Методические приёмы и примеры использования ЭОР в обучении географии
материал (география) по теме
Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые появились в Интернет в конце 2006 года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2015.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
центра повышения квалификации
«Красноярский Ресурсный центр Самарской области»
Методические рекомендации для учителей географии
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»
Составитель:
Кузьмина А.А.,
ст. методист ГБОУ ДПО ЦПК
«Красноярский Ресурсный центр»
с. Красный Яр
2015 год
Оглавление
Введение | 3 |
| 4 |
| 15 |
| 17 |
| 30 |
Заключение | 41 |
Список литературы | 42 |
Введение
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение и использование. Это обусловлено и интенсивным внедрением компьютера во все сферы человеческой деятельности.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках.
Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые появились в Интернет в конце 2006 года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.
На протяжении многих лет педагоги занимаются активным включением средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Использование ЭОР значительно облегчает работу учителя и увеличивает интерес ученика к географии.
Методические приемы работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения
ИКТ предполагают освоение учителем содержательных, технологических и методических аспектов работы с электронными образовательными ресурсами для эффективного применения в учебном процессе.
В географии заложены огромные возможности для применения новых информационных технологий. Выделяют несколько основных направлений использования компьютерных технологий в преподавании географии:
- демонстрация материалов, наглядных пособий и карт;
- показ географических процессов;
- геоинформационное обучение;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа обучающихся.
В настоящее время информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий, в общем, и профессиональном образовании.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
В совокупности можно сказать, что ЭОР - это новое обобщающее понятие «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.
Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР и они заслуживают отдельного рассмотрения.
Существуют специально разработанные и находящиеся в открытом доступе электронные образовательные ресурсы, которые могут и должны применяться учителем географии. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но необходимо акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:
• Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(http://school-collection.edu.ru).
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете:
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.
Структура учебного процесса включает три основных компонента – получение информации, практические занятия и контроль.
Соответственно определяются три вида образовательных объектов: информация (И), практикум (П), контроль (К). Образовательное электронное издание/ресурс может быть посвящено только одному образовательному компоненту, или включать все три вида образовательных объектов. Таким образом, можно говорить о создании электронных образовательных ресурсов модульной архитектуры (ЭОР нового поколения). На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Например, при изучении темы «Атмосфера» на данном портале представлены И-модуль: Атмосфера Земли, её состав и строение, П- модуль: Влажность воздуха. Облака. Атмосферные осадки. Практические задания, К-модуль: Атмосфера. Контрольные задания.
Учебные ЭОР на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: прием/передачу информации, практические занятия в известных и новых формах, контроль. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей учителя и самостоятельную работу учеников.
Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности (активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом) служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.
Формы взаимодействия пользователя с ЭОР могут быть различными, в порядке повышения образовательной эффективности за счет увеличения уровня интерактивности, и соответственно более полноценного выражения активно-деятельностных форм обучения.
На первоначальных этапах работы с ЭОР пользователь может:
- читать текст (управлять его движением в окне, или листать страницы);
- просмотр графики (схем, диаграмм, символьных последовательностей, таблиц);
- прослушивание звука (речи, музыки, комбинированного (речь на фоне музыки);
- просмотр изображений (реалистических и синтезированных);
- восприятие аудиовизуальной композиции (звук + текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео)).
К активным формам работы пользователя на дальнейших этапах можно отнести:
- навигацию по элементам (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
- копирование элементов в буфер для создания собственных оригинальных композиций;
- множественный выбор из текста и изображений;
- масштабирование изображения для детального изучения;
- изменение пространственной ориентации объектов (поворот объемных тел);
- изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
- управление интерактивной композицией.
На дальнейшем этапе можно использовать деятельностные формы:
- удаление или введение объектов в активное поле;
- перемещение объектов;
- совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
- составление определенных композиций объектов;
- объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
- изменение параметров или характеристик объектов и процессов;
- декомпозиция или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.
Использование ЭОР предполагается несколькими способами:
1. Учитель может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов, используя Интернет-ресурсы.
2. Учитель может самостоятельно разработать ЭОР и использовать на своем уроке.
3. Сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность, что особо важно в рамках введения ФГОС.
