Программа дополнительного образования по географии
методическая разработка по географии (9 класс)

Жукова Елена Борисовна

Программа дополнительного образования "Удивительная планета" для учеников 9 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 85» СОРМОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Удивительная планета»

Направленность: естественно-научная

Уровень: базовый

Возраст учащихся: 15-16 лет

Объем: 72 часа

Автор-составитель:

Жукова Е.Б.

Нижний Новгород,

2020 год

Введение

     Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национального

проекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного

 образования "Школа полного ребёнка"

Нормативно-правовая база

Требования разработаны в соответствии с положениями, статьями и пунктами:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
  • приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
  • приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного

(муниципального)         задания         на         оказание         государственных         (муниципальных)         услуг

(выполнения работ) государственным муниципальным учреждениям;

  • приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
  • приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • методических         рекомендаций         по         проектированию         дополнительных

общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

При разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны соблюдать требования:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения;
  • учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы.

 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.

Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Программа «Удивительная планета» рассчитана на 72 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
  • сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
  • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
  • развивать картографическую грамотность школьников;
  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
  • показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Формы и методы проведения занятий.

Данная программа составлена для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени на подготовку экзамена. Она включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения:

групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.

В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:

 картографические элементы, факты;

 номенклатуру;

 основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

 особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
  • определять различия в поясном времени различных территорий;
  • анализировать статистический материал;
  • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
  • читать карты различного содержания;
  • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
  • описывать географическое положение;
  • определять тип объекта согласно классификации;
  • сравнивать свойства географических объектов;
  • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

Ожидаемые результаты:

Курс «Удивительный планета» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
  • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» - 9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» - 9 класс

Итогом кружка является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Источники географических знаний

1

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности

1

1

-

2

Выдающиеся географические открытия и исследования.

1

1

-

Раздел 2. Природа Земли и человек

3

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли

1

1

-

4

Земная кора и литосфера

3

2

1

5

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей

3

2

1

6

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат

3

2

1

7

Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров.

1

1

-

8

Географическая оболочка Земли.

1

1

-

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

9

Современный облик планеты Земля.

1

1

-

10

Соотношение суши и океана на Земле.

1

1

-

11

Население Земли.

1

1

-

12

Материки и страны

11

7

4

13

Многообразие стран.

1

1

-

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

14

Влияние хозяйственной деятельности на природу

1

1

-

15

Основные типы природопользования

1

1

-

16

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

1

-

Раздел 5. География России

17

Особенности географического положения

1

1

-

18

Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые.

3

2

1

19

Климат и климатические ресурсы

3

2

1

20

Внутренние воды и водные ресурсы.

3

2

1

21

Биологические ресурсы.

1

1

-

22

Природные комплексы России.

1

1

-

23

Население России.

3

2

1

24

Межотраслевые комплексы России.

1

1

-

25

География межотраслевых комплексов.

1

1

-

26

Районирование России.

1

1

-

27

Западный макрорегион – европейская России.

6

3

3

28

Восточный макрорегион- азиатская Россия.

6

3

3

29

Население. хозяйственное освоение Нижегородской области

1

1

-

30

Особенности хозяйства. Промышленность Нижегородской области

1

1

-

31

Социально-экономические проблемы Нижегородской области

1

1

-

32

Россия в современном мире.

1

1

-

Раздел 6. Обобщающее повторение по курсу

33

Итоговое обобщение по курсу

1

1

-

34

Решение тренировочных работ.

5

1

4

Итог

72

51

21

  Календарно-тематическое планирование

Месяц

Число

Содержание занятия

 

02

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности

03

Выдающиеся географические открытия и исследования.

09

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли

10

Земная кора и литосфера

16

Движения земной коры

17

Земная кора на карте

23

Гидросфера, ее состав и строение.

24

Мировой океан и его части

30

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Месяц

Число

Содержание занятия

 

01

 Атмосфера. Состав, строение.

