Конспект урока по теме: "Погода и климат"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Родина Лариса Сергеевна

Конспект урока  географии в 6 классе к учебнику Т.П.Неклюковой.,Н.П.Герасимовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Погода и климат»

Цель урока:

- формирование представлений о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение;

- сформировать понятие «климат»;

 Образовательные задачи:

Сформировать понятия «погода», «климат»

Научить определять по климатической карте погоду в населенных пунктах

Научить описывать климат своей местности по плану.

Обучать нахождению причинно-следственных связей.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

-называть главные признаки понятий «погода», «климат»;

- указывать причины, влияющие на изменение погоды;

 - определять   облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в различных  населенных пунктах, используя карту погоды;

-описывать климат своей местности по плану;

-объяснять влияние климата на природу и жизнь человека

Оборудование и дидактический материал: учебник  «География. Начальный курс»

 6 класс Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание материала. Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

I.Организацион-ный

момент

1 мин

Приветствие обучающихся.  Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

 Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Готовятся к уроку.

II.Актуализация знаний.

4 мин.

III.  Этап изучения нового материала

12  мин

ΙΥ.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

8 мин

Физкультминут-ка

2 мин.

5 мин

 

Υ.Закрепление

3 мин

ΥΙ.Итог урока.

Рефлексия

3 мин

VIΙ. Домашнее задание.

2 мин.

Ребята, я  предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма.

 Слайд 1

  О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока? А какова цель урока?   Когда и для чего вам могут потребоваться знания, полученные при изучении темы? Почему важно изучение данной темы для освоения курса в целом?

1.Чтение  научного текста. Фронтальная работа.

Ребята, сейчас вы самостоятельно прочитаете текст и попробуете ответить на вопросы, выполняя задания в рабочих листах.

   Погодные явления протекают в тропосфере (нижней части атмосферы). Погоду можно описать давлениемтемпературой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками, дальностью видимости, атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами) Погодой называют состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

   Погода испытывает непрерывные изменения, которые могут быть очень ощутимы не только от одного дня к другому, но и на протяжении даже нескольких минут.    Ветры  переносят из одних областей Земли в другие большие объемы воздуха, различающиеся по своим свойствам- воздушные массы.  

Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат», которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени.

Кли́мат — многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды.

Климат в каждой местности земного шара имеет свои особенности. В приэкваториальной части Земли между погодой и климатом нет различий: каждый день там стоит жаркая погода с обильными дождями. В нашей местности происходит смена времен года. Самым холодным временем года всегда является зима, а самым теплым - лето.

  1. Из каких двух частей состоит текст? О чем эти части? Что такое погода? Что называют климатом?
  2. Объясните, в  чем  различие между погодой и климатом
  3. Как между собой связаны эти понятия?

              4) Известный американский писатель Марк Твен писал:» Ели вам не нравится погода, подождите немного…»Почему она меняется?

Просмотрите видеосюжет и назовите главные признаки погоды?

Составьте характеристику типа погоды (температура, облачность, осадки, ветер), используя 2 форзац учебника.

1.Какая ночь! Мороз трескучий

На небе ни единой тучи

Как шитый пол и синий свод

Пестреет частыми звездами.

2.Обиженная туча вздыхала: «ох» да «ах».
А солнце улыбалось, сияя в вышине.
А солнце улыбалось ему, тебе и мне.
Обиженная туча закрыла солнца круг.
И зарыдала туча, дождём пролившись вдруг.
«Тебе спасибо, туча…», - вздохнула вся земля,
«Тебе спасибо, туча!» - кричали ты и я,
Обиженная туча исчезла без следа,
А вся её обида была одна вода


3.Не колючий, светло-синий,
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой,
Все убрал кусты.

Описание погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков. Работа в парах

Источник информации: данные метеонаблюдений.

  Определение метеорологических величин по карте погоды.  Источник информации: карта погоды, учебник с.126 рис.83,Приложение №1

  

Ветер

Осторожно ветер,
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то,
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

Описание климата своей местности по плану.  Работа в группах.

Источник информации: учебник с. 128,задание №5, атлас Брянской области, статистические данные, Используя карты атласа Брянской  области, определите  среднюю многолетнюю температуру января и июля, рассчитайте  среднюю амплитуду температуры, изучите  статистические данные, найдите самую высокую и самую низкую температуру  за все время наблюдений; по картам определите  среднегодовое количество осадков и сделайте вывод о  режиме их выпадения, преобладающих ветрах, продолжительности времен года.

Средняя многолетняя

температура января

Средняя многолетняя температура июля

средняя амплиту-да температуры

Самая  высокая темпера-тура  за все время наблюдений

Самая  низкая темпера-тура  за все время наблюдений

Среднегодовое количество осадков, режим их выпадения

Преобладающие ветры

Продолжитель-ность времен года.

+18°С

-8°С

26°

+37,6°С

-41,8°С

550 мм, летом больше

западные

Лето 105-110 дней

Осень-70 дней

Весна-55-60 дней

Зима-135 дней

Тест: «Погода и климат». (Технология несколько мышей)

- Вспомните, какую  цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Смогли мы получить  ответы на все вопросы?

- Если ответ дан не в полной мере, что этому помешало?

- Что было для вас наиболее познавательным?

- Чья работа на уроке, по вашему мнению, была наиболее продуктивной?

- Я сегодня за работу на уроке поставила бы следующие оценки _____

- Согласны вы с моим мнением?  

Спасибо за работу на уроке.

В заключении нашего урока я хочу сказать, что в  любой погоде можно увидеть прекрасное и создать себе хорошее настроение для успешного дня.(Предлагаю вашему вниманию фрагмент песни из кинофильма )

§30.Выучить определения, пересказ параграфа. Дополнительно подобрать народные приметы об изменении погоды. Найти загадки о погоде. Предлагаю самым творческим  выполнить проект на тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». Кого заинтересовало мое предложение, прошу подойти ко мне после уроков, и мы с вами обсудим вопросы, касающиеся этой работы. 

 

Определяют тему урока, предлагают формулировки целей и задач урока. Слайд 2

Отвечая на вопросы, учащиеся  сравнивают понятия «погода» и «климат», определяют различия и связь между ними, находят причины изменения погоды, делают выводы.

Слайд 3

Называют признаки.

Учащиеся  составляют характеристику типа погоды по плану.

1.Погода значительно-морозная, температура очень низкая, безоблачно, осадков нет, ветра нет

2.Погода теплая, облачно, идет дождь, дует небольшой ветерок, который быстро прогоняет тучи

3. Умеренно-морозная погода, идет снег, все в инее, ветра нет, переменная облачность

Используя знания условных знаков, описывают погоду по данным метеонаблюдений, определяют,    какие  метеорологические величины   нужно знать, чтобы описать погоду.   Слайд 4

Описывают климат

по плану, используя климатическую карту Брянской обл.

Отвечают на вопросы теста.

Высказывают своё мнение, рефлексируют свою деятельность.

Записывают дом.задание



Предварительный просмотр:

Рабочий лист  учени___________6 класса

ФИ________________________________

1.Найти и записать определения:

Погода - ______________________________________________________________

Климат________________________________________________________________

2.В чем разница между климатом и погодой?

__________________________________________________________________

3.Заполните таблицу   и выявите взаимосвязи:

 

«Элементы и явления погоды»:        

4. Укажите верное соответствие:

1.Ученый, изучающий климаты Земли- ……..

3.Ученый, изучающий строение и свойства атмосферы и происходящие в ней процессы-…..

2.Специалист, занимающийся составлением прогнозов и карт погоды-…….

5. Опишите  погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков. Работайте в парах. Определите, какие  метеорологические величины   нужно знать, чтобы описать погоду. Используя данные метеонаблюдений, определите среднесуточные показатели температуры, давления, облачности, направление и силу ветра и с помощью условных знаков дайте описание погоды.

   Источник информации: карта погоды, учебник с.126.рис.№ 83 ,Приложение №1

        

6. Опишите  климат своей местности по плану.  Работайте  в группах.

Источник информации: учебник с. 128, атлас Брянской области, статистические данные, Приложение №2.

Используя карты атласа Брянской  области определите  среднюю многолетнюю температуру января и июля, рассчитайте  среднюю амплитуду температуры, изучите  статистические данные, найдите самую высокую и самую низкую температуру  за все время наблюдений; по картам определите  среднегодовое количество осадков и сделайте вывод о  режиме их выпадения, преобладающих ветрах, продолжительности времен года.

Средняя многолетняя

темпера-тура января

Средняя многолетняя температура июля

средняя амплиту-да температуры

Самая  высокая темпера-тура  за все время наблюдений

Самая  низкая темпера-тура  за все время наблюдений

Среднегодовое количество осадков, режим их выпадения

Преобладающие ветры

Продолжитель-ность времен года.

7.  Интерактивный тест «Погода и климат».

Приложение №1

Условные  обозначения   погоды в населённом пункте

                                       Направление(к кружку) и сила ветра( длинное перо-5 м/с, короткое- 2,5 м/с)

Температура воздуха

        -10°С                     756          Атмосферное давление

                                                        3 мм    Количество осадков

Облачность        Унеча

Приложение №2

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\откр.урок\climap1.jpg

Используя карты атласа Брянской  области определите  среднюю многолетнюю температуру января и июля, рассчитайте  среднюю амплитуду температуры, изучите  статистические данные, найдите самую высокую и самую низкую температуру  за все время наблюдений; по картам определите  среднегодовое количество осадков и сделайте вывод о  режиме их выпадения, преобладающих ветрах, продолжительности времен года.

Средняя многолетняя

темпера-тура января

Средняя многолетняя температура июля

средняя амплиту-да температуры

Самая  высокая темпера-тура  за все время наблюдений

Самая  низкая темпера-тура  за все время наблюдений

Среднегодовое количество осадков, режим их выпадения

Преобладающие ветры

Продолжитель-ность времен года.

Используя карты атласа Брянской  области определите  среднюю многолетнюю температуру января и июля, рассчитайте  среднюю амплитуду температуры, изучите  статистические данные, найдите самую высокую и самую низкую температуру  за все время наблюдений; по картам определите  среднегодовое количество осадков и сделайте вывод о  режиме их выпадения, преобладающих ветрах, продолжительности времен года.

Средняя многолетняя

темпера-тура января

Средняя многолетняя температура июля

средняя амплиту-да температуры

Самая  высокая темпера-тура  за все время наблюдений

Самая  низкая темпера-тура  за все время наблюдений

Среднегодовое количество осадков, режим их выпадения

Преобладающие ветры

Продолжитель-ность времен года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Погода и климат", 6 класс

Конспект урока "Погода и климат", 6 класс...

План-конспект урока по теме: "Погода", 6 класс

Обобщение изучения характеристик и явлений, происходящих в атмосфере с выполнением учащимися индивидуальных творческих заданий (минипроектов)...

конспект урока по теме "Погода"

конспект урока по теме "Погода"...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...

Конспект урока по теме "Погода"

Конспект урока по теме "Погода" с использованием технологии критического мышления...

Конспект к уроку по теме: "Погода и климат"

в данной разработке даётся понятие погоды и климата, работа с синоптической картой....

Конспект урока по теме Погода

Урок-конспект по теме Погода. К сожалению, не загружаются видео и презентация....