Рассмотрим применение ЭОР на различных этапах урока.
- ЭОР для актуализации знаний.
Эффективно использовать электронные тесты и ЦОРы, в том числе собственные разработки. Использование флеш-тестов и тренажеров помогает обучающемуся получить не только новые знания, но и формирует процесс получения новых умений и навыков работы, в частности навыки по самообразованию, помогает анализировать, делать выводы и обосновывать своё мнение, стимулируют стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению.
- ЭОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.
- ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.
- ЭОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Использование тренажеров-флеш позволяют осуществить контроль знаний обучающихся, используя при этом личностное включение учащегося в процесс.
- ЭОР для подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение).
Одним из эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является самостоятельная разработка ЭОР при помощи моделей и презентаций. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися основ изучаемого предмета, а также позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности. Создание учителем своей модели или презентации является оптимальным вариантом, поскольку она отвечала бы собственному оригинальному видению учебного материала и конструированию урока.
Кроме того, ЭОР позволяют вести исследовательскую работу. Например, ресурс сайта П-вида: Жилье – одна из главных потребностей человека. Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных.
Учебные задачи могут формулироваться разнообразно, а пути их решения для достижения определенной цели выбирает сам пользователь. При этом не исключен вариант, при котором пользователю решить задачу не удастся и учебная цель достигнута не будет. В данном случае речь идет не об исследовательской работе во внешнем информационном окружении (анализ информации в интернете), а о взаимодействии ЭОР с приближением их к фрагментам реального времени.
География — единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет основание реализовывать принцип наглядности. В географии используются картографические методы, которые опираются на деятельность учащихся с картой как средством обучения. География оперирует пространственными представлениями, понятиями, которые очень сложно объяснить, не обращаясь к моделям, в т.ч., виртуальным. География предполагает «игру масштабами», использование математического аппарата и очень большое количество фактического материала (номенклатуры – перечня географических объектов, которые необходимо знать и уметь показывать на карте), терминов, сущности процессов и явлений, статистического материала. Школьники, в процессе изучения географии, обращаются к огромному количеству баз данных, а в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА – к контрольно-измерительным материалам, которые выполнены в тестовой форме.
На сайте Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) представлены различные картографические ресурсы, например Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями.
К основным инновационным качествам ЭОР, размещенных во ФЦИОР относятся:
- Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- контроль учебных достижений.
При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.
- Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
- Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов федерального уровня (http://school-collection.edu.ru) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Примеры простых ЦОР Единой коллекции:
- статья из Энциклопедия "Кругосвет";
- иллюстрация вместе с сопроводительным текстом из коллекции Материки и океаны, народы и страны;
- книга в виде набора отсканированных страницc оглавлением;
- аудиозапись;
- видеозапись;
- презентация в формате PowerPoint;
- отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.
Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьной географии станет:
- переход от репродуктивного процесса обучения к деятельностному;
- поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
- выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
- изучения географии в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
- стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся.
Содержание ЭОР представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийным продуктом, максимально ориентированным, как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика, так и удовлетворение информационнообразовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса.
На уроках географии можно использовать ЭОР комплексно и системно:
- на разных этапах урока;
- на разных типах уроков;
- для организации разнообразной учебной и внеучебной деятельности учащихся.
В контексте изучения школьной географии применение ЭОР в учебном процессе имеет ряд положительных особенностей. Во-первых, применение ЭОР создаёт дополнительные возможности для расширения информационной поддержки урока и создания необходимой степени наглядности, которой часто не хватает в традиционном преподавании географии. Для достижения максимальной наглядности можно использовать мультимедийные объекты: видео, слайд-шоу, интерактивные карты, динамические модели географических процессов. Кроме того, при использовании ЭОР возникают дополнительные возможности для реализации дифференцированного подхода к учащимся.
На уроках географии в 5-10-х классах можно использовать ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:
- для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.);
- для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения;
- организации групповой работы на уроке;
- для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке;
- для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.
С применением практических и контрольных ЭУМ решаются несколько проблем:
- экономится время урока на бесконечные контрольные задания, появляется возможность перенести их домой, а на уроке отвести время на творческие: - дискуссии, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций и вопросов;
- предметно планируется работа с родителями учащихся.
