Конспект урока по географии 9 класс "Географическое положение Краснодарского края. Границы. Рельеф".
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок для коррекционных школ. На уроке проводилась практическая раота "Обозначить на контурной карте России свою область"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_konspekt_po_geografii.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет ГЕОГРАФИЯ Дата Класс 9
Тема: «Географическое положение Краснодарского края. Границы. Рельеф.
Практическая работа. Обозначить на контурной карте России свою область»
Цели: познакомить с географическим положением Краснодарского края, с формами поверхности;
формировать представления о многообразии видов ландшафтов края, умение ориентироваться по карте, развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание; прививать любовь к малой родине, показать красоту родной природы, воспитывать бережное, ответственное отношение к богатствам природы.
Оборудование: карта РФ, карта Краснодарского края, фото гор.
Ход урока
1.Ор. м. 2.Проверка д/з. Вопросы:
1. Кто населял Кубань раньше?
2. Для чего подарила царица Екатерина землю казакам?
3. Чему обрадовались казаки, увидев Кубань?
3.Актуализация знаний.
План
Посмотрим на физическую карту Краснодарского края.
Как вы думаете, на какие две части можно условно разделить территорию нашего края ?
Как называется край, в котором мы живем?
Что вы можете сказать о поверхности нашего края?
4.Работа над новым материалом.
- Ребята, скажите, с чего начинаются любое приготовления к путешествию? (выслушать ответы, обобщить).
Любое путешествие начинается с накопления знаний о месте, в которое хочешь попасть. Люди узнают о географическом положении, климате, разнообразии растительного и животного мира, о достопримечательностях, особенностях труда и быта жителей, об их культуре и выдающихся личностях места предполагаемого путешествия.
Вот на уроках географии мы с вами отправимся в путешествие по родному Краснодарскому краю и посетим
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всю нашу родную Кубань.
В.Подкопаев
- Ребята, вы готовы к путешествию? Тогда в путь по просторам родного Краснодарского края!
- Сегодня мы будем учиться находить территорию нашего края на карте РФ, описывать его местоположение словами и изображать на бумаге, поплывём на теплоходе по Азовскому и Чёрному морям.
Практическая работа
- Какой главный город нашего края? (Краснодар) Найдите его на карте РФ,
- Да, поэтому наш край называется Краснодарским.
- Какая самая большая река протекает по территории края? (Кубань) Покажите ее на карте.
- Краснодарский край ещё ласково называют Кубанью.
- Покажите территорию края, Чёрное и Азовское море.
Эти моря омывают наш край, который расположен на юге РФ.
Кубань… Многие народы прошли через эту землю. Буйный красочный мир природы неодолимо манил людей, заставлял волноваться при встрече. Всё здесь во все времена пробуждало радость, вдохновляло на жизнь.
Она, как и многие тысячелетия назад, притягивает человека благодатностью целительной природы. И кто хоть раз попал в её бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозёма, радость восхождения на горную вершину, к самым облакам, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле.
Площадь края – 76 тыс. км2. Наибольшая протяжённость края с севера на юг – 372 км, а с запада на восток – 380 км. (сопровождается показом на карте). Расстояние от Москвы до Краснодара – 1.539 км.
Покажите границы края на карте.
- Внимательно рассмотрите эту карту. Постарайтесь найти наших соседей.
- Ребята, кто мне назовёт северного соседа? (Ростовская область). (показ северных границ).
- С кем граничит края на юго-востоке? (Карачаево-Черкесия) на юге? (Грузия)
- Таким образом, по суше край имеет границу с одним иностранным государством, четырьмя субъектами РФ.
Положение края уникально тем, что его территория имеет выход сразу к двум тёплым морям: Чёрному и Азовскому.
- С кем граничит наш край по морю, мы узнаем, отправившись в плавание на теплоходе по Чёрному и Азовскому морям. Начнём своё путешествие из города-курорта Сочи.
