«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы
опыты и эксперименты по географии по теме

Болкунова Анна Владимировна
  1. Актуальность исследования.

В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования.

Важной социальной задачей учителя географии  является обеспечение учащихся и учителей географии на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Деятельность учителя должна осуществлять доступ к оставления, должна быть неразрывно связанной с современными обрширокому спектру информационных источников, независимо от формы предазовательными технологиями.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности учителей географии инициировало использование электронных образовательных ресурсов. Это повлияло на вырабатывание новой программы обучения, ориентированной  на удовлетворение потребностей образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в преподавании предмета «географии», в требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям организаторов процесса  обучения.

Спектр отражаемых проблем достаточно широк, однако до сих пор не было проведено обобщающего исследования по вопросам использования ИКТ в деятельности учителя. В известных теоретических и прикладных исследованиях отечественных авторов по родственной тематике не получили комплексного освещения проблемы влияния ИКТ на содержание образовательных процессов.

В процессе внедрения ИКТ в учебный процесс существует масса противоречий и проблем. Остановимся в начале на цели проекта.

  1. Цель опыта: теоретически обосновать и проверить методику использования ИКТ на уроках географии, направленную на повышение учебной мотивации учащихся и повышения уровня информационной компетентности учителей-предметников.

Объект: учебно – воспитательный процесс на основе формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии

Предмет исследования: исследуется процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ

Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ будет успешным если учитель опирается на полученные знания учащихся

 Задачи исследования

- определение понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

         - выявление компонентной  структуры информационно-коммуникационных технологий;

- проанализировать возможности предмета «биология» по использованию ИКТ на уроках,

- подобрать диагностический инструментарий для оценивания интереса к предмету география,

- апробировать данный инструментарий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся и учителей-предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_geografii.docx120.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Свердловская средняя общеобразовательная школа»

ТЕМА: «Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии»

                                                               Автор опыта:

Пастухова Светлана Юрьевна,

                                                  учитель географии,

МБОУ «Свердловская СОШ»

п. Свердловский,  2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка:---------------------------------------------------------3
  1. Актуальность -----------------------------------------------------------------3
  2. Цель образовательного проекта:------------------------------------------4
  3. Задачи проекта----------------------------------------------------------------5
  1. Реализация опыта

2.1Теоретические основы технологий использования ИКТ на уроках географии………..…………………………………………………………5-11

2.2.Модели ИКТ теоретическое и практическое предназначение……………………………………………………………..11-13

2.3Методические аспекты использования ИКТ для  формирования учебной мотивации учащихся------------------------------------------------------------------13-16

2.4 ИКТ в сочетании с методом проектов…………………………………16-28

Заключение…………………………………………………………………28-32

Список литературы………………………………………………………33-34

Приложение 1. Этапы проведения урока географии с использованием ИКТ.

……………………………………………………………………………………

Приложение 2. Разработка урока географии по теме: «Внутренние воды» с применением ИКТ………………………………………………………………….

Приложение 3.Анкета для исследования уровня мотивации учащихся на уроках географии………………………………………………………………


Пояснительная записка

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                                                                                   В.Сухомлинский

  1. Паспорт опыта:

Констатирующий эксперимент проводится на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения – Свердловской средней общеобразовательной школы п.Свердловский. На протяжении последних трёх лет с 6 по 11 класс.

Необходимо  отметить, что уровень познавательного интереса к предмету географии разный.

Особенности использования ИКТ на уроках географии мне бы хотелось показать на основе изучения различных тем.

  1. Актуальность исследования.

В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования.

Важной социальной задачей учителя географии  является обеспечение учащихся и учителей географии на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Деятельность учителя должна осуществлять доступ к широкому спектру информационных источников, независимо от формы предоставления, должна быть неразрывно связанной с современными образовательными технологиями.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности учителей географии инициировало использование электронных образовательных ресурсов. Это повлияло на вырабатывание новой программы обучения, ориентированной  на удовлетворение потребностей образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в преподавании предмета «географии», в требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям организаторов процесса  обучения.

Спектр отражаемых проблем достаточно широк, однако до сих пор не было проведено обобщающего исследования по вопросам использования ИКТ в деятельности учителя. В известных теоретических и прикладных исследованиях отечественных авторов по родственной тематике не получили комплексного освещения проблемы влияния ИКТ на содержание образовательных процессов.

В процессе внедрения ИКТ в учебный процесс существует масса противоречий и проблем. Остановимся в начале на цели проекта.

  1. Цель опыта: теоретически обосновать и проверить методику использования ИКТ на уроках географии, направленную на повышение учебной мотивации учащихся и повышения уровня информационной компетентности учителей-предметников.

Объект: учебно – воспитательный процесс на основе формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии

Предмет исследования: исследуется процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ

Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ будет успешным если учитель опирается на полученные знания учащихся

 Задачи исследования

- определение понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

         - выявление компонентной  структуры информационно-коммуникационных технологий;

- проанализировать возможности предмета «биология» по использованию ИКТ на уроках,

- подобрать диагностический инструментарий для оценивания интереса к предмету география,

- апробировать данный инструментарий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся и учителей-предметников.

2.Реализация опыта

2.1Теоретические основы технологий использования ИКТ на уроках географии.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее икт) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

– получение информации

– практическое применение информации

– проверка полученных знаний и умений.

Используя только традиционные методы обучения в школе не возможно обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

- модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

- эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

ИКТ в широком значении информационно-коммуникационные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

В производственном аспекте ИКТ –  это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

Использование компьютера в обучении позволяет значительно расширить экспериментальную базу обучения, поскольку предполагает возможность демонстрации натуральных объектов, несложных экспериментов, недоступных в обычных условиях слабой материально-технической оснащенности кабинетов географии. В нашей школе нет помещения, предназначенного для географической лаборатории. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей. С помощью специальных компьютерных программ можно, например, смоделировать процессы землятресения, строение Земли и её функционирования, увидеть анимационные ролики, показывающие особенности жизнедеятельности видов и их сообществ  в природе. Применение компьютера позволяет значительно экономить учебное время, за счет рационально организации работы учителя и школьника. Для учителя становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам. Учащиеся смогут быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать на экране нужные условия и состояния природной среды), что позволит объяснить на уроке больше материала.

Использование компьютеров на уроках повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам географии. Компьютерные и электронные средства обучения на уроках позволяют учителю более продуктивно организовать и провести урок на основе аудиовизуальной наглядности и форм самостоятельной работы учащихся. Воспитательная функция использования электронных носителей информации на уроках связана с формированием у школьников важных, личностных качеств (аккуратность, ответственность, самостоятельность, коммуникативность).

При компьютерном обучении каждый ученик получает возможность развития навыков исследовательской деятельности, в том числе моделирования географических процессов разного уровня и направленности, разной степени сложности. Это способствует развитию навыков творческого подхода к решению разнообразных проблем, рассчитанных на применение многообразных знаний и умений.

Несмотря на очевидные преимущества информационно-коммуникационных технологий, их применение затруднено по материально-техническим основаниям. По результатам анкетирования, на недостаточное количество компьютерной техники указывают большинство общеобразовательных школ.

Школы используют компьютеры для автоматизации образовательных процессов, работы с текстами, электронной почтой и поиска в ресурсах Интернета, применяют проектные, мультимедийные технологии. Электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в школе, они используются для предоставления:

  • электронных версий учебных изданий;
  • полнотекстовых баз лекционных материалов, практических заданий, вариантов контрольных, тестов и т. д.;
  • электронных версий периодических изданий;
  • информационно-справочных и библиографических баз данных (учебных, профильных);
  • списков полезных ссылок на ресурсы Интернета.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении учебно-воспитательной работы сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:

  • новые формы и направления деятельности, адекватные современным ценностным ориентациям учащихся в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
  • система средств информирования учащихся и учителей-предметников о внеучебных мероприятиях;
  • информационное обеспечение повышения профессионализма учителей географии в целях совершенствования и координации их работы.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на  «Кадровые ресурсы» проявляется в потребности обучения сотрудников работе с компьютерными технологиями, изучения электронных ресурсов, привлечения IT-специалистов: инженеров-программистов, техников, системных администраторов, администраторов баз данных, менеджеров информационных систем и ряда других. Изменения в организационной структуре выражаются в открытии залов доступа к электронным ресурсам, создании отделов компьютеризации. Анализ влияния ИКТ на технологическую модель библиотеки позволил выявить изменения в каждой подсистеме, проанализировать технологическую преемственность в развитии традиционной, автоматизированной, информационно-коммуникационной технологий.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии влияют в целом на все процессы, при этом не изменяется их функциональное содержание. Применение ИКТ (Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг:  электронные каталоги, Web-сайты, электронная доставка документов,  дистанционные образовательные услуги, а также разгружает учителя и способствует повышению уровня мотивации у учащихся при подготовке к урокам по географии.

Проблемой эффективности использования ИКТ на уроках я занимаюсь на протяжении 5 лет, и пришла к выводу, что больший результат даёт применение ИКТ сразу в нескольких направлениях:

  1. Непосредственное применение в учебном процессе.
  2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий
  3. Применение для обеспечения познавательного досуга                  ( использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.)

Наиболее оптимальная реализация функций урока возможна при применении презентации, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций.

С помощью презентаций можно:

  • сопровождать новый материал (например, лекция),
  • повторять пройденный материал (например, лекция или игра),
  • контролировать знания учеников (например, игра, тест, сопровождение доклада ученика), проводить консультацию (например, наглядное сопровождение материала или элемент электронного учебника),
  • организовывать самостоятельное изучение (например, повторение, контроль) материала с помощью урока-презентации как элемента электронного учебника,
  • представлять данные (например, на педсовете или методсовете),
  • защищать какой-либо проект (например, проект ученика) и т.д.

В целом, компьютер не может полностью заменить учителя, но помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, новое восприятие учебного материала

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть образование?

2.2 Модели ИКТ их теоретическое и практическое предназначение.

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий, основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. Выделяют следующие модели икт:

· выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

· компьютерное тестирование;

· использование электронных сборников-тренажёров;

· работа с электронными энциклопедиями;

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

· большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Компьютерное тестирование: учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование икт на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. Задачами использования икт на уроках является:

- создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

- осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

- сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

- повышение качества обучения.

2.3 Методические аспекты использования ИКТ для формирования учебной мотивации  учащихся.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1.  Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В изучении школьного курса географии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютер наглядное представление объектов и явлений микромира, система тестового контроля, подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, географического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке географии – его использование при рассмотрении глобальных проблем человечества, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.  Использование готовых электронных продуктов         позволяет интенсифицировать  деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны географических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Среди программных средств чаще всего используются Power Point, Excel, Access, Мovie Maker, Paint, Adobe Photoshop, Smart Notebook, Smart SynchronEyes, «Интерактивные задачи для интерактивной доски», программные продукты по предметам.

Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?

1.       Реализуются новые цели образования: организация самостоятельной продуктивной деятельности; формирование информационной грамотности и компетентности; индивидуализация процесса; ценностно-смысловое определение учащихся.

2.       Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет  расширения возможностей доступа к образовательной информации; совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания; формирования умения самостоятельно приобретать знания; визуализации представленной информации; ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся; развития творческого потенциала учащихся;  незамедлительной обратной связи;  одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

3.       Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя: позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов. Позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: делает занятия интересными и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

2.4 ИКТ в сочетании с методом проектов

ППроект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов:

  1. Подготовка;

2.  Планирование;

3.  Исследование (в том числе и теоретическое);

4. Результаты и (или) выводы;

5. Представление или отчет;

6. Оценка результатов.

При работе над проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения  школьников в  работе над проектом. Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность. Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.

Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Возникает вопрос: «А где же место ИКТ?». На 4-6 стадиях работы над проектом. Проектное обучение ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Мной был организован ряд проектов совместно с учителем химии: «Домашний вулкан», «Оценка состояния окружающего леса и меры по его улучшению», «Озеленение нашей школы», «Зеленая фабрика».

Предлагая учащимся выбрать ту или иную тему будущей проектной работы, мы старались не ограничиваться рамками учебного материала. У всех школьников, участвовавших в проектной деятельности, значительно возрос интерес к химии, географии и биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительное увеличение числа школьников, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности.
Для дополнительной внеклассной работы проектная деятельность хорошо подходит для обобщения, закрепления и повторения учебного материала. По моим наблюдениям ученик, принявший участие в такого рода исследовательской деятельности, выглядит гораздо более зрелым в своем общественном сознании и способен адекватно реагировать на любую социальную, политическую и экономическую ситуацию. Я считаю, что метод проектов можно рассматривать как одну из рациональных и жизнеспособных форм исследовательской деятельности учащихся в стенах школы. Проектная деятельность-это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Используя проектное обучение в образовательном процессе, создаю условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- развивают у себя исследовательские умения (наблюдения, сбора информации, проведения эксперимента, анализа).

Этапы реализации проекта

№ п/п

Название этапа

Предполагаемый результат

Дата начала

Дата окончания

1

Анализ приемов, методов, форм, определяющих эффективность использования ИКТ на уроках географии

Теоретическое обоснование проекта

Март 2014

Октябрь 2015

2

Разработка этапов урока с использованием ИКТ (приложение 2)

Комплекс приемов обучения

Октябрь 2014

Октябрь 2015

3

Определение критериев эффективности разработанного комплекса приемов

Критерии эффективности комплекса приемов обучения географии

Октябрь 2014

Октябрь 2015

4

Подбор диагностического инструментария для оценивания уровня мотивации учащихся

Диагностический инструментарий для оценивания уровня мотивации учащихся

Октябрь 2014

Октябрь 2015

5.

Апробация комплекса приемов обучения географии с использованием ИКТ

Результаты апробации комплекса приемов

Октябрь 2014

Октябрь 2015

6.

Корректировка комплекса приемов обучения географии

Скорректированный комплекс приемов обучения географии с использованием ИКТ

Май 2014

Сентябрь 2015

Ресурсное обеспечение:

п/п

Ресурсы

Необходимое количество

Цена

1.

Электронные пособия по географии

13

Школьная библиотека

2.

DVD-диски

5

Школьный кабинет географии

3.

Таблицы

10

Школьный кабинет географии

4.

Компьютеры

12

Школьный кабинет информатики

5.

Бумага

1 пачка

140 рублей

6.

Телевизор

1

школьный

7.

Проектор

1

школьный

Предполагаемый результат проекта: повышение учебной мотивации учащихся на уроках географии.

Продуктом проекта будут являться:

– разработка урока с использованием ИКТ,

- разработка этапов урока по использованию ИКТ на уроках географии;

- диагностика уровня информационной компетентности учащихся и учителей географии.

Согласно разработанным целям, задачам, этапам проекта, этапам проведения урока с использованием ИКТ, проведенному анкетированию по выяснению уровня мотивации учащихся к урокам географии, оценки уровня информационной компетентности учащихся и учителей, теоретической обоснованности проблемы проекта  можно сделать следующие выводы:

-  данный проект

Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать ИКТ  в школе. Использование икт на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний.  Материалы икт можно найти на тематических сайтах по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

Дистанционное обучение: в настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. На многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

Сегодня использование икт очень актуально. Икт – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование икт становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Работая над проблемой внедрения икт в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера:

1. Главное не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.

2. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием ИКТ.

3. Цели урока: обучающие:

• помочь учащимся углубить знания о строении и функционировании основных компонентов земли, обеспечить понимание мембранного характера организации клетки.

развивающие:

• создать условия для закрепления умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

воспитывающие:

• продолжить формирование мировоззренческой картины мира, позитивного отношения к предмету.

4.Задачи урока:

• способствовать познавательной активности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний, организовать деятельность учащихся по коррекции знаний.

• создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися  комплекса уже полученных ими знаний.

• направить деятельность учащихся на совместное с учителем планирование урока при изучении новой темы.

• помочь отработке навыков работы с тестовыми, графическими материалами.
5. Краткое описание хода урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с применением ИКТ.

6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут другие ученики в ходе урока: знания: ядро и цитоплазма – основные составные части клетки; органоиды клетки; включения и их функции. Умения: объяснять рисунки и схемы, иллюстрировать ответы простейшими схемами и рисунками клеточных структур; характеризовать роль органоидов в метаболизме; узнавать на таблицах, рисунках основные части и органоиды клетки; конспектировать устные сообщения; работать с закрытым тестом, работать с проблемными вопросами, анализировать и делать выводы; рефлексировать и корректировать свою учебную деятельность.

  1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
  2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
  4. Обработка результатов эксперимента.
  5. Разработка методических программных средств
    выпущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями.
  6. Разработка педагогических программных средств различного назначения.
  7. Разработка web-сайтов учебного назначения.
  8. Использование internet-ресурсов.
  9. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.

Применение учащимися интернета дает следующие преимущества:

1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке,

2. Повышается актуальность, получаемой информации;

3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.

Процесс обучения географии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности географии и биологии. Географическая  наука включает в себя не только систему знаний, в современных условиях она должна стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания. Географическое  образование базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством.

Повышению уровня географического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент.
Молодежь уже не оторвать от компьютера: эту тягу надо не пресекать, а использовать. Нужно учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте физических моделей, математических преобразований,  поощрять любые попытки самостоятельных аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов. Оборудование технических кабинетов износилось, лабораторное оборудование и многие средства наглядности – плакаты, диафильмы и др. пришли в негодное состояние, учебное кино и учебное телевидение вообще стали анахронизмом.

Компьютер же может решить все названные проблемы и не только эти. Его применение на любых этапах учебного процесса, таких как объяснение нового материала, самостоятельная работа обучающихся и контроль знаний, может значительно повысить качество конечного результата.

Рассмотрим преимущества использования компьютера в учебном процессе. С помощью компьютера можно создать электронный учебник, который позволит:

1.Увидеть развитие и многообразие всех моделей на фотографии, а также их подробные технические характеристики в виде таблиц;

2. Иллюстративно представить динамические процессы и явления, скрытые в условиях обычного образовательного процесса;

3.Проверить уровень своих знаний учащиеся могут самостоятельно, используя тесты контроля;

4.Оперативно находить устаревший материал или неточности и вносить соответствующие изменения; электронный учебник можно разработать как преподавателю, так и ученику.

С помощью компьютера значительно облегчается работа преподавателя и при создании УМК, методических пособий и дидактического материала. Использование ИКТ на уроках географии позволяет мне сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование биологических, природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. На уроках географии и биологии  мы применяем программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке.

Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным нам кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала.

Использую в своей работе диск «География (6-11 класс) Виртуальная лаборатория», позволяющий проводить различные эксперименты химического, химико-физического и химико-биологического направления. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление. На уроках географии в школе применяем учебные мультимедиа-издания:

• география для всех – XXI самоучитель;

• Мультимедийное учебное пособие «География 6- 11», Просвещение     – Медиа, 2004;

• Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум:

• География «Репетитор 6-11 классы».

Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении географии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения географии, разделила на программы:

- справочные пособия по конкретным темам;

- решения географических задач;

- организация и проведение практических работ;

Заключение

Сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями применения информационных ресурсов при обучении и воспитании. Поэтому одной из глобальных тенденций внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовании должна стать подготовка педагога, владеющего профессиональными компетенциями, эффективными методиками обучения, развития и воспитания, способного использовать современные образовательные технологии, осознающего роль общей культуры человека, информационной и этнопедагогической, в частности. Информационная направленность учебного процесса в школе в этой связи приобретает качественно иной характер обучения и воспитания учащихся, а именно: она более всего акцентирована на связь предмета информатики со всеми школьными предметами, на социальное, общекультурное и развивающее значение информационного образования.
Система образования сегодня «настроена» на подготовку профессиональной конкурентно способной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности. Информационные и коммуникационные технологии, естественно входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению этой задачи. Но только при одном и очень важном условии: организует учебную деятельность учащегося и управляет ею педагог, владеющий ИКТ – компетенциями. Его основная роль для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию
 необходимых условий для достижения поставленной цели.

Используя компьютерные технологии на уроке, учитель тем самым повышает мотивацию обучения учащихся, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Благодаря ИКТ, формируются основные понятия, необходимые для понимания микромира (строение оболочек земли,), объясняем сложные для понимания процессы (депопуляция). Имеющиеся мультимедийные пособия позволяют понимать суть, сущность географических явлений и процессов, с учетом здоровье сберегающего подхода. Использование ИКТ, таким образом, позволяет нам формировать интеллектуальные, коммуникационные и исследовательские способности учащихся. Метод проектов, называемый технологией четвертого поколения, реализует личностно деятельностный подход в обучении.

Согласно полученным данным и их анализу, можно сделать следующий вывод:

Учащиеся и учителя интересуются инновационными процессами и технической модернизацией в процессе использования информационно-коммуникационными технологиями, как в процессе учебы, так и в процессе  подготовки к предметам.

Учителя характеризуются средней технической оснащенностью по использованию ИКТ. На информационную осведомленность учителя влияет их зрелый возраст, нежелание овладевать ИКТ, малое количество учителей молодого возраста.

Учащиеся отметили, что их интерес повышается к изучению предмета географии, если учитель применяет ИКТ на уроках, если он уверенный пользователь, если он применяет разнообразные формы ИКТ для преподавания своего предмета. Отмечают, что их интерес повышается, если учитель применяет ИКТ при объяснении материала.

Методику преподавания учителя они бы не хотели менять, их все устраивает, ими были предложены два пункта по видоизменению: возраст учителя и расширение возможностей учителя по использованию интернет ресурсов на уроках.

Но в связи с высоки темпами развития информационных ресурсов, использование ИКТ на уроках географии должно активно использоваться  применятся учителями общеобразовательных школ.

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков географии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и способствует повышению познавательного интереса к предмету;      содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли;   формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

ИКТ дают: экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Уроки с применением ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.

Внедрение ИКТ в  школу стимулировало применение нормативно-методического обеспечения производственных процессов. Проведенный анализ нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникационных технологий образовательного процесса, выявил дефицит регламентов различных уровней (не закончено формирование правовой базы, не определены нормативы при работе с ИКТ, низкая информационная культура учителя). Это сказывается на технологических решениях по развитию ИКТ в урочной системе. Наибольшее количество (20 %), от всей нормативно-методической базы, приходится на технологическую документацию, которая разрабатывается в каждой школе. Разработка системы нормативно-методической документации, связанной с внедрением информационно-коммуникационных технологий, имеет непродолжительную историю, поэтому решает в основном частные вопросы отдельных структурных подразделений. Ключевое значение имеет выработка четких критериев.

Совершенствование системы организационного управления и контроля качества преподавания учителем биологии ориентировано на внедрение ИКТ в рамках инновационных проектов. Привлечение методов стратегического планирования определяет приоритетные направления внедрения ИКТ;

- внедрение стандартов системы информатизации нацелено на повышение эффективности и контроль результативности, применяемых информационно-коммуникационных технологий;

- становление системы управления знаниями направлено на повышение продуктивности взаимосвязей учителя и ученика.

Воспитание информационной культуры пользователей, в условиях применения ИКТ требует обучения пользователей работе с электронными ресурсами, этому могут способствовать использование новых форм дистанционного обучения организованных на Web- сайтах в материалах рубрик: как стать уверенным пользователем, правила пользования, практические советы. В то же время использование ИКТ во многом зависит от состояния ИКТ в  школе, компетентности учащихся и учителей. Формирование информационно-коммуникационных компетенций  требует постоянного повышения квалификации, самообразования педагогического персонала, организации непрерывного обучения не только традиционными средствами, но и на базе ИКТ, в том числе услуг Интернет-сервиса.  Информационная культура пользователя становится общемировой задачей в подготовке педагога-специалиста.

Список литературы

  1. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: монография / И.Ю. Алексашина.- СПб. , 1997. – 153 с.
  2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.
  3. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 1999. – 668 с.
  4. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.
  5. Гузеев, В.В. Проблемы, особенности и процедуры освоения образовательных технологий в педагогических коллективах./ В.В. Гузеев, А.С. // Школьные технологии. - 2000, №1. - С.169-182.
  6. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
  7. Ильин, Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы/ Г.Л. Ильин //Образовательная технология. - 2008. - №3.-С.110-119.
  8. Колин, К. О концепции модернизации российского образования / К. Колин// Alma mater: Вестник высшей школы.- 2002, №12.- С.15-18.
  9. Крылов, А. Дистанционное обучающие олимпиады для школьников: мультипредметные технологии / А. Крылов  // Народное образование.-2008.-№5.- С.166-170.
  10. Маркина В.В. Руководство к практическим занятиям. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 448.
  11. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся //Школа и производство. - 2007. - №6. - С.12-20.
  12. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. – М.: МЗ - Пресс, 2004. – 120 с.
  13. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
  14. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.
  15. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
  16. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.
  17. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 448.
  18. Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся //Школа и производство. - 2007. - №6. - С.12-20.
  19. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. – М.: МЗ - Пресс, 2004. – 120 с.
  20. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Эгвес, 2004. – 67.с

  1. Рындак, В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу) / В.Г. Рындак. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. – 192 с.
  2. Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева // Управление современной школой.  Завуч.-2008.-№2.-С.4-15.
  3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: [в учебно-методическом пособии  нового поколения представлены около 500 технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на основе применения соврем. информац. средств] / Г.К. Селевко:  - М.: НИИ школьных технологий,2006. -  816с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
  4. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии/Е.В. Советова. - Ростов н/Д.: Феникс,2007.-285с.
  5. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/, свободный.
  6. Я иду на урок географии. Учебно-методическое пособие для учителей географии.- М. Просвещение, 2000. – 236с.

Приложение 1

Предмет, класс

География, 7

Тема урока
№ урока по теме

Климат Африки

Актуальность использования средств в ИКТ

Возможность представления информации в мультимедийной форме.

Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Цель урока

Углубить представления о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки

Развивать умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами.

Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы однаклассников

Вид используемых на уроке средств в ИКТ

Мультимедийное пособие: «Наш дом - Земля»,

Задания созданные в редакторе MS Word

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютеры, объединенные в локальную сеть.

Введенные обозначения

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.

Цель

Подготовить класс к повторению прошлой темы и изучению новой темы.

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная и коллективная работа по карточкам

Функции преподавателя на данном этапе

организационная

Основные виды деятельности преподавателя

Учитель проводит опрос домашнего задания, сообщает цель и задачи урока

Промежуточный контроль

Задания по прошлой теме «Воды Африки»

Этап №2

Объяснение нового материала

Цель

 Углубить представления о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Используя электронное пособие «Наш дом - Земля»

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельный поиск информации, используя ЦОР

Функции преподавателя на данном этапе

организационные

Основные виды деятельности преподавателя

Сформулировать алгоритм самостоятельной работы  

Промежуточный контроль

-

Этап №3

Закрепление материала (первичное)

Цель

Выполнить самостоятельную работу с использованием ЦОР

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Необходимо назвать климатообразующие факторы, используя таблицу (задания, подготовленные в редакторе MS Word).

Форма организации

деятельности учащихся

Работа парами

Функции преподавателя на данном этапе

контроль результатов

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль за правильностью выполнения задания

Промежуточный контроль

Выполнение самостоятельной работы

этап №4

Подведение итогов урока

Цель

Кратко повторить изученное. Продемонстрировать учащимся готовую работу.

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация работы на компьютере (используя локальную сеть)

Форма организации деятельности учащихся

Систематизация полученных знаний

Функции преподавателя на данном этапе

организационная

Основные виды деятельности преподавателя

Демонстрация правильного ответа. Обобщение знаний.

Итоговый контроль

-

Приложение №2

Урок географии

6 класс

Тема: «Внутренние воды»

Цели урока:

1. Углубление знаний учащихся о морях и океанах

2.  Развитие динамичности восприятия через разнообразную структуру

урока, предполагающую смену видов деятельности во время урока.

3. Развитие мотивации к учению посредством интереса к уроку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, сигнальные круги, тесты, принадлежности  для опыта, морская соль, консервы, зубная паста, крем, ракушки.

Ход  урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут вопросы и задания,

Тесты, пересказ.

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы урока.
Учитель:

Тему нашего урока вы узнаете, разгадав ребусы

Рисунок:  окна ,, еаны.           Рисунок:  моста ,, ря

Океаны                                        Моря

Тема нашего урока: Океаны и моря.   (слайд 1)

- Обратите внимание на написание слова «океан»

-Что вам известно об океанах и морях?

-Хотите узнать больше?

Для того, чтобы углубить ваши знания, отправимся в  плавание по морям и     океанам вот на этом красивом корабле.

(на классной доске - изображение корабля)

III. Сообщение цели урока.

Учитель:

Путешествуя,  узнаем, что такое океаны и моря, определим вкус морской воды, узнаем о богатствах морей и океанов, о морском транспорте и явлениях природы.    (слайд 2)

В пути мы будем выполнять различные задания. Для того, чтобы наше плавание было успешным, как вы должны работать?

Учащиеся: предлагают варианты ответов.

Учитель:

- За ответы вы будете получать ракушки. За правильные и полные ответы – большие ракушки, за дополнения – маленькие. Морей и океанов на нашей территории нет, поэтому мы полетим на самолёте, чтобы попасть на наш корабль.

- Итак, мы отправляемся в плавание по океанам.

IV. Изучение нового материала.

1.  Океаны

Рассказ учителя:

- Что такое океан?

Океаны – огромные пространства воды. Они так велики, что на теплоходе надо плыть несколько дней, чтобы добраться до другого берега. Океанов четыре ( показ на карте, перечисление океанов)   (слайд 3 )

Учитель:

- Сформулируйте определение: океан – это …     (слайд 4)

- Покажите океаны на карте    (слайд 5),  (учащиеся  формулируют определение и находят океаны на карте).

2.  Моря

Рассказ учителя:

- Дальше мы продолжаем наше путешествие по морям. Что такое море?

Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Одни моря холодные и покрыты льдом, другие тёплые и никогда не замерзают. Глубина морей и океанов достигает нескольких километров.

Учитель:

- Ребята,  повторите определение про себя.

- Сформулируйте определение, моря – это . . . Покажите на карте     (слайд 6, 7)

Рассказ учителя:

- Моря бывают окраинные и внутренние. Окраинные моря - это моря, которые неглубоко вдаются в сушу.

- Посмотрите на карту.    (слайд 7)  Откройте атлас «Физическая карта России» на странице 14, 15, найдите моря, покажите друг другу.

- Внутренние моря – это моря, которые далеко вдаются в сушу.

- Найдите внутренние моря на своей карте, покажите друг другу.

- На карте вы видите, что нашу страну омывают воды многих морей. С северной и восточной стороны омывают окраинные моря, с западной – внутренние.

Учитель:

- Ребята, сформулируйте определение окраинные моря…  (слайд 8).

- Сформулируйте определение, внутренние моря…     (слайд 9).

- Покажите на карте окраинные и внутренние моря   (слайд 10)

. (учащиеся формулируют определение, показывают на карте)

- Ребята, скажите, что больше, океан или море?

Учащиеся:

- Больше океан, так как море -  это часть океана.

3. Проверка знаний.

Работа с сигнальным кругом.

- Давайте проверим ваши знания о морях и океанах. Возьмите сигнальный круг. Прочтите, что написано на нём. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ с помощью сигнального круга.

4.  Проведение опыта по определению вкуса морской воды.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, какой вкус имеет морская вода?

Учащиеся:

-  Морская вода солёная.

Учитель:

- Посмотрим опытным путём,  правы ли вы?

( проводится опыт по определению вкуса морской воды)

- Сделайте вывод, морская вода…        (слайд 11)

- Какую воду мы употребляем в быту?

- Для чего продают морскую соль?    (учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет).

5. Богатства морей и океанов.

Учитель:

- Ребята, а хотите поплавать под водой, посмотреть на богатства морей и океанов? Только запоминайте всё, что вы увидите. Обратите внимание на растительный и животный мир  (видео слайды 12-16).

- Красиво? Понравилось?

- Чем богаты океаны и моря?

- Обратите внимание на написание слова «водоросли».

- Каких ещё морских животных вы знаете?

- Как человек использует богатства морей и океанов?   (слайд 17).

- Что нужно сделать людям, чтобы не иссякли богатства морей и океанов?

6. Морской транспорт.

Учитель:

-  В морях и океанах мы можем увидеть различный морской транспорт.

-  Назовите морской транспорт   (слайд 18).  Морской транспорт перевозит грузы и людей.

7. Явления природы.

Учитель:

-  Ребята, слышите, как шумят волны. Что же это такое?  (слайд 19)

Учащиеся: предлагают различные варианты ответов.

Учитель:

В морях и океанах бывают различные явления природы      (слайд 20)

(учащиеся называют явления природы)

-  Вы знаете, что такое ураган?

Ураган – очень сильный ветер, приносящий большие разрушения. Проносясь над океанами, он поднимает большие волны. Волны обрушиваются на берег. Гибнут люди, рушатся строения.

Очень опасное явление природы – цунами, посмотрите, какие разрушения он приносит     (видео слайд 21).

К счастью у нас в пути не было  ураганов и штормов, и мы подплываем к берегам нашей Родины

V. Закрепление.

Учитель:

-  А теперь расскажите о том, что вы увидели в плавании, дополнив предложения.         (слайд 22)

Океаны – это… , а моря – это . . .

Моря бывают…

Вода в морях и океанах …

Моря и океаны богаты …

По морям и океанам плавают…

В морях и океанах бывают такие явления природы, как …

При подготовке можете воспользоваться текстом учебника, стр. 43- 44

( рассказывает 1 учащийся, класс оценивает).

VI. Повторение

Учитель:

- Давайте проверим, как вы усвоили знания, полученные за время путешествия. Перед вами тест из 3 вопросов. К каждому вопросу даны 3 ответа, Нужно выбрать правильный   (слайд 23). Задание выполняют на карточках.

1. Что такое море

А) часть океана, вдающаяся в сушу

Б) огромные пространства воды

В) большие участки суши

2. Вода в океанах и морях

А) пресная

Б) горько-солёная

В) сладкая

3. В морях и океанах водятся:

А) лисы

Б) волки

В) морские животные, рыбы, водоросли

Самопроверка.

VII. Рефлексия.

Учитель:

- Ответьте на вопросы:       (слайд 24)

- На уроке я узнал (а)…

- Мне было интересно…

VII. Подведение итогов.

-  Сколько ракушек заработал каждый из вас, за что?

( выставление оценок).

- Вот и закончилось наше воображаемое плавание по морям и океанам. Благодарю вас. Надеюсь, что когда-нибудь, вы совершите настоящее морское путешествие.

VIII. Домашнее задание

На выбор:

  • Пересказ, стр.43 – 44
  • «Рабочая тетрадь», стр.48 № 2
  • «Рабочая тетрадь», стр. 49 № 5

Приложение 3

Анкета для исследования уровня мотивации учащихся на уроках географии.

  1. Как вы владеете средствами ИКТ?
  2. Как часто учитель географии  применяет средства ИКТ на уроках?
  3. Предлагается ли учителем географии выполнять домашнее задание   в виде проекта ли других творческих заданий с использованием ИКТ?
  4. Какие виды ИКТ использует  учитель географии  на ваших уроках?
  5. Используете ли Вы ресурсы Интернета при подготовке к уроку географии

  1. Использует ли учитель географии электронные ресурсные пособия на ваших уроках?
  2. Интересно ли вам на уроках географии?
  3. Нравится ли вам как преподает ваш учитель географии?
  4. Хотели ли бы вы изменить методику объяснения учителем на уроках географии?
  5. Дайте оценку вашему интересу к изучению предмета географии?

Результаты проведения пилотажного исследования:

Опрос учащихся:

По данным диаграмм можно сделать вывод, что, по мнению учителей :

22% из них считают себя уверенными пользователями,

45%  -хорошими пользователями,

63% неуверенными пользователями.

Учащиеся на этот же самый вопрос отвечали:

42% считают себя уверенными пользователями,

35%  -хорошими,

23% - неуверенными пользователями.

Как часто учитель географии применяет средства ИКТ на уроках?

Опрос учащихся:

Предлагается ли учителем географии  выполнять домашнее задание   в виде проекта ли других творческих заданий с использованием ИКТ?

Опрос учащихся:

Какие виды ИКТ использует  учитель географии  на ваших уроках?

На данный вопрос учащиеся показали высокие знания по разновидностям ИКТ, и цифровые значения распределились следующим образом:

Презентации 43%

Схемы 12%

Использование интерактивной доски на уроке: 5%

Показ фильмов: 25%

Использование системы интернет: 5%

Использование электронных таблиц5%

Использование электронных тестов: 5%

Используете ли Вы ресурсы Интернета при подготовке к уроку географии

Процентное отношение распределилось так:

Да                  43%

Иногда          12%

Нет                5%

Интересно ли вам на уроках географии?

Соотношение ответов установилось следующим образом:

Да             57%

Нет            26%

Иногда     17%

Интереснее ли вам получать знания, если учитель использует презентации в подготовке к уроку или при его проведении?

Да            43%

Нет          36%

Иногда    21%

 Нравится ли вам как преподает ваш учитель географии?

Да                            79%

Нет                           21%

 Хотели ли бы вы изменить методику объяснения учителем на уроках географии?

 Да     24%

Нет    76%

Дайте оценку вашему интересу к изучению предмета географии по пятибалльной системе?

Свой интерес учащиеся оценили следующим образом, пользуясь пятибалльной системой оценивания:

5 – 24%

4 – 21%

3 – 35%

  1. – 5%

1-5%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"

Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...