Особенно существенное значение имеет применение ЭОР для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (выбора необходимой дополнительной информации; изучения нового учебного материала; выполнения виртуальных практических и учебно-исследовательских работ); для создания «собственных» продуктов учебной деятельности (конспектов, рефератов, проектов и т.п.); для отработки умений и навыков, подготовки выступлений и презентаций, подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам, проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.
Огромное количество плюсов использования ЭОР на уроке:
1. это интересно, современно и перспективно;
2. повышает качество обучения, углубляет межпредметные связи при выполнении различных заданий по предмету;
3. позволяет проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке;
4. можно выполнять индивидуальные и групповые проектные работы;
5. это новое представление информации (интерактивные карты);
6. ЭОР можно применять на всех этапах урока, даже при выполнении учащимися домашнего задания;
7. новую информацию ученик получает, в основном, в процессе самостоятельной деятельности и заключается это в освоении содержания урока;
8. у детей появляется опыт самостоятельной работы с информационными ресурсами: интернетом, словарями, энциклопедиями электронными библиотеками и т. д.;
9. с использование ЭОР также можно проводить уроки, лабораторные работы (химия, биология), уроки по решению задач (химия), уроки-практикумы (география, биология, химия), уроки-дискуссии на основе проблемных ситуаций, уроки-семинары и т.д.;
10. появляется реальная возможность организации полноценного семинара, где помимо подготовки учащегося по информационным источникам еще и устный доклад с иллюстрациями и презентациями;
11. для ученика — это возможность заглянуть в любую точку земного шара, поработать с картой и тут же проверить свои знания;
12. для учителя — это увеличение эффективности работы, сокращение времени на подготовку и объяснение материала.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При выборе образовательного ресурса, прежде всего, необходимо обратить внимание на такие его характеристики, как:
- информативность (соответствие содержанию программы, учебно-тематическому планированию, содержанию используемого учениками учебника; наличие на диске дополнительного материала в объеме, необходимом и достаточном для решения поставленных учителем учебных целей и задач и т.д.);
- интерактивность (возможность организации обратной связи, разнообразных контактов: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель – группа учеников, группа учеников – группа учеников, ученик – группа учеников);
- удобство использования (удобный и понятный учителю и ученику интерфейс, меню, ссылки, переходы по разделам, навигатор);
- оформление (общая эстетика, удобство и зрительная легкость восприятия).
В этом случае предлагаемые электронные ресурсы, учебные пособия, обучающие программы смогут существенно поднять планку качества географического образования, усилив его практическую значимость и учебную привлекательность, как для ученика, так и для учителя на уроках и во внеурочное время.
Таким образом, учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний, а для обучающихся ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, могут выполнять роль тренажеров, а также создаваться ими.
Аннотированный каталог ЭОР интернет-ресурсов
Каталог ЭОР | ||
№ | Адрес сайта | Аннотированный список |
1. | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | Содержит каталог ЭОР По основному общему образованию, среднему (полному), начальному профессиональному образованию, среднему и дополнительному образованию. |
2. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. | Каталог информационных учебных материалов, электронных изданий и др. для ученика и учителя. |
3. | Методика преподавания географии. http://antonioracter.narod.ru/nayka/geograf/metodika/ | Введение, основные принципы, формы и методы преподавания географии, дополнительное (тестовый контроль) |
4. | Географический образовательный портал. | Географический образовательный портал Сайт будет интересен любителям географии, поможет ученикам и преподавателям на уроках географии в школе, колледже или ВУЗе. Содержит материалы открытых уроков, презентации, интерактивные тесты, увлекательные статьи с видео- и фото- иллюстрациями, справочные материалы по географии, которые помогут улучшить качество образования. |
5 | Презентации по географии http://www.mirgeografii.ru/ | Поурочное планирование, уроки географии, презентации по географии с 5-10класс. |
6. | Я иду на урок географии. http://geo.1september.ru/urok/ | Все материалы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале "География". Вы можете подписаться на бумажную или электронную версии журнала. |
7. | Учительский портал. | Конспекты уроков, сценарии, презентации, разработки по внеурочной деятельности. |
8. | Единое окно доступа к образовательным ресурсам. | Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. |
9. | Географический атлас. | Страны мира, физическая карта, справочные данные, часовые пояса, географический атлас. |
