебника (параграф №18, стр. 103-104). Определите основные задачи урока. | Определяют основные задачи урока.
| ||
| |||||
4 | Определение термина –озеро. | Рассмотрите карту мира, Найдите общие черты моря, реки, озера. Какие существенные признаки, отличающие озеро от моря или реки вы заметили? | Называют общее: части гидросферы. Находят различия: озеро расположено в замкнутом углублении, не является частью Мирового океана (не имеет непосредственного соединения с морем или океаном). | На основе сравнения фотографий географических объектов (моря, реки, озёра) составляют определение понятия «озеро» | |
5 | Типы озер по минеральному составу воды. | . Прочитайте текст задание № 1 в рабочей тетради (с. 52). Для его выполнения найдите в пункте «Что такое озеро» (с. 103-104 учебника) информацию о содержании солей в различных типах озёр. Посмотрите на физическую карту России. Определите, каким цветом на карте показаны солёные озёра, а каким — пресные? Найдите в тексте примеры разных типов озёр. Покажите озёра на карте. Как вы думаете, в чём причина того, что озёра имеют разную солёность? | Читают текст задания и пункт параграфа в учебнике. Вставляют пропущенные слова в определение и заполняют схему в рабочей тетради: выявляют, что в 1 л воды пресных озёр растворено менее 1 г солей, в 1 л воды солоноватых озёр содержится от 1 до 25 г солей, а в 1 л воды солёных озёр растворено более 25 г солей. Определяют, что солёные озёра на карте обозначаются сиреневым цветом, а пресные — голубым. Показывают озёра на карте. Высказывают различные предположения (в том числе о зависимости солёности озёр от расположения их в том или ином поясе, от наличия вытекающих из них рек и количества впадающих в них рек) | Устанавливают причинно-следственные связи между солёностью озера и его географическим положением, наличием вытекающих из него рек и количеством | Представление о России как о субъекте мирового географического пространства |
6 | Происхождение озёрных котловин | Подумайте, как образуются озёра. Просмотрите фотографии и сделайте вывод. (На доске представлены фотографии озёр, различных по происхождению озёрных котловин: тектонические — Танганьика, Байкал;ледниково-тектонические — Великие озёра; вулканические — Ирасу; пойменные (старицы); лагунные — Венецианская лагуна.) Просмотр фотографий сопровождается сообщениями учеников о типах озёрных котловин | *Высказывают различные предположения. Просматривают фотографии и говорят о происхождении озёр: в результате тектонических процессов, изменения русла реки, движения ледника и т. д. Прослушивают сообщения о типах озёрных котловин | ||
7 | Разнообразие озёр | Познакомьтесь с красотами Байкала и Великих озёр. Посмотрите следующие видеофрагменты: (http://www.youtube.com/watch ?v= zRjfo68ZDSo; http://www.youtube.com/watch? v=EvDjuXCsNWI; http://www.youtube.com/ watch? feature=player_detailpage&v=az8WS darmXO, 2 мин) | Просматривают видеофрагменты | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к своей родине. | |
8 | Рефлексия деятельности | Достигли ли мы цели своего исследования? 2. Какие источники информации использовали? 3. Назовите результаты работы на уроке | Вспоминают ход своей деятельности. Называют источники информации, которыми пользовались на уроке: учебник, рабочая тетрадь, атлас, интернет-ресурсы. Выявляют результаты работы: составили определение понятия «озеро», выделили типы озёр по количеству растворённых в воде солей, установили причины солёности озёр | Формирование навыков саморегуляции , самоорганизации и самостоятельной деятельности. | |
| |||||
9 | Первичная проверка знаний и умений. | Блиц-опрос. Используя физическую карту полушарий (с. 8-9 атласа), закончите предложения. • Самое большое по площади озеро мира — • Самое глубокое озеро мира — • Самое большое по площади озеро Европы — • Второе по глубине озеро мира — | Отвечают на вопросы. • Каспийское море. • Байкал. • Ладожское. • Танганьика | Осуществляют самоконтроль | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
10 | Применение полученных знаний | Решите кроссворд «Озёра Земли» (работа в паре) | Разгадывают кроссворд | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, ответственности перед коллективом, умение понимать чужую точку зрения. | |
4. Рефлексивный этап урока | |||||
11 | Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Мини-сочинение». На листе бумаги напишите мини-сочинение на тему: «Мне хочется поделиться/рассказать о ...» | Описывают свои впечатления от урока Оценивают своё эмоциональное состояние | ||
5. Объяснение домашнего задания | |||||
12 | Обязательное задание | 1. Ответьте на вопросы №1,2 после § 18 2. Составьте фотоколлаж «Озёра мира», используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу Подпишите в контурной карте озера Российской Федерации. | Формулируют уточняющие вопросы учителю | Готовят фотоколлаж | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к своей родине. |
13 | Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | 1. Подготовить презентацию об озёрах своей | 1. Формулируют уточняющие вопросы. Отбирают необходимый материал для презентации. | Готовят презентацию об озёрах своей местности | Формирование самостоятельности, творческой активности, уверенности в себе. |
Список литературы:
- Учебник. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил.
- Атлас. Начальный курс географии: 5 класс: атлас /И.В.Душина, А.А. Летягин.-3е изд.-М.:Вентана-Граф.2014.-24 с.
- Контурные карты. Начальный курс географии: 5 класс: контурные карты с заданиями/А.А. Летягин.- М.:Вентана-Граф.2014.-16 с.
- Методическое пособие. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии. 5-9 класс / Ю. С. Репринцева.- М.:Вентана-Граф.2015.-96 с.
- Методическое пособие. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 класс / Е. А. Беловолова.- М.:Вентана-Граф.2014.-224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии в 9 классе с использованием ИКТ на тему: "Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества"
Представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их состав и значение в хозяйстве страны....
Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».
Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...
Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...
Разработка урока на тему "Озера" 6 класс
Данная разработка знакомит учащихся с понятием "озеро", дает представление о происхождении озер и их типах....
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме « Озёра»
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме : « Озёра»...
Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....
конспект урока по географии "Озера"
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Цель урока: организовать работу по развитию учебно-познавательной, исследовательской, информационно - коммуникативной компетенций учащихся через у...