Программа дополнительного образования по географии
методическая разработка по географии (9 класс)
Программа дополнительного образования "Удивительная планета" для учеников 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 85» СОРМОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Удивительная планета»
Направленность: естественно-научная
Уровень: базовый
Возраст учащихся: 15-16 лет
Объем: 72 часа
Автор-составитель:
Жукова Е.Б.
Нижний Новгород,
2020 год
Введение
Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национального
проекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного
образования "Школа полного ребёнка"
Нормативно-правовая база
Требования разработаны в соответствии с положениями, статьями и пунктами:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
- приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
- приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг
(выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям;
- приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны соблюдать требования:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения;
- учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Удивительная планета» рассчитана на 72 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Формы и методы проведения занятий.
Данная программа составлена для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени на подготовку экзамена. Она включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения:
групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Курс «Удивительный планета» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
- Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» - 9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» - 9 класс
Итогом кружка является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Источники географических знаний | ||||
1 | Географические модели, глобус, географическая карта, план местности | 1 | 1 | - |
2 | Выдающиеся географические открытия и исследования. | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Природа Земли и человек | ||||
3 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли | 1 | 1 | - |
4 | Земная кора и литосфера | 3 | 2 | 1 |
5 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей | 3 | 2 | 1 |
6 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат | 3 | 2 | 1 |
7 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. | 1 | 1 | - |
8 | Географическая оболочка Земли. | 1 | 1 | - |
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны | ||||
9 | Современный облик планеты Земля. | 1 | 1 | - |
10 | Соотношение суши и океана на Земле. | 1 | 1 | - |
11 | Население Земли. | 1 | 1 | - |
12 | Материки и страны | 11 | 7 | 4 |
13 | Многообразие стран. | 1 | 1 | - |
Раздел 4. Природопользование и геоэкология | ||||
14 | Влияние хозяйственной деятельности на природу | 1 | 1 | - |
15 | Основные типы природопользования | 1 | 1 | - |
16 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | 1 | 1 | - |
Раздел 5. География России | ||||
17 | Особенности географического положения | 1 | 1 | - |
18 | Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые. | 3 | 2 | 1 |
19 | Климат и климатические ресурсы | 3 | 2 | 1 |
20 | Внутренние воды и водные ресурсы. | 3 | 2 | 1 |
21 | Биологические ресурсы. | 1 | 1 | - |
22 | Природные комплексы России. | 1 | 1 | - |
23 | Население России. | 3 | 2 | 1 |
24 | Межотраслевые комплексы России. | 1 | 1 | - |
25 | География межотраслевых комплексов. | 1 | 1 | - |
26 | Районирование России. | 1 | 1 | - |
27 | Западный макрорегион – европейская России. | 6 | 3 | 3 |
28 | Восточный макрорегион- азиатская Россия. | 6 | 3 | 3 |
29 | Население. хозяйственное освоение Нижегородской области | 1 | 1 | - |
30 | Особенности хозяйства. Промышленность Нижегородской области | 1 | 1 | - |
31 | Социально-экономические проблемы Нижегородской области | 1 | 1 | - |
32 | Россия в современном мире. | 1 | 1 | - |
Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу | ||||
33 | Итоговое обобщение по курсу | 1 | 1 | - |
34 | Решение тренировочных работ. | 5 | 1 | 4 |
Итог | 72 | 51 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Число | Содержание занятия
|
02 | Географические модели, глобус, географическая карта, план местности | |
03 | Выдающиеся географические открытия и исследования. | |
09 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли | |
10 | Земная кора и литосфера | |
16 | Движения земной коры | |
17 | Земная кора на карте | |
23 | Гидросфера, ее состав и строение. | |
24 | Мировой океан и его части | |
30 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
01 | Атмосфера. Состав, строение. | |
07 | Циркуляция атмосферы | |
08 | Погода и климат | |
14 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров. | |
15 | Географическая оболочка | |
21 | Современный облик планеты Земля. | |
22 | Соотношение суши и океана на Земле. | |
28 | Население Земли. | |
29 | Африка. Географическое положение и рельеф. |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
05 | Климат и внутренние воды ,Природа Африки | |
11 | Австралия | |
12 | Антарктида | |
18 | Южная Америка. Географическое положение и рельеф. | |
19 | Климат и внутренние воды. Природа материка. | |
25 | Северная Америка. Географическое положение и рельеф. | |
26 | Климат и внутренние воды. Природа материка. |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
02 | Евразия. Географическое положение и рельеф. | |
03 | Климат и внутренние воды. | |
09 | Природа материка. | |
10 | Многообразие стран мира. Классификация стран. | |
16 | Влияние человека на природу. | |
17 | Рациональное и нерациональное природопользование | |
23 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | |
24 | Географическое положение России |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
13 | Рельеф. | |
14 | Геологическое строение | |
20 | полезные ископаемые | |
21 | Климат и климатические пояса России | |
27 | Типы климата нашей страны | |
28 | Времена года |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
февраль | 03 | Внутренние воды. Реки |
04 | Озера, болота, ледники | |
10 | Охрана вод | |
11 | Биологические ресурсы. | |
17 | Природные комплексы России. | |
18 | Численность и воспроизводство населения | |
24 | Национальный состав | |
25 | Россияне на рынке труда |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
март | 03 | Межотраслевые комплексы России. |
04 | География межотраслевых комплексов. | |
10 | Районирование России. | |
11 | Центральная Россия | |
17 | Районы Центральной России | |
18 | Европейский Север и Северо-Запад | |
24 | Европейский Юг | |
25 | Крым | |
31 | Урал |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
апрель | 01 | Западная Сибирь. |
07 | Западная Сибирь. | |
08 | Восточная Сибирь | |
14 | Восточная Сибирь | |
15 | Дальний Восток | |
21 | Дальний Восток | |
22 | Население. хозяйственное освоение Нижегородской области | |
28 | Хозяйство Нижегородской области | |
29 | Социально-экономические проблемы Нижегородской области Россия в современном мире. |
Месяц | Число | Содержание занятия
|
май | 05 | Итоговое обобщение по курсу |
06 | Решение тренировочных работ. | |
12 | Решение тренировочных работ. | |
13 | Решение тренировочных работ. | |
19 | Решение тренировочных работ. | |
20 | Решение тренировочных работ. | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Раздел 1. Источники географических знаний
Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны
Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
Раздел 4. Природопользование и геоэкология
Теория. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Раздел 5. География России
Теория. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире.
Обобщающее повторение по курсу
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национального
проекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного
образования "Школа полного ребёнка"
Материально-техническое обеспечение
- Ноутбук,
- Учебные аудитории,
- Столы и стулья,
- Меловая доска,
- Канцелярия (бумага для печати, ватманы, маркеры, ножницы, скотч, цветные карандаши, клей, мел),
- Проектор,
- Интерактивная доска,
- Интернет.
- Водный термометр
- Воздушный термометр
- Транспортир
- Визирная линейка
- Историко-географические комплекты материалов
- Историко-этнографические комплекты материалов
- Историко-археологические комплекты материалов
- Спилс-карты РФ и Нижегородской области
- Картографические материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список использованной литературы:
- Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2019 г
- Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен»,
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
- Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):
Учебные пособия для учащихся:
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа,
- География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо
- Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
- Эртель А. Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...
Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"...
Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...
Программа дополнительного образования Направление: эколого-биологическое Кружок по географии «Юный эколог»
Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе....
Программа дополнительного образования по подготовке учащихся 8, 9 классов к сдаче ОГЭ по географии
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личност...