Аннотированный каталог ЭОР на основе ресурсов порталов ФЦИОР и Единая коллекция ЦОР по теме: Гидросфера Земли (6 класс)
Интернет-ресурс | № | ЭОР | Аннотация | Использование |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | 1 | Гидросфера. Контрольные задания. http://fcior.edu.ru/card/22539/gidrosfera-kontrolnye-zadaniya.html
| Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы». | |
2 | Контроль. Гидросфера (упрощенный вариант) http://fcior.edu.ru/card/14067/kontrol-gidrosfera-uproshennyy-variant.html | Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний. | ||
3 | Круговорот воды в природе. http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html | Электронный учебный модуль «Круговорот воды в природе». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного. | Рассматриваемый модуль рассчитан для детей, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Целью данного модуля является: ознакомление с общей схемой круговорота воды в природе, рассмотрение этапов круговорота воды. Особое внимание уделено изучению общей схемы круговорота воды в природе, поверхностного и подземного стока, явлению испарения и осадков. | |
4 | Ледники. Многолетняя мерзлота. Болота. http://fcior.edu.ru/card/22603/ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-bolota.html | Электронный учебный модуль «Ледники. Многолетняя мерзлота. Болота». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного. | Рассматриваемый модуль рассчитан для детей, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Рассматриваемый модуль помогает расширить познания о составных частях гидросферы. Особое внимание уделено описанию ледников, многолетней мерзлоты, болот. | |
5 | Озёра. Контрольные задания. http://fcior.edu.ru/card/22266/ozera-kontrolnye-zadaniya.html | Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: озеро Байкал, озера мира и их соленость. | ||
6 | Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями http://fcior.edu.ru/card/5849/praktikum-vzaimodeystvie-mirovogo-okeana-s-atmosferoy-i-sushey-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html | Модуль предназначен для закрепления материала по теме "Природа Земли и человек. Гидросфера". | Содержит специальные настройки, облегчающие работу учащимся с пониженной остротой зрения, нарушенным восприятием цветов, сниженным слухом. | |
7 | Течения в океане. Практические задания http://fcior.edu.ru/card/22775/techeniya-v-okeane-prakticheskie-zadaniya.html | Электронный учебный модуль «Течения в океане. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. | Данный модуль также может быть использован для углубленного изучения предмета географии. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Самое мощное холодное течение», «Течения на больших глубинах», «Течения в Атлантическом океане», «Влияние океанических течений на хозяйственную деятельность человека». | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | 1 | Мировой океан как часть гидросферы | Показаны следующие примеры явлений и процессов: - перенос влаги, испарившейся с поверхности Океана; особенности водообмена между частями Мирового океана; - поступление вод речного стока и его влияние на режим морских акваторий; - образование льда в морских акваториях. | Иллюстрируют процессы в самом океане и демонстрируют его связь с другими частями гидросферы. Используются в качестве изучения нового материала. |
2 | Анимация Марианская впадина http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9c670e79-6925-406e-90bf-c6d0ef2b400a/108767/?interface=teacher&class=48&subject=28 | Наглядно демонстрирует неровности земной поверхности. Здесь показана самая загадочная и недоступная точка нашей планеты - Марианская впадина | Фильм о Марианской впадине используется при изучении темы «рельефа дна Мирового океана» | |
3 | Океан | (Мировой океан), водная оболочка, покрывающая бульшую часть земной поверхности (четыре пятых в Южном полушарии и более трех пятых - в Северном). | Текстовый документ, содержащий определенную информацию о Мировом океане, которую можно использовать в изучении нового материала. Материал может быть использован для докладов учащихся. | |
4 | Ледники | Скопления льда, которые медленно движутся по земной поверхности. В некоторых случаях движение льда прекращается, и образуется мертвый лед. Многие ледники продвигаются на некоторое расстояние в океаны или крупные озера, а затем образуют фронт, где происходит откол айсбергов. Выделяют четыре основных типа ледников: материковые ледниковые покровы, ледниковые шапки, долинные ледники (альпийские) и предгорные ледники (ледники подножий). | Текстовый документ, содержащий определенную информацию о ледниках, которую можно использовать в изучении нового материала. Материал может быть использован для докладов учащихся. | |
5 | Океанические течения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/661ab94f-fa4d-e0cf-ccfe-aefe7ff2a304/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28 | Электронный учебный модуль «Гидросфера. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы». | Контроль знаний и умений учащихся | |
6 | В ряду всех стихийных бедствий наводнения занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. | На представленных снимках наводнения вызваны ливнями и, как следствие, подъемом воды в реке и затоплением прилегающих низменных территорий: низовье Голубого Нила (Судан); восточная территория Бангладеш; река Эльба (Германия). Презентации. | ||
7 | Органические ресурсы мирового океана | В ресурсе приведены изображения, на которых видны потенциальные районы рыбного промысла и марикультуры. Даны результаты обработки спутниковой информации по концентрации органических веществ в акватории Мирового, от которой зависит количество рыбы в данном районе. Показаны также отдельные участки, перспективные для лова рыбы. Развитие марикультуры представлено преобразованием мангровых болот в креветочные хозяйства на побережье Гондураса. | Изображения используются в качестве иллюстраций к изучению нового материала. | |
8 | Приливно-отливные движения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e961fbf3-829d-4cf8-9f08-c9a38b49ce57/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28 | Представлены изображения приливно-отливных движений в различных районах Мирового океана. Показан залив Фанди во время прилива и отлива, течения и внутренние волны, порождаемые приливными движениями в различных акваториях, а также результаты обработки данных в различных акваториях, а также результаты обработки данных о приливах у побережья Антарктиды. | Презентация может быть использована при изучении нового материала. | |
9 | Соленость вод Мирового океана. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d36685c-d356-453b-8f37-1c5d3c9a22d6/040b.pps | В ресурсе даны карты изменения солености вод Мирового с глубиной. Объясняются причины ее изменения. Представлены изображения явлений, влияющих на изменения солености поверхности акваторий в разных регионах Мирового океана: опресняющее влияние речного стока и таяния льдов и увеличение концентрации соли в результате образования льда в полярных широтах. | Презентация может быть использована при изучении или закреплении материала. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
Тема: «Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды».
Базовый учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008.
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.
Задачи:
- обучающие:
- сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
- доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
- расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.
- развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
- создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
- формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР, и дает определение понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды».
- Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы.
- Учащиеся оценивают значение гидросферы в жизни человека и природы.
Метапредметные:
- Умеют определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.
- Умеют находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).
- Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
- Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.
- Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.
Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный | Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке. | Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок. | 1 мин | |
2 | Целеполагание и мотивация | Чтение высказываний о воде и её роли, отгадывают загадку о воде, цель - повышение познавательного интереса, подготовка к восприятию материала. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют цели урока. | 4 мин | |
3 | Изучение нового материала |
| 30 мин | ||
1. Понятие «гидросфера» | Дает задание: вспомнить или в тексте учебника найти понятие «гидросфера», выяснить соотношение воды и суши на планете, ответив на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»? | Работа с текстом учебника и физической картой полушарий, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «гидросфера» в тетрадь. | |||
2. Три состояния воды | ЭОР № 1, слайд 1. | Дает задание учащимся: используя текст слайда 1, назвать агрегатные состояния воды. | Работают с ЭОР (слайд 1), отвечают на вопрос. | ||
3. Состав гидросферы | ЭОР № 1, слайд 2. | Используя слайд 2, начертите схему «Состав гидросферы» в тетради, сравните её с текстом учебника, сделайте выводы. Задает проблемный вопрос: Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте, а какие нельзя увидеть? | Работают с ЭОР (слайд 2), заполняют схему в тетради, отвечают на вопросы. | ||
4. Мировой круговорот воды в природе | ЭОР №2 | Читает стихотворение Ю. Дитриха, спрашивает, о каком процессе идет речь. Повторение Мирового круговорота воды в природе, используя анимированную схему. | Смотрят ЭОР №2, делают выводы о большом и малом круговороте воды в природе. | ||
ЭОР №3 | Дает задание изучить текст, выяснить, какие компоненты связывает Мировой круговорот воды, сформулировать определение «Мировой круговорот воды». | Работают с ЭОР №3, зарисовывают схему, сравнивают определение Мирового круговорота воды с текстом учебника, записывают определение в тетрадь. | |||
5. Загрязнение гидросферы | ЭОР №4, слайд 2. | Обсуждает с учащимися экологические проблемы гидросферы Дает задание: используя слайд №2, выписать в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы. | Работают с ЭОР №4 (слайд 2), читают и выписывают в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы. | ||
6. Значение гидросферы. | ЭОР № 1, слайд 3. | Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: Почему «Мать водица» - всему царица? Учитель подводит учащихся к выводу, о том что, вода необходима для жизнедеятельности планеты. | Изучают схему в ЭОР (слайд 3), рассказывают о роли воды в природе и в жизни человека. | ||
4 | Проверка уровня усвоения материала | ЭОР №5 | Задание учащимся: расставить слова на соответствующие места на схеме. Проводит анализ выполнения задания. | Выполняют практическое задание ЭОР №5. | 5 мин |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок. | Предлагает определить уровень своих достижений, ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке. | Учащиеся высказывают свое мнение. | 2 мин | |
6 | Домашнее задание | Предлагает выполнить практическую работу: «Путешествие капельки по большому круговороту воды» в виде эссе, мини-сочинения, рисунка, используя схему учебника. Ответить на проблемный вопрос: «Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно встретить в нашей местности?» | Записывают д/з (§23, ответить на вопросы №1-6), получают образцы для выполнения практической работы. | 3 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Гидросфера - водная оболочка Земли. Гидросфера. И1 | информационный | текст, схемы | http://fcior.edu.ru/card/7654/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-gidrosfera-i1.html |
2. | Круговорот воды в природе. | информационный | анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f4-1000-4ddd-0791-470047fe0afc/view/ |
3. | Круговорот воды в природе | информационный | текст, схема, иллюстрации | http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html |
4. | Гидросфера - водная оболочка Земли. Человек и гидросфера. И1 | информационный | текст, иллюстрации | http://fcior.edu.ru/card/1625/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-chelovek-i-gidrosfera-i1.html |
5. | Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями) | практический | схема, текст |
Заключение
Таким образом, средства ЭОР позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию).
Умелое применение разнообразных возможностей ЭОР в обучении, ведет к овладению учителем новыми способами передачи знаний, что соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка. Это позволяет школьникам с интересом учиться, находить источники информации, а также воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, тем самым, переводя ее на более высокие формы сотрудничества.
Уроки и внеклассные мероприятия благодаря ресурсам Интернета в сочетании с комплексом мультимедийных возможностей компьютера, интерактивной доски и большому разнообразию образовательных электронных учебных изданий по географии, стали более интересными, увлекательными и эффективными.
Использование электронных образовательных ресурсов в обучении – это современное направление в методической науке и практике. Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество обучения географии.
Безусловно, активное использования ЭОР, приводит к изменению технологии обучения и отношений между участниками образовательного процесса. Все это способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Список литературы
- Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы. М.: Глобус, 2010.
- Заяц Д.В. Интерент- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008г.
- Кузнецова Т.С., Криницына Е.А., Ромахина Е.Г. Использование информационных ресурсов на уроках географии и экономики. СПб, 2008.
- Образовательные программы. География.
- Яковлев А.И. Информационно - коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: //http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы
Актуальность исследования.В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и...
Методические приёмы и примеры использования ЭОР в обучении географии.
Итоговая работа по курсам ПК....
Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....
Использование ИКТ в обучении географии
Первоочередной задачей школы является обеспечение высокого качества образования. Достичь этой цели без формирования устойчивого интереса к предмету невозможно. Каким ...
Пример использования технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Изучение иностранного языка предполагает работу с информацией на языке, которая, в свою очередь, требует формирование определенных интеллектуальных умений: умение анализировать информацию, отбирать не...
Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....
Примеры использования технологии проблемного обучения на уроках математики
Современные школьники должны не только уметь применять приобретённые знания на практике, но и быть способными заглянуть вперёд, проявить познавательный интерес, гибкость мышления, быть готовыми взять ...