07

 Циркуляция атмосферы

08

 Погода и климат

14

 Биосфера, ее взаимосвязи с другими сферами. Почвенный покров.

15

Географическая оболочка

21

Современный облик планеты Земля.

22

Соотношение суши и океана на Земле.

28

Население Земли.

29

Африка. Географическое положение и рельеф.

Месяц

Число

Содержание занятия

 

05

Климат и внутренние воды ,Природа Африки

11

Австралия

12

Антарктида

18

Южная Америка. Географическое положение и рельеф.

19

Климат и внутренние воды. Природа  материка.

25

Северная Америка. Географическое положение и рельеф.

26

Климат и внутренние воды. Природа  материка.

Месяц

Число

Содержание занятия

 

02

Евразия. Географическое положение и рельеф.

03

Климат и внутренние воды.

09

Природа  материка.

10

Многообразие стран мира. Классификация стран.

16

Влияние человека на природу.

17

Рациональное и нерациональное природопользование

23

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

24

Географическое положение России

Месяц

Число

Содержание занятия

 

13

Рельеф.

14

Геологическое строение

20

полезные ископаемые

21

Климат и климатические пояса России

27

Типы климата нашей страны

28

Времена года

Месяц

Число

Содержание занятия

 

февраль

03

Внутренние воды. Реки

04

Озера, болота, ледники

10

Охрана вод

11

Биологические ресурсы.

17

Природные комплексы России.

18

Численность и воспроизводство населения

24

Национальный состав

25

Россияне на рынке труда

Месяц

Число

Содержание занятия

 

март

03

Межотраслевые комплексы России.

04

География межотраслевых комплексов.

10

Районирование России.

11

Центральная Россия

17

Районы Центральной России

18

Европейский Север и Северо-Запад

24

Европейский Юг

25

Крым

31

Урал

Месяц

Число

Содержание занятия

 

апрель

01

Западная Сибирь.

07

Западная Сибирь.

08

Восточная Сибирь

14

Восточная Сибирь

15

Дальний Восток

21

Дальний Восток

22

Население. хозяйственное освоение Нижегородской области

28

Хозяйство Нижегородской области

29

Социально-экономические проблемы Нижегородской области Россия в современном мире.

Месяц

Число

Содержание занятия

 

май

05

Итоговое обобщение по курсу

06

Решение тренировочных работ.

12

Решение тренировочных работ.

13

Решение тренировочных работ.

19

Решение тренировочных работ.

20

Решение тренировочных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Раздел 1. Источники географических знаний

Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны

Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

Раздел 4. Природопользование и геоэкология

Теория. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Раздел 5. География России

Теория. Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире.

Обобщающее повторение по курсу

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

     Программа "Удивительная планета" реализуется в рамках приоритетного национального

проекта "Образования" проектной линии "Успех каждого ребёнка" центра дополнительного

 образования "Школа полного ребёнка"

Материально-техническое обеспечение

  1. Ноутбук,
  2. Учебные аудитории,
  3. Столы и стулья,
  4. Меловая доска,
  5. Канцелярия (бумага для печати, ватманы, маркеры, ножницы, скотч, цветные карандаши, клей, мел),
  6. Проектор,
  7. Интерактивная доска,
  8. Интернет.
  9. Водный термометр
  10. Воздушный термометр
  11. Транспортир
  12. Визирная линейка
  13. Историко-географические комплекты материалов
  14. Историко-этнографические комплекты материалов
  15. Историко-археологические комплекты материалов  
  16. Спилс-карты РФ и Нижегородской области
  17. Картографические материалы

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Список использованной литературы:

  1. Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2019 г
  2. Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство
  3. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
  4. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
  5. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен»,
  6. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель.
  7. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
  8. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.
  9. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):

Учебные пособия для учащихся:

  1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа,
  2. География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,
  3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.
  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо
  5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО.
  6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
  7. Эртель А. Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"

Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...

Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"

Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...

Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"

Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"...

Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...

Программа дополнительного образования Направление: эколого-биологическое Кружок по географии «Юный эколог»

Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе....

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....