Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"
элективный курс (география, 8 класс) по теме
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__kursa_geografiya_kulinarnogo_iskusstva.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса дополнительного образования
«География кулинарного искусства»
Концепция старшей ступени общего школьного образования открывает широкие возможности для решения различных образовательных задач. Появляется возможность создания условий для дифференциации содержания обучения с одной стороны, и построения индивидуальной образовательной системы для каждого ученика с другой.
Неотъемлемой частью этой концепции является дополнительное образование, различное по содержанию и целям, но призванное соответствовать интересам учащихся, их выбирающих. Благодаря этой особенности эти занятия могут способствовать формированию учащихся как субъектов образовательной деятельности, а также оказать существенную помощь в выборе будущего профиля обучения. В связи с этим создание программ дополнительного образовния по географии представляется весьма актуальной проблемой на сегодняшний день
Пояснительная записка
Программа «География кулинарного искусства», содержит материал, выходящий за рамки школьных программ по географии, и направлена на удовлетворение познавательного интереса школьников и формирование творческой индивидуальности. Предлагаемая программа способствует нравственному воспитанию учащихся и становлению активной гражданской позиции по отношению к своей Родине и появлению широкого взгляда на мир и быт других народов (воспитание толерантности и уважения к культуре и традициям других стран).
Особенностью программы является ее гуманитарная направленность, т.к. в ней затрагиваются вопросы, непосредственно связанные с человеком, с его социальной и культурной жизнью. Программа предусматривает реализацию принципа интеграции научного знания – курс включает различные аспекты: географические (влияние географических факторов не формирование национальной кулинарии), биолого-социальные (влияние антропологических факторов), историко-краеведческие и эколого-экономические.
Данный курс является межпредметным, его реализация может быть осуществлена учителями географии и технологии.
Цель курса - формирование гармонично развитой личности средствами географической науки.
Задачи курса «География кулинарного искусства»:
Образовательные - ознакомление учащихся с основами географии кулинарного искусства;
- изучение кулинарных традиций мира, России и Краснодарского края;
- формирование умения анализировать собственный рацион питания,
- формирование умения готовить некоторые традиционные кушанья народов мира,
- формирование умения составлять картосхему основных типов питания человека,
- развитие умения видеть проблемы и находить пути их решения (примером могут служить поиски вариантов решения глобальной продовольственной проблемы, проблемы «фаст фуда» и пр.);
- повышение познавательного интереса учеников к предмету и географической науке в целом посредством использования занимательного материала о национальной кулинарии стран мира, кулинарных традициях своей области, показа практической значимости географии кулинарного искусства для жизни учащихся (использование рецептов различных блюд, составление индивидуальной сбалансированной диеты и т.д.);
- обращение к личности учащихся, учет их нужд и интересов (потребление пищи, ее количество и качество – вопросы, волнующие каждого учащегося).
Воспитательные - помощь в выборе будущей профессии (в качестве примера можно привести следующие профессии: кулинар, менеджер по туризму и ресторанному бизнесу и т.д.);
Развивающие – развитие мыслительных навыков: анализа, синтеза, абстрагирования, целеполагания, формирование географического мышления, как одного из проявлений диалектического мышления, открытости и широты суждений.
Курс «География кулинарного искусства» рассчитан на 17 учебных часов и включает в себя 12 часов теоретических и 5 часов практических занятий.
Курс ориентирован на широкие возрастные рамки учащихся от 7 до 11 класса. Программа выстроена с учетом возрастных особенностей учащихся. Однако реализация программы курса для каждого из классов требует от учителя творческого подхода и внесения в программу определенных корректив, выражающихся в выборе количества часов на реализацию курса, изменение соотношения количества практических и теоретических занятий, в отборе изучаемых тем, избрании форм проведения занятий, отбор оптимальных методов и приемов обучения.
Организационные формы занятий по курсу «География кулинарного искусства» предусматривают теоретические и практические занятия, экскурсии.
По окончании элективного курса учащиеся должны знать:
- сущность и место географии кулинарного искусства в системе географических наук;
- историю кулинарии, определение понятия «национальная кухня» и его специфику;
- содержание теории рационального питания; роль питательных веществ в процессе жизнедеятельности организма человека;
- подходы и методы изучения типов питания;
- типологию и характеристику факторов, формирующих мировое кулинарное разнообразие, их взаимосвязь между собой;
- историю кулинарных традиций Калужской области.
По окончании элективного курса учащиеся должны уметь:
- определять положение географии кулинарного искусства в системе географических наук;
- анализировать собственный рацион питания и составлять сбалансированное суточное меню с учетом региональной специфики;
- составлять картосхему «Типы питания человека»;
- выявлять основные факторы, сыгравшие роль в формировании мировых кулинарных традиций и разрабатывать схему их взаимодействия;
- готовить некоторые традиционные блюда национальных кухонь разных стран;
- применять знания о кулинарных традициях Кубани на практике (создание экспозиции для школьного краеведческого уголка, организация вечера, посвященного национальным блюдам и т.д.)