Черноморское побережье Кавказа – своеобразная природная оранжерея: много солнца, высокая влажность, достаточно высокая температура воздуха.
Вот какие виды мы увидим с теплохода. (Показ фотографий г.Сочи).
А на другом берегу Чёрного моря находится Турция, Болгария, Румыния.
- Покажите и назовите, мимо каких населённых пунктов проплываем? (Дагомыс, Лао…, Туапсе. Показ фотографий этих населённых пунктов).
- Джубга, Геленджик, Новороссийск, Анапа – расположены севернее, поэтому растительность меняется, и отличаются виды побережья.
- А сейчас мы проплываем Таманский полуостров – богатейший виноградник России и подходим к Керченскому проливу. Через этот пролив край граничит с Украиной.
Миновав пролив (показать на карте), мы попали в Азовское море. И здесь иначе выглядят берега. На них много плавней, лиманов. (Показ фотоматериалов).
- Какие населённые пункты мы проплываем? (Приморско-Ахтарск, Ейск).
- Итак, с какими зарубежными государствами наш край имеет морские границы?
Нарисуйте у себя в тетради контур Краснодарского края
Рельеф. 1)Поверхность края как бы делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности , почв, животного мира и климата.
2) Равнинная северная часть.
Само слово «равнина» происходит от слова «ровный», «гладкий». С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать землю. Поверхность равнины пересечена реками . Кое –где встречаются курганы- древние надмогильные насыпи.
Найдем на карте Азово- Кубанскую низменность. Эта низменность является равниной. Большая её часть степи. На равнине встречаются возвышения в 10- 12м, а иногда и до 200м высотой - это холмы.
Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками – овраги. Во время таяния снега или сильных дождей ручейки сливаются вместе и образуются бурные потоки. Вода устремляется по склонам в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не сплетенная корнями растений, рытвина легко размывается, расширяется, превращается в овраг.
Каким образом овраги проносят большой вред народному хозяйству? Люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов сажают деревья и кустарники, корни которых препятствуют разрушению верхнего слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Бывает , что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой , кустарниками, превращаясь в балки.
Горы.
«Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал» - знаменитые строки из песни принадлежат В.Высоцкому. Сколько стихов и песен посвящено им. Горы возникли миллионы лет назад. И сейчас еще идут горообразовательные процессы.
Работа картой:
Посмотрите на карту. Каким цветом на карте обозначены горы? Чем выше горы, тем более темный цвет. Найдите на карте Кавказские горы .
Рассказ учителя о Кавказских горах.
К югу от реки Кубань Закавказская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает 1/3 площади края. Многие вершины Кавказских гор покрыты снегами и ледниками. Высокими считаются Фишт, который возвышается над уровнем моря на 2852 метра, Чугуш – 2240 метров. А самая высокая из них - Цахвоа. Её высота - 3345 метров.
Снеговые вершины холодные и величавые, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы. Только альпинисты могут покорить вершины. Но для этого нужно быть сильным, выносливым. Горы своими размерами всегда поражали воображение людей, поэтому с ними связано так много пословиц и поговорок. Попробуйте вставить в текст пословицы и поговорки: «Когда вечером вы сделаете все уроки, вы можете сказать: «Гора свалиласьс плеч», а ведь уроков было много и вам пришлось горы своротить. Но иначе нельзя, ведь я на вас надеюсь как на каменную гору . Хорошо тем, кто живет за горами, за долами . У них там, в сказках, нет ни уроков, а всегда пир горой ! Ноесли вы хорошо сделаете свои уроки, значит, ваши дела пошли в гору! Вот так! Золотые горы я вам не обещаю, но о самих горах расскажу!
Методический комментарий: тексты можно раздать каждому, можно организовать работу в группах, разделив текст на части, а можно устно читать, делая паузы перед поговоркой.
Посмотрите на карту. Через всю территорию протянулись Кавказские горы.
Ниже начинаются субальпийские луга ,которые покрыты высокими травами.
Еще ниже - леса. Сначала хвойные, которые потом переходят в смешанные и лиственные.
Кавказские горы ученые считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. Раньше люди считали , что горы вечны и неизменны. Так ли это? Дожди и ветры помогают разрушать горы. Бывает так , что гора вырастает буквально на глазах. Происходит это , когда рождается вулкан. Кто знает, что такое вулкан?
Вулкан – это гора с отверстием на вершине , из которого если вулкан действующий, извергаются потоки расплавленных пород, лавы.
В нашем крае есть вулканы на Таманском полуострове . Их еще называют грязевыми сопками.
Работа с иллюстрациями, на которых изображены овраг, холм, гора, равнина. Назовите особенности каждой формы поверхности.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей,
Кубанская …(равнина)
Поверхность Краснодарского края делится рекою Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, климата, почв, растительного и животного мира.
Облик Краснодарского края составляют самые плодородные в стране чернозёмные степи, самые величественные и живописные её горы, самые тёплые и прекрасные из её морей.
Азово-Кубанская равнина. Говоря и думая о Кубани, мы вспоминаем прежде всего степи – хлебные поля, залитые ярким солнечным светом, яблоневые и вишнёвые сады со стройными рядами цветущих деревьев. Да, равнины занимают более двух третей поверхности края. Самая большая из них – Азово-Кубанская равнина – расположен к северу от реки Кубань и к востоку от Азовского моря. Удивительно ровная, в зависимости от времени года она меняет свою окраску, покрываясь то белым цветом снежной пелены, то чёрным – свежевспаханной земли, то необычным для глубокой осени и зимы пронзительно-зелёным ковром озимых всходов. И нигде не заметно уклона на этой земле, ибо нельзя увидеть глазом плавное повышение Азово-Кубанской равнины от уровня Азовского моря до подножия Ставропольской возвышенности.
Азово-Кубанская равнина включает в себя Прикубанскую низменность, Приазовскую низменность и Закубанскую низменность.
5-6 сотен лет назад всё это пространство было необъятным морем трав. Азово-Кубанская низменность представляла собой целинную разнотравно-ковыльную степь. Пушистый, как пена, ковыль покрывал необозримые пространства по берегам Кубани и речек.
Ныне степи полностью освоены. И только сохранившаяся по обочинам полей, в балках коренная, дикая растительность позволяет сделать выводы о том, какие растения произрастали здесь раньше.
Поверхность равнины пересечена долинами рек. Каких? Покажите их на карте. Кое-где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи, овраги – глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками (показать фотографии).
На западе к Приазовской низменности примыкает Таманский полуостров.
- Покажите, ребята, его на карте.
Поверхность полуострова холмистая. Достопримечательностью Таманского полуострова являются грязевые вулканы. Полагают, что их здесь около трёх десятков – больших и маленьких. Продукт извержения таких вулканов – грязь, обычно светло-серового цвета с температурой +12+200. она обладает необыкновенными лечебными свойствами.
Равнинно-холмистый рельеф, обилие тепла и света, позволяют выращивать высококачественные сорта винограда. Тамань славится своими виноградниками, площадь которых превышает 24 тыс. га.
Вопросы для закрепления:
- Итак, какая поверхность в северной части края?
- Что включает в себя Азово-Кубанская равнина?
- Дайте характеристику поверхности Таманского полуострова.
А теперь давайте направимся в удивительную горную страну – Большой Кавказ, который занимает южную треть территории края и отделяет равнины севера от Чёрного моря.
Начинаются горы Кавказа (предгорье) двумя пологими возвышенностями у Анапы и Варениковской. Найдите на карте эти населенные пункты. Представьте, что мы продвигаемся на юго-восток. Горная полоса расширяется и повышается, достигая в районе Сочи ширины 180 км и высоты 2.868 м (гора Фишт). Найдите её на карте.
Кавказские горы – самые величественные и живописные. (Показ фотоматериалов, картин художников).
Кавказские горы ученые считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами - это так - горы дошколята (показ Уральских гор на карте). Узнайте, сколько же лет Уральским горам.
В горах есть природный комплекс, который резко выделяется своими неповторимыми чертами даже на фоне разнообразной природы Кавказа.
Это Лагонаки. Они занимают только междуречье Белой и Пшехи. Но на этой относительно небольшой территории поднимаются и громадные высокогорные вершины с ледниками (Фишт – 2.868 м) и средневысотные лесистые хребты, и наклонные плато
Методический комментарий: к обсуждению можно привлечечь рассказы и фотоматериалы учеников, побывавших на экскурсиях в Лагонаки, в Гуамском ущелье, на водопадах горных рек и т.д., мои фото.
5. Закрепление пройденного.
Вопросы для закрепления:
- Какая поверхность преобладает в южной части края? Покажите.
Причерноморье. А сейчас мы отправимся вдоль берега Чёрного моря, от основания Таманского полуострова до реки Псоу, пограничной с Грузией. Здесь тянется Причерноморье. Найдите на карте. Это узкая полоса земли между горами, заросшими густым лесом.
Тёплое Чёрное море согревает и увлажняет его территорию, а горы защищают от холодных ветров зимой и от знойных суховеев летом. Вся эта полоса отличается от других районов края особенной красотой и роскошью природы и является курортной зоной всей страны. Побережье пересекается то отрогами хребтов, то узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Чёрное море. Побережье и горная часть богаты красивыми пейзажами.
Вопросы для закрепления:
- Покажите зону Причерноморья
- Чем можно объяснить особенный климат побережья?
- На контуре Краснодарского края, который вы нарисовали в тетради, надпишите названия равнин и гор.
Просторные степи, волнующиеся морем золотых колосьев, тихие молчаливые плавни, печальные пустыни и чарующие влажные субтропики, яркие высокогорные луга и искрящиеся снежные вершины, беспокойные горные реки. Горы намного живописнее, красочнее равнин. У них третье измерение – глубина и высота. А горные озёра! Они словно изнутри светятся голубизной, в зеркальную гладь их смотрятся заснеженные шапки вершин. Воздух здесь чист и свеж, умиротворённо журчат ручьи, и ничто другое не нарушает девственной тишины… Пожалуй, нигде в другом месте не дышится так легко и свободно, как на берегах горных озёр. И нигде больше не встретишь такого дивного согласия между водой и небом, горами и землёй. Всё это исконное богатство кубанской земли, всё это достойно внимания человека и не должно исчезнуть из памяти. Это наш родной дом, который мы должны сохранить и передать по наследству будущему поколению.
Вопросы для закрепления:
- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось?
- Расскажите, где расположен наш Краснодарский край?
- С кем граничит край по суше? по морю?
Обобщающая беседа о поверхности нашего края.
-Какие формы поверхности есть в нашем крае?
Что такое равнина, холм, овраг, горы ?
Что образует равнину Краснодарского края ? Что вы узнали о горах?
6.Итог урока
-Что узнали нового
- Какие формы поверхности в нашем крае?
7. Домашнее задание: к какому виду относится поверхность твоей местности, понаблюдай и докажи. На нарисованном контуре напишите названия морей, которые его омывают. Отметь город Краснодар. Обозначьте на карте города, мимо которых мы «проплывали», путешествуя по карте; подберите фотографии либо картины кубанских художников с изображением различных форм поверхности в библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки
конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Презентация "Геополитическое положение Краснодарского края"
Данный материал предназначен для использования на уроках кубановедения в 11 классе...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Физико-географическое положение Краснодарского края
Презентация по кубановедению для 8 класса...
План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Аннотация. В данном конспекте урока описаны особенности применения учителем географии здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример приведена методика проведения...
Конспект урока по географии "Географическое положение России" (8 класс)
В предложенном материале представлена методическая разработка урока. Урок - вводный. Изучение нового матариала....