Нефтяная и газовая промышленность России.
план-конспект урока по географии (9 класс)
Комбинированный урок с использованием элементов технологии критического мышления. Осносвная цель учителя состоит в том , чтобы способствовать формированию представления учащихся об особенностях нефтяной и газовой промышленности Росии, ее географии, проблемах и перспективах развития. Создать условия для формирования умений анализировать различные источники информации, делать выводы. предлогать пути решения. Урок оформлен в виде технологической карты. с допонительными материалами к тематике урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "нефтяная и газовая промышленность России | 61 КБ |
9klass_neftyanaya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Нефтяная и газовая промышленность России
9 класс
Учитель: Абрамова Елена Ивановна
Тип урока | Комбинированный, с использованием элементов технологии критического мышления |
Цель деятельности учителя | Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения. |
Образовательные ресурсы | Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация |
План урока | 1.Значение нефтяной и газовой промышленности В ТЭБ страны 2.География отраслей нефтяной и газовой промышленности России. 3.Проблемы отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля |
Основные понятия | ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | ЛичностныеУУД |
Научатся характеризовать отрасли промышленности по плану Получат возможность научиться анализировать разные источники информации и делать выводы, составлять прогнозы | Познавательные: Развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность во взоимодействии для решения задач Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды. |
Организационная структура урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
Мотивация | Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач | Создает условия для возникновения у обучающихся потребности включиться в работу | Слушают и обсуждают тему и цели урока | Фронтальная работа | |
Актуализация | Виды ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных | Организует работу с картой атласа | Аргументированно отвечают на вопросы, показывают географические объекты на карте | Фронтальная работа | Устная |
Творческий компонент | Представление презентации об истории становления нефтяной промышленности в России | Организует класс на просмотр и обсуждение презентации | Просматривают и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы | Групповаяю и фронтальная работа | Устная |
Изучение нового материала | Определить место России в мире по запасам и добычи нефти. Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5) Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам атласа. Составление устной характеристики главных нефтяных баз страны Работа со стат. материалами учебника (с.32 рис.20) выявление газодобывающих баз, системы газопроводов | Учитель организует работу в группах, комментирует новую информацию | Работают с текстом учебника, статистическим материалом учебника, картами атласа и картосхемами, составляют характеристику отрасли по плану Обсуждают проблемы исчерпаемости топливно –энергетических ресурсов, целесообразности разведки и разработки новых месторождений | Групповая работа | Устные ответы и записи в тетрадях |
Первичное осмысление и закрепление изученного | На основе анализа текста, статистических данных , дополнительных источников географической информации заполнить схему «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России» | Организует самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задание в тетрадях | Индивидуальная работа | Проверка выполнения заданий |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщение, полученных на уроке сведений | Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке | Фронтальная работа | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашне задание | Стр. 28-32 Выполнить задание по контурной кате | Конкретизирует дом. задание | Записывает домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Задание 1
Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.
Название базы | Доля в общероссийской добыче в % | Степень извлеченности | Крупнейшие месторождения | Примечание |
Задание 2
На сколько лет хватит нефти России, если ее уровень добычи не будет снижаться?
Какие данные нужно использовать , чтобы ответить на этот вопрос?
годы | добыча |
1988 | 570 млн.т. |
2007 | 490 млн.т |
2012 | 512 млнт. |
Запасы разведанные | 20 млрд т. |
Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%
Нефтепродукты-23,5%
Задание 3.
Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь проблемы нефтяной промышленности России.
Задание 4
Заполните схему:
Причина Причина Причина
Проблемы
нефтяной _____________________________________________ВЫВОД
промышл.
Факты Факты Факты
Дополнительная информация к уроку
Причины снижения эффективности :
- удаленность от потребителя
- глубина залегания
- высокая доля примеси
- плохая организация
- изношенность оборудования
Экология:
- тепловое загрязнение
- оседание земных пород
- выбрасы вредных в-в при транспортировке
Приложение 2
Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»
Предварительный просмотр:
Тема: Нефтяная и газовая промышленность России
9 класс
Учитель: Абрамова Елена Ивановна
Тип урока | Комбинированный, с использованием элементов технологии критического мышления |
Цель деятельности учителя | Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения. |
Образовательные ресурсы | Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация |
План урока | 1.Значение нефтяной и газовой промышленности В ТЭБ страны 2.География отраслей нефтяной и газовой промышленности России. 3.Проблемы отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля |
Основные понятия | ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | ЛичностныеУУД |
Научатся характеризовать отрасли промышленности по плану Получат возможность научиться анализировать разные источники информации и делать выводы, составлять прогнозы | Познавательные: Развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность во взоимодействии для решения задач Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды. |
Организационная структура урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
Мотивация | Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач | Создает условия для возникновения у обучающихся потребности включиться в работу | Слушают и обсуждают тему и цели урока | Фронтальная работа | |
Актуализация | Виды ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных | Организует работу с картой атласа | Аргументированно отвечают на вопросы, показывают географические объекты на карте | Фронтальная работа | Устная |
Творческий компонент | Представление презентации об истории становления нефтяной промышленности в России | Организует класс на просмотр и обсуждение презентации | Просматривают и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы | Групповаяю и фронтальная работа | Устная |
Изучение нового материала | Определить место России в мире по запасам и добычи нефти. Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5) Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам атласа. Составление устной характеристики главных нефтяных баз страны Работа со стат. материалами учебника (с.32 рис.20) выявление газодобывающих баз, системы газопроводов | Учитель организует работу в группах, комментирует новую информацию | Работают с текстом учебника, статистическим материалом учебника, картами атласа и картосхемами, составляют характеристику отрасли по плану Обсуждают проблемы исчерпаемости топливно –энергетических ресурсов, целесообразности разведки и разработки новых месторождений | Групповая работа | Устные ответы и записи в тетрадях |
Первичное осмысление и закрепление изученного | На основе анализа текста, статистических данных , дополнительных источников географической информации заполнить схему «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России» | Организует самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задание в тетрадях | Индивидуальная работа | Проверка выполнения заданий |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщение, полученных на уроке сведений | Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке | Фронтальная работа | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашне задание | Стр. 28-32 Выполнить задание по контурной кате | Конкретизирует дом. задание | Записывает домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Задание 1
Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.
Название базы | Доля в общероссийской добыче в % | Степень извлеченности | Крупнейшие месторождения | Примечание |
Задание 2
На сколько лет хватит нефти России, если ее уровень добычи не будет снижаться?
Какие данные нужно использовать , чтобы ответить на этот вопрос?
годы | добыча |
1988 | 570 млн.т. |
2007 | 490 млн.т |
2012 | 512 млнт. |
Запасы разведанные | 20 млрд т. |
Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%
Нефтепродукты-23,5%
Задание 3.
Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь проблемы нефтяной промышленности России.
Задание 4
Заполните схему:
Причина Причина Причина
Проблемы
нефтяной _____________________________________________ВЫВОД
промышл.
Факты Факты Факты
Дополнительная информация к уроку
Причины снижения эффективности :
- удаленность от потребителя
- глубина залегания
- высокая доля примеси
- плохая организация
- изношенность оборудования
Экология:
- тепловое загрязнение
- оседание земных пород
- выбрасы вредных в-в при транспортировке
Приложение 2
Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»
Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...
Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"
Это обобщающий урок., где систематизируются и расширяются знания учащихся по строению и применеию углеродов в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...
Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.
Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии....
Нефтяная и газовая промышленность
информация может быть полезна на уроказ 8 и 9 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.01 РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.02 БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...