Тематический план курса
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практи-ческие занятия |
1. | Введение. «География кулинарного искусства», предмет и задачи курса, история кулинарии | 1 час | |
2. | Основы рационального питания | 1 час | П/р № 1 1 час |
3. | География питания. Основные типы питания. | 1 час | |
4. | Понятие «национальная кухня», его специфика. Типология и взаимосвязь основных факторов формирования мирового кулинарного разнообразия | 1 час | П/р № 2 1ч. |
5. | Факторы формирования национальной кулинарии стран мира: - физико-географические условия; - рельеф; - растительный и животный мир; - зависимость физиологии организма от климатических условий; - религия; - эволюционное развитие; - межкультурные коммуникации | 7 часов | П/р №4. 1 час |
7. | Кулинарные традиции Кубани | 1 час | П/р №5. 1 час |
6. | Фестиваль блюд национальных кухонь мира | П/р № 3 1 час | |
Итого: | 12 часов | 5 часов |
Теоретические занятия
Раздел 1.
Занятие 1Введение. Предмет и задачи курса «География кулинарного искусства», его значение и необходимость в свете выбора профиля обучения в старших классах. История кулинарии.
Раздел 2.
Занятие 2. Основы рационального питания. Функции питания. Энергозатраты. Питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Специфика потребления питательных веществ и энергозатраты организма в различных природных условиях.
Раздел 3.
Занятие 3. Типы питания человека. Знакомство с географией питания. Основные типы питания. Типы питания населения.
Раздел 4.
Занятие 4. Национальная кухня. Понятие «национальная кухня», технологические приемы приготовления пищи в национальных кухнях, географическая специфика национальных кухонь.
Раздел 5.
Занятие 5. Факторы, формирующие мировое кулинарное разнообразие. Основные факторы, их типология (географические и антропологические факторы). Составление схемы факторов, влияющих на формирование национальной кухни народов мира.
Занятие 6. Физико-географические условия. Особенности влияния физико-географического положения на своеобразие национальной кулинарии Европы, Закавказья, Прибалтики, Китая.
Занятие7. Зависимость физиологических процессов организма от климатических условий. Влияние различных климатических условий на кулинарное искусство различных стран. Взаимосвязь климатических условий с физиологическими особенностями организма. Кулинарные особенности стран с жарким климатом. Кулинарные особенности стран с умеренным и холодным климатом.
Занятие8. Растительный и животный мир и кулинарное искусство. Особенности формирования кулинарных традиций разных стран в зависимости от природных ресурсов. Страны с развитой гидрографической сетью, выходом к морям, океанам (морепродукты, морская и речная рыба). Страны, использующие «лесной стол». Страны, основу питания которых составляет рис.
Занятие 9. Религия и кулинарное искусство. Специфика кулинарного искусства стран, жители которых исповедуют различные религии (ислам, буддизм, иудаизм, христианство).
Занятие 10. Эволюционное развитие и кулинарное искусство. Взаимосвязь кулинарных традиций с эволюционным развитием человека. Особенности кулинарии народов Крайнего Севера.
Занятие 11. Межкультурные коммуникации и кулинарное искусство. Взаимодействие и взаимопроникновение кулинарных традиций между странами мира. Влияние на кулинарное искусство общемировых процессов (глобализация). Появление «фаст фуда».
Раздел 6.
Занятие 12.Кулинарные традиции Кубани.
Практические занятия
Занятие 13. Практическая работа 1. Основы рационального питания. Анализ индивидуального пищевого рациона и составление на его основе суточного меню с учетом баланса всех необходимых питательных веществ.
Занятие 14.Практическая работа2. Понятие «национальная кухня» и типология основных факторов ее формирования.Знакомство с понятием «национальная кухня» и его спецификой. Типология и взаимосвязь факторов, формирующих мировое кулинарное разнообразие. Ролевая игра в форме заседания научного географического общества, посвященная географии кулинарного искусства. Выявление наиболее характерных факторов, сыгравших роль в формировании кулинарного искусства народов мира.
Занятие 15. Практическая работа 3. Фестиваль национальных кухонь мира. Приготовление некоторых национальных блюд различных стран и их презентация (в качестве примера может служить: Швеция – шведский стол, Голландия – традиционные голландские канапе, Россия – блины, Израиль – «цимес», Япония – «суси» и т.д.).
Занятие 16. Практическая работа 4. Межкультурные коммуникации. Посещение ресторанов быстрого питания (например, «Унипицца», «Ростикс», «Маккдональдс»» и т.д.) для ознакомления с последствиями процесса глобализации – унификацией гастрономической культуры.
Занятие 17. Практическая работа 5. Кулинарные традиции Кубани. Презентации учащихся.
Рекомендуемая литература
Гергова А.Т. под ред. Е. М. Ивановой - Я познаю мир: Детская энциклопедия: Кухни народов мира – М.: Издательство АСТ, 2001
Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов - М.: «Пищевая промышленность», 2004
Дополнительная
Ковалев В.М, Могильный Н.П. – Русская кухня: Традиции и обычаи – М.: Советская Россия, 1998
Новоженов Ю.М., Сопина Л.Н. Зарубежная кухня: Практ. пособие – М.: Высшая школа, 1999
Сердюк Ю.О. – Кулинарное искусство японцев и китайцев /География 2004, № 38
Интернетресурсы.
Начало формы
Конец формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»
Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...
Представление программы дополнительного образования детей по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»
Защита образовательной программы...
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства"...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...