Урок географии 7 класс "Географическое положение и исследование материка Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Цель:
· Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;
· Развивать интерес к изучаемому предмету через проблемное изложение учебного материала;
· Воспитывать любознательность, коллективизм, взаимоуважение.
Оборудование: физическая карта мира и Африки, интерактивная доска, компьютер, глобус, атласы, контурные карты, презентация POWER POINT (приложение 1) электронное приложения к учебнику 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_uchitel_goda.rar | 93.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;
- Развивать интерес к изучаемому предмету через проблемное изложение учебного материала;
- Воспитывать любознательность, коллективизм, взаимоуважение.
Оборудование: физическая карта мира и Африки, интерактивная доска, компьютер, глобус, атласы, контурные карты, презентация POWER POINT (приложение 1) электронное приложения к учебнику 7 класса.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой.
Ребята вы на переменке заполнили таблицу готовности к уроку по пятибалльной шкале. Из нее я вижу…….
Баллы | Деятельность | Ф.И. ученика |
5 баллов | Хочу знать Могу знать Интересно знать, делать | |
4 балла | Я готов к работе | |
3 балла | Я не очень хорошо себя чувствую Мне не все удается на уроке Я не понимаю материал Мне нужна помощь |
- Изучение нового материала
Сегодня мы совершим путешествие с известным персонажем произведения К. И. Чуковского.
Отгадайте:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
На доске появляется доктор Айболит.
Задания к кроссворду.
- Океан, который лежит во всех климатических поясах.
- Неровности земной поверхности
- Россия
- Параллели и …………..
- Самый холодный материк
- Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси его вращению.
А | Т | Л | А | Н | Т | И | Ч | Е | С | К | И | Й | ||||||
Р | Е | Л | Ь | Е | Ