«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы
опыты и эксперименты по географии по теме
- Актуальность исследования.
В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования.
Важной социальной задачей учителя географии является обеспечение учащихся и учителей географии на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Деятельность учителя должна осуществлять доступ к оставления, должна быть неразрывно связанной с современными обрширокому спектру информационных источников, независимо от формы предазовательными технологиями.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности учителей географии инициировало использование электронных образовательных ресурсов. Это повлияло на вырабатывание новой программы обучения, ориентированной на удовлетворение потребностей образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в преподавании предмета «географии», в требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям организаторов процесса обучения.
Спектр отражаемых проблем достаточно широк, однако до сих пор не было проведено обобщающего исследования по вопросам использования ИКТ в деятельности учителя. В известных теоретических и прикладных исследованиях отечественных авторов по родственной тематике не получили комплексного освещения проблемы влияния ИКТ на содержание образовательных процессов.
В процессе внедрения ИКТ в учебный процесс существует масса противоречий и проблем. Остановимся в начале на цели проекта.
- Цель опыта: теоретически обосновать и проверить методику использования ИКТ на уроках географии, направленную на повышение учебной мотивации учащихся и повышения уровня информационной компетентности учителей-предметников.
Объект: учебно – воспитательный процесс на основе формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии
Предмет исследования: исследуется процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ будет успешным если учитель опирается на полученные знания учащихся
Задачи исследования
- определение понятия «информационно-коммуникационные технологии»;
- выявление компонентной структуры информационно-коммуникационных технологий;
- проанализировать возможности предмета «биология» по использованию ИКТ на уроках,
- подобрать диагностический инструментарий для оценивания интереса к предмету география,
- апробировать данный инструментарий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся и учителей-предметников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свердловская средняя общеобразовательная школа»
ТЕМА: «Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии»
Автор опыта:
Пастухова Светлана Юрьевна,
учитель географии,
МБОУ «Свердловская СОШ»
п. Свердловский, 2014 год.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка:---------------------------------------------------------3
- Актуальность -----------------------------------------------------------------3
- Цель образовательного проекта:------------------------------------------4
- Задачи проекта----------------------------------------------------------------5
- Реализация опыта
2.1Теоретические основы технологий использования ИКТ на уроках географии………..…………………………………………………………5-11
2.2.Модели ИКТ теоретическое и практическое предназначение……………………………………………………………..11-13
2.3Методические аспекты использования ИКТ для формирования учебной мотивации учащихся------------------------------------------------------------------13-16
2.4 ИКТ в сочетании с методом проектов…………………………………16-28
Заключение…………………………………………………………………28-32
Список литературы………………………………………………………33-34
Приложение 1. Этапы проведения урока географии с использованием ИКТ.
……………………………………………………………………………………
Приложение 2. Разработка урока географии по теме: «Внутренние воды» с применением ИКТ………………………………………………………………….
Приложение 3.Анкета для исследования уровня мотивации учащихся на уроках географии………………………………………………………………
Пояснительная записка
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Констатирующий эксперимент проводится на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения – Свердловской средней общеобразовательной школы п.Свердловский. На протяжении последних трёх лет с 6 по 11 класс. Необходимо отметить, что уровень познавательного интереса к предмету географии разный. Особенности использования ИКТ на уроках географии мне бы хотелось показать на основе изучения различных тем.
В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований в целях объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Обновление и укрепление государственности, демократизация общественной жизни, переход на рыночные механизмы экономического развития, децентрализация управления, интеграция в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство стали объективными предпосылками модернизации системы отечественного образования. Важной социальной задачей учителя географии является обеспечение учащихся и учителей географии на оперативное получение информации в процессе обучения, содействие повышению профессиональной квалификации пользователей, независимо от их места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Деятельность учителя должна осуществлять доступ к широкому спектру информационных источников, независимо от формы предоставления, должна быть неразрывно связанной с современными образовательными технологиями. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности учителей географии инициировало использование электронных образовательных ресурсов. Это повлияло на вырабатывание новой программы обучения, ориентированной на удовлетворение потребностей образовательного процесса. Внедрение ИКТ вызвало изменения в преподавании предмета «географии», в требованиях к информационно-коммуникационным компетенциям организаторов процесса обучения. Спектр отражаемых проблем достаточно широк, однако до сих пор не было проведено обобщающего исследования по вопросам использования ИКТ в деятельности учителя. В известных теоретических и прикладных исследованиях отечественных авторов по родственной тематике не получили комплексного освещения проблемы влияния ИКТ на содержание образовательных процессов. В процессе внедрения ИКТ в учебный процесс существует масса противоречий и проблем. Остановимся в начале на цели проекта.
Объект: учебно – воспитательный процесс на основе формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии Предмет исследования: исследуется процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ будет успешным если учитель опирается на полученные знания учащихся Задачи исследования - определение понятия «информационно-коммуникационные технологии»; - выявление компонентной структуры информационно-коммуникационных технологий; - проанализировать возможности предмета «биология» по использованию ИКТ на уроках, - подобрать диагностический инструментарий для оценивания интереса к предмету география, - апробировать данный инструментарий для оценивания уровня информационной компетентности учащихся и учителей-предметников. 2.Реализация опыта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1Теоретические основы технологий использования ИКТ на уроках географии. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее икт) это всего лишь эффективные вспомогательные средства. В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития. Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся: – получение информации – практическое применение информации – проверка полученных знаний и умений. Используя только традиционные методы обучения в школе не возможно обеспечить следующие возможности: - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; - совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; - широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; - свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. - модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. - эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. ИКТ в широком значении информационно-коммуникационные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей. Использование компьютера в обучении позволяет значительно расширить экспериментальную базу обучения, поскольку предполагает возможность демонстрации натуральных объектов, несложных экспериментов, недоступных в обычных условиях слабой материально-технической оснащенности кабинетов географии. В нашей школе нет помещения, предназначенного для географической лаборатории. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей. С помощью специальных компьютерных программ можно, например, смоделировать процессы землятресения, строение Земли и её функционирования, увидеть анимационные ролики, показывающие особенности жизнедеятельности видов и их сообществ в природе. Применение компьютера позволяет значительно экономить учебное время, за счет рационально организации работы учителя и школьника. Для учителя становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам. Учащиеся смогут быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать на экране нужные условия и состояния природной среды), что позволит объяснить на уроке больше материала. Использование компьютеров на уроках повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам географии. Компьютерные и электронные средства обучения на уроках позволяют учителю более продуктивно организовать и провести урок на основе аудиовизуальной наглядности и форм самостоятельной работы учащихся. Воспитательная функция использования электронных носителей информации на уроках связана с формированием у школьников важных, личностных качеств (аккуратность, ответственность, самостоятельность, коммуникативность). При компьютерном обучении каждый ученик получает возможность развития навыков исследовательской деятельности, в том числе моделирования географических процессов разного уровня и направленности, разной степени сложности. Это способствует развитию навыков творческого подхода к решению разнообразных проблем, рассчитанных на применение многообразных знаний и умений. Несмотря на очевидные преимущества информационно-коммуникационных технологий, их применение затруднено по материально-техническим основаниям. По результатам анкетирования, на недостаточное количество компьютерной техники указывают большинство общеобразовательных школ. Школы используют компьютеры для автоматизации образовательных процессов, работы с текстами, электронной почтой и поиска в ресурсах Интернета, применяют проектные, мультимедийные технологии. Электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в школе, они используются для предоставления:
Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении учебно-воспитательной работы сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:
Влияние информационно-коммуникационных технологий на «Кадровые ресурсы» проявляется в потребности обучения сотрудников работе с компьютерными технологиями, изучения электронных ресурсов, привлечения IT-специалистов: инженеров-программистов, техников, системных администраторов, администраторов баз данных, менеджеров информационных систем и ряда других. Изменения в организационной структуре выражаются в открытии залов доступа к электронным ресурсам, создании отделов компьютеризации. Анализ влияния ИКТ на технологическую модель библиотеки позволил выявить изменения в каждой подсистеме, проанализировать технологическую преемственность в развитии традиционной, автоматизированной, информационно-коммуникационной технологий. Резюмируя сказанное, следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии влияют в целом на все процессы, при этом не изменяется их функциональное содержание. Применение ИКТ (Интернет-технологии, появление электронных ресурсов) отражается на конечном результате – увеличении ассортимента продуктов и услуг: электронные каталоги, Web-сайты, электронная доставка документов, дистанционные образовательные услуги, а также разгружает учителя и способствует повышению уровня мотивации у учащихся при подготовке к урокам по географии. Проблемой эффективности использования ИКТ на уроках я занимаюсь на протяжении 5 лет, и пришла к выводу, что больший результат даёт применение ИКТ сразу в нескольких направлениях:
Наиболее оптимальная реализация функций урока возможна при применении презентации, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций. С помощью презентаций можно:
В целом, компьютер не может полностью заменить учителя, но помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, новое восприятие учебного материала Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть образование? 2.2 Модели ИКТ их теоретическое и практическое предназначение. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий, основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. Выделяют следующие модели икт: · выступление с опорой на мультимедиа презентацию; · компьютерное тестирование; · использование электронных сборников-тренажёров; · работа с электронными энциклопедиями; - выступление с опорой на мультимедиа презентацию. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации). Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт: · активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; · во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; · большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся; · учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления. Компьютерное тестирование: учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.) Использование икт на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. Задачами использования икт на уроках является: - создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке; - осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; - передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер; - сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»; - повышение качества обучения. Уроки с применением ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования. Внедрение ИКТ в школу стимулировало применение нормативно-методического обеспечения производственных процессов. Проведенный анализ нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникационных технологий образовательного процесса, выявил дефицит регламентов различных уровней (не закончено формирование правовой базы, не определены нормативы при работе с ИКТ, низкая информационная культура учителя). Это сказывается на технологических решениях по развитию ИКТ в урочной системе. Наибольшее количество (20 %), от всей нормативно-методической базы, приходится на технологическую документацию, которая разрабатывается в каждой школе. Разработка системы нормативно-методической документации, связанной с внедрением информационно-коммуникационных технологий, имеет непродолжительную историю, поэтому решает в основном частные вопросы отдельных структурных подразделений. Ключевое значение имеет выработка четких критериев. Совершенствование системы организационного управления и контроля качества преподавания учителем биологии ориентировано на внедрение ИКТ в рамках инновационных проектов. Привлечение методов стратегического планирования определяет приоритетные направления внедрения ИКТ; - внедрение стандартов системы информатизации нацелено на повышение эффективности и контроль результативности, применяемых информационно-коммуникационных технологий; - становление системы управления знаниями направлено на повышение продуктивности взаимосвязей учителя и ученика. Воспитание информационной культуры пользователей, в условиях применения ИКТ требует обучения пользователей работе с электронными ресурсами, этому могут способствовать использование новых форм дистанционного обучения организованных на Web- сайтах в материалах рубрик: как стать уверенным пользователем, правила пользования, практические советы. В то же время использование ИКТ во многом зависит от состояния ИКТ в школе, компетентности учащихся и учителей. Формирование информационно-коммуникационных компетенций требует постоянного повышения квалификации, самообразования педагогического персонала, организации непрерывного обучения не только традиционными средствами, но и на базе ИКТ, в том числе услуг Интернет-сервиса. Информационная культура пользователя становится общемировой задачей в подготовке педагога-специалиста. Список литературы
Приложение 1
Приложение №2 Урок географии 6 класс Тема: «Внутренние воды» Цели урока: 1. Углубление знаний учащихся о морях и океанах 2. Развитие динамичности восприятия через разнообразную структуру урока, предполагающую смену видов деятельности во время урока. 3. Развитие мотивации к учению посредством интереса к уроку. Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, сигнальные круги, тесты, принадлежности для опыта, морская соль, консервы, зубная паста, крем, ракушки. Ход урока: I. Организационный момент. Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Тут вопросы и задания, Тесты, пересказ. Я желаю всем удачи, За работу, в добрый час! II. Сообщение темы урока. Тему нашего урока вы узнаете, разгадав ребусы Рисунок: окна ,, еаны. Рисунок: моста ,, ря Океаны Моря Тема нашего урока: Океаны и моря. (слайд 1) - Обратите внимание на написание слова «океан» -Что вам известно об океанах и морях? -Хотите узнать больше? Для того, чтобы углубить ваши знания, отправимся в плавание по морям и океанам вот на этом красивом корабле. (на классной доске - изображение корабля) III. Сообщение цели урока. Учитель: Путешествуя, узнаем, что такое океаны и моря, определим вкус морской воды, узнаем о богатствах морей и океанов, о морском транспорте и явлениях природы. (слайд 2) В пути мы будем выполнять различные задания. Для того, чтобы наше плавание было успешным, как вы должны работать? Учащиеся: предлагают варианты ответов. Учитель: - За ответы вы будете получать ракушки. За правильные и полные ответы – большие ракушки, за дополнения – маленькие. Морей и океанов на нашей территории нет, поэтому мы полетим на самолёте, чтобы попасть на наш корабль. - Итак, мы отправляемся в плавание по океанам. IV. Изучение нового материала. 1. Океаны Рассказ учителя: - Что такое океан? Океаны – огромные пространства воды. Они так велики, что на теплоходе надо плыть несколько дней, чтобы добраться до другого берега. Океанов четыре ( показ на карте, перечисление океанов) (слайд 3 ) Учитель: - Сформулируйте определение: океан – это … (слайд 4) - Покажите океаны на карте (слайд 5), (учащиеся формулируют определение и находят океаны на карте). 2. Моря Рассказ учителя: - Дальше мы продолжаем наше путешествие по морям. Что такое море? Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Одни моря холодные и покрыты льдом, другие тёплые и никогда не замерзают. Глубина морей и океанов достигает нескольких километров. Учитель: - Ребята, повторите определение про себя. - Сформулируйте определение, моря – это . . . Покажите на карте (слайд 6, 7) Рассказ учителя: - Моря бывают окраинные и внутренние. Окраинные моря - это моря, которые неглубоко вдаются в сушу. - Посмотрите на карту. (слайд 7) Откройте атлас «Физическая карта России» на странице 14, 15, найдите моря, покажите друг другу. - Внутренние моря – это моря, которые далеко вдаются в сушу. - Найдите внутренние моря на своей карте, покажите друг другу. - На карте вы видите, что нашу страну омывают воды многих морей. С северной и восточной стороны омывают окраинные моря, с западной – внутренние. Учитель: - Ребята, сформулируйте определение окраинные моря… (слайд 8). - Сформулируйте определение, внутренние моря… (слайд 9). - Покажите на карте окраинные и внутренние моря (слайд 10) . (учащиеся формулируют определение, показывают на карте) - Ребята, скажите, что больше, океан или море? Учащиеся: - Больше океан, так как море - это часть океана. 3. Проверка знаний. Работа с сигнальным кругом. - Давайте проверим ваши знания о морях и океанах. Возьмите сигнальный круг. Прочтите, что написано на нём. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ с помощью сигнального круга. 4. Проведение опыта по определению вкуса морской воды. Учитель: - Ребята, как вы думаете, какой вкус имеет морская вода? Учащиеся: - Морская вода солёная. Учитель: - Посмотрим опытным путём, правы ли вы? ( проводится опыт по определению вкуса морской воды) - Сделайте вывод, морская вода… (слайд 11) - Какую воду мы употребляем в быту? - Для чего продают морскую соль? (учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет). 5. Богатства морей и океанов. Учитель: - Ребята, а хотите поплавать под водой, посмотреть на богатства морей и океанов? Только запоминайте всё, что вы увидите. Обратите внимание на растительный и животный мир (видео слайды 12-16). - Красиво? Понравилось? - Чем богаты океаны и моря? - Обратите внимание на написание слова «водоросли». - Каких ещё морских животных вы знаете? - Как человек использует богатства морей и океанов? (слайд 17). - Что нужно сделать людям, чтобы не иссякли богатства морей и океанов? 6. Морской транспорт. Учитель: - В морях и океанах мы можем увидеть различный морской транспорт. - Назовите морской транспорт (слайд 18). Морской транспорт перевозит грузы и людей. 7. Явления природы. Учитель: - Ребята, слышите, как шумят волны. Что же это такое? (слайд 19) Учащиеся: предлагают различные варианты ответов. Учитель: В морях и океанах бывают различные явления природы (слайд 20) (учащиеся называют явления природы) - Вы знаете, что такое ураган? Ураган – очень сильный ветер, приносящий большие разрушения. Проносясь над океанами, он поднимает большие волны. Волны обрушиваются на берег. Гибнут люди, рушатся строения. Очень опасное явление природы – цунами, посмотрите, какие разрушения он приносит (видео слайд 21). К счастью у нас в пути не было ураганов и штормов, и мы подплываем к берегам нашей Родины V. Закрепление. Учитель: - А теперь расскажите о том, что вы увидели в плавании, дополнив предложения. (слайд 22) Океаны – это… , а моря – это . . . Моря бывают… Вода в морях и океанах … Моря и океаны богаты … По морям и океанам плавают… В морях и океанах бывают такие явления природы, как … При подготовке можете воспользоваться текстом учебника, стр. 43- 44 ( рассказывает 1 учащийся, класс оценивает). VI. Повторение Учитель: - Давайте проверим, как вы усвоили знания, полученные за время путешествия. Перед вами тест из 3 вопросов. К каждому вопросу даны 3 ответа, Нужно выбрать правильный (слайд 23). Задание выполняют на карточках. 1. Что такое море А) часть океана, вдающаяся в сушу Б) огромные пространства воды В) большие участки суши 2. Вода в океанах и морях А) пресная Б) горько-солёная В) сладкая 3. В морях и океанах водятся: А) лисы Б) волки В) морские животные, рыбы, водоросли Самопроверка. VII. Рефлексия. Учитель: - Ответьте на вопросы: (слайд 24) - На уроке я узнал (а)… - Мне было интересно… VII. Подведение итогов. - Сколько ракушек заработал каждый из вас, за что? ( выставление оценок). - Вот и закончилось наше воображаемое плавание по морям и океанам. Благодарю вас. Надеюсь, что когда-нибудь, вы совершите настоящее морское путешествие. VIII. Домашнее задание На выбор:
Приложение 3 Анкета для исследования уровня мотивации учащихся на уроках географии.
Результаты проведения пилотажного исследования: Опрос учащихся: По данным диаграмм можно сделать вывод, что, по мнению учителей : 22% из них считают себя уверенными пользователями, 45% -хорошими пользователями, 63% неуверенными пользователями. Учащиеся на этот же самый вопрос отвечали: 42% считают себя уверенными пользователями, 35% -хорошими, 23% - неуверенными пользователями. Как часто учитель географии применяет средства ИКТ на уроках? Опрос учащихся: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагается ли учителем географии выполнять домашнее задание в виде проекта ли других творческих заданий с использованием ИКТ? Опрос учащихся: |
Какие виды ИКТ использует учитель географии на ваших уроках?
На данный вопрос учащиеся показали высокие знания по разновидностям ИКТ, и цифровые значения распределились следующим образом:
Презентации 43%
Схемы 12%
Использование интерактивной доски на уроке: 5%
Показ фильмов: 25%
Использование системы интернет: 5%
Использование электронных таблиц5%
Использование электронных тестов: 5%
Используете ли Вы ресурсы Интернета при подготовке к уроку географии
Процентное отношение распределилось так:
Да 43%
Иногда 12%
Нет 5%
Интересно ли вам на уроках географии?
Соотношение ответов установилось следующим образом:
Да 57%
Нет 26%
Иногда 17%
Интереснее ли вам получать знания, если учитель использует презентации в подготовке к уроку или при его проведении?
Да 43%
Нет 36%
Иногда 21%
Нравится ли вам как преподает ваш учитель географии?
Да 79%
Нет 21%
Хотели ли бы вы изменить методику объяснения учителем на уроках географии?
Да 24%
Нет 76%
Дайте оценку вашему интересу к изучению предмета географии по пятибалльной системе?
Свой интерес учащиеся оценили следующим образом, пользуясь пятибалльной системой оценивания:
5 – 24%
4 – 21%
3 – 35%
- – 5%
1-5%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"
Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...
Опыт работы по теме "Формирование познавательной мотивации учащихся через использование нетрадиционных форм и приемов"
материал будет полезен учителям русского языка и литературы...

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся
Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

Формирование познавательной активности учащихся посредством использования информационных технологий
Доклад...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка
Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...

Повышение учебной мотивации школьников посредством использования оборудования центров «Точка роста»
в данном материале рассмотрены варианты повышения учебной мотивации через задания с использованием цифрового оборудования на уроках физики, карточки – задания повышения функциональной грам...