Использование ИКТ в обучении географии
статья по географии

Петрова Галина Васильевна

         Первоочередной задачей школы является обеспечение высокого качества образования. Достичь этой цели без формирования устойчивого интереса к предмету невозможно. Каким же образом можно разрешить данную проблему? Ни для кого не секрет, что внедрение ИКТ в образовательный процесс является реальной необходимостью, прежде всего в силу того, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера. Выполнение географических заданий с использованием ПК, позволяет поддержать интерес к предмету современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в обучении географии

         Первоочередной задачей школы является обеспечение высокого качества образования. Достичь этой цели без формирования устойчивого интереса к предмету невозможно. Каким же образом можно разрешить данную проблему? Ни для кого не секрет, что внедрение ИКТ в образовательный процесс является реальной необходимостью, прежде всего в силу того, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера. Выполнение географических заданий с использованием ПК, позволяет поддержать интерес к предмету современного школьника.

Средства ИКТ и их роль в учебном процессе.

  1. Урок с использованием готовых электронных образовательных ресурсов.

Учитель использует ГЭОР или мультимедиа-презентации для усиления обучающего эффекта. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала или его объяснению.

  • Для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • Закрепление пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • Повторения практического применения, полученных ЗУН;
  • Обобщения, систематизация знаний.

При подготовки такого урока учитель должен не только владеть компьютером, но и управлять деятельностью учащихся,  вовлекать их в познавательный процесс.

  1. Урок с компьютерной поддержкой.

В таком варианте возможны случаи:

  • Когда учащийся одновременно работает с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • Учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя;
  • При закреплении пройденного материала, учитель может предложить работать с текстом электронного учебника. Формы организации учебной деятельности могут быть фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные;
  • Для осуществления контроля знаний учитель может организовать промежуточное тестирование;
  • Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернет, просмотр мультимедийных лекций, проведение практических работ.
  1. Уроки с выходом в Интернет.

При изучении отдельных тем возможно нахождение информации или дополнительного материала в интернете.

Значение информационных технологий.

     Информационные технологии обеспечивают:

  • Оперативность информации – позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по предметной области.
  • Динамичность хранения - позволяют накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Благодаря ИТ возможно по мере необходимости открыть любую карту с диска компьютера и вывести на экран.
  • Коммуникативность - способствуют организации электронных конференций, проектной деятельности, дистанционного обучения, участию в работе методических объединений.

Вывод: уроки с ИКТ представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция (учитель перестает быть «источником знаний», а становится организатором процесса исследования и творческой работы). Поэтому возможности ИКТ используются не только на уроках, но и во внеурочной работе учителя. Компьютерные технологии позволяют значительно сэкономить время на уроках, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, то есть формировать устойчивую положительную мотивацию школьников к изучению предмета.

Использование ИКТ на разных этапах урока в зависимости от цели.

I этап.  Организационный (не более 2 минут).

Цель: организовать учащихся на успешную работу.

Основной вид деятельности (ОВД) с ИКТ: показ слайдов.

IIэтап. Проверка домашнего задания.

Цель: закрепление знаний, полученных ранее, выявление пробелов.

Основной вид деятельности (ОВД) с ИКТ: защита презентаций.

IIIэтап. Усвоение новых знаний (не более 20 минут).

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний.

Основной вид деятельности (ОВД) с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет, составление схемы – кластера.

IVэтап. Проверка понимания изученного материала ( не более 5минут).

Цель: проверка усвоения полученный знаний

Основной вид деятельности (ОВД) с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

V этап. Закрепление полученных знаний (не более 10 минут).

Цель: закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения, применять их.

Основной вид деятельности (ОВД) с ИКТ: тестирование.

Литература:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии-М.:5 за знания, 2007г.
  2. Кульневич С.В. Современный урок: научно-практическое пособие для учителей. Учитель 2006г.
  3. Спутникова А.Д. Интерактивные методы обучения. Сборник материалов по итогам третьей международной научно-практической конференции –М.: Глобус, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы

Актуальность исследования.В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Методические приёмы и примеры использования ЭОР в обучении географии

Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые появились в Интернет в конце 2006 года и, на сегодн...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...