Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Пикулик Светлана Викторовна

Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мирового сообщества. Учащиеся вспоминают страны , добывающие и экспортирующие нефть и газ. Особое внимание уделяется  применению  нефти и газа в хозяйстве  стран  и  экологической проблеме, связанной с нефтяным загрязнением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме: « Нефтяная и газовая промышленность мира»

Газ и нефть – важнейшие ресурсы 20 века. Их мировое производство и потребление всё время растёт. Эти энергоносители наиболее эффективны перед твёрдым топливом. Однако определим данные ресурсы в различных классификациях

 Слайд

Газовая  промышленность  получила  значительное развитие в мировой экономике благодаря 3 основным причинам: 1. Наличие огромных разведанных запасов   2. Дешевизна   3.Экологическая чистота топлива.

Слайд

Во второй половине 20 века мировая добыча газа выросла более чем в 10 раз и продолжает расти. Ещё недавно  газ добывался главным образом в развитых странах, но в последнее время растёт роль стран Азии и Африки. Бесспорным лидером по запасам и добыче газа является Россия. На мировой рынок поступает 15 -20% добываемого сырья

Слайд

Нефть.

Слайд  

  Чем отличается она от  других полезных ископаемых?

Слайд

Общее число нефтяных месторождений около 50 тысяч. Однако при современном уровне добычи давайте рассчитаем ресурсообеспеченность  человечества.

 В тетрадь:    Вспомните формулу расчёта      ( Р=З/Д)

     В каких единицах выражается ресурсообеспеченность?    (года).  Сделайте вывод!    (мало)

В мире есть страны, обладающие колоссальными запасами нефти. Пользуясь таблицей, назовите 3 страны, обладающие  крупнейшими запасами. Какое место занимает Россия?

Слайд

Добычу  нефти ведут многие страны. В каждом регионе можно выделить  несколько стран – лидеров по добыче. Пользуясь картосхемой, назовите эти страны и запишите в тетрадь

    В Европе:  

    В Азии:

    В Америке:

    В Африке:

Слайд

Где же именно находятся крупнейшие месторождения нефти?  Вот лишь некоторая их часть.

1баррель нефти равен 158,988 литра,  1 баррель в сутки – 50 тонн в год

    В Гаваре добывалось более 680 тыс. т. нефти в день,  кроме того  56,6 млн м³ в день природного газа.

   Агаджари  эксплуатируются 60 фонтанирующих скважин, годовая добыча 31,4 млн. т 

 В   Большом Бургане эксплуатируется  484 фонтанирующих скважины, годовая добыча около 70 млн. т

Слайды

- Что такое шельф?

Как думаете, добыча с шельфа  обходится дешевле или дороже, чем на материке? Почему?

Слайд

- Какие страны выделены на картосхеме? Что их объединяет? Как называется эта организация? Её главная задача?

Слайд

Нефть активно продаётся на мировом рынке. (40%)  Между странами сложились устойчивые связи, так называемые «нефтяные мосты». Назовите важнейшие из них? Чем бы вы объяснили их существование? Каким образом транспортируется нефть?

Самый большой танкер длина 500 метров. Берёт на борт до 500 000 тонн нефти.

Супертанкеры - порождение научно-технической революции нашего времени. Само слово происходит от английского слова «tank» - цистерна. Морской танкер это судно, предназначенное для перевозки жидких грузов (нефти, кислоты, растительного масла, расплавленной серы и прочее) в судовых цистернах (танках). Супертанкеры  могут перевезти за один рейс на 50 процентов нефти больше чем другие, а эксплуатационные расходы на бункеровку, экипаж, и страховку всего на 15 процентов больше, что позволяет нефтяным компаниям, фрахтующим судно увеличивать свою прибыль и сэкономить сбережения. На такие нефтяные танкеры всегда будет спрос.


 Одним из представителей такого класса морских судов являлся нефтеналивной танкер «Batillus». Это грузовое судно было создано, от начала до конца, по исходному проекту без дополнительной модернизации в ходе эксплуатации. Был построен за 10 месяцев, и было израсходовано на строительство около 70 000 тонн стали. Постройка владельцу обошлась в 130 миллионов долларов.

Переработка нефти (химия)

 

Русский технолог и конструктор;

произвел (1878) расчеты первого в России нефтепровода и руководил его постройкой.  Получил (1891) патент на создание установки крекинга углеводородов нефти;

ШУХОВ

Слайд

К началу 80-х годов в океан ежегодно поступало около 16 млн. т  нефти, что составляло 10,23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, все это обуславливает присутствие постоянных долей загрязнения на трассах морских путей.

 За последние 130 лет, начиная с 1964 года, пробурено около 12 000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 11 000 и 1 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 10,1 млн т нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, со стоками промышленности.  Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую "нефть в воде" и обратную "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 10,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефти, содержащей поверхностно активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно. 

13 ноября 2002 г. Нагруженный нефтью танкер тонет у берегов Испании. В трюмах танкера находится 77 тысяч тонн нефти.

К моменту гибели танкера в море вылилось около 5 тысяч тонн мазута и дизельного топлива, используемого для работы двигателей танкера, примерно столько же вылилось, когда танкер раскололся на две части. В районе катастрофы образовались два гигантских нефтяных пятна, площадь которых составила более 100 квадратных километров.
Волны выбрасывают на берег все новые и новые порции мазута, и, сколько видит глаз, на все побережье ложится полоса ядовитого черно-бурого цвета.   Черный прибой безобразно контрастирует с зелеными кустарниками прибрежья.

Рыбы обволакиваются нефтью и погибают от удушья. Морские птицы – гагары, чайки, кайры, бакланы – топчутся на камнях. Им холодно, их грудь, шея, крылья покрыты нефтью, ядовитая гадость проникает внутрь организма, когда они пытаются клювом почистить перышки. Ничего не понимая, они смотрят на ставшую им чуждой родную стихию тоскливо, словно предчувствуя неминуемую гибель. Птицы безропотно даются в руки энтузиастам, которые стараются отчистить оперение от нефти, пипетками закапывают в глазки-бусинки спасительный раствор. Но только немногим сотням из тысяч погибающих птиц удается оказать помощь. 
Нанесен непоправимый ущерб одному из богатейших  рыбодобывающих регионов страны. Загажены уникальные места сбора устриц, мидий, ловли осьминогов и крабов. 

Очистка от нефти -  Химия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому языку и окружающему миру

 Интегрированный урок по английскому языку в 3 классе(учебное пособие «English Together 2») и окружающему миру(Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир»,3 класс) по теме: «Растения-жи...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс

Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс...

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнени...

Интегрированный урок "Кто владеет информацией - тот владеет миром"

Интегрированный урок (математика+информатика+физика) "Кто владеет информацией - тот владеет миром" для учащихся 7-9 классов...

Интегрированный урок химии и географии "Алюминиевая промышленность", 9 класс

Урок интегрированный в 9 классе.  Цель: изучение особенностей производства алюминия, его физических и химических свойств, размещения предприятий по производству алюминия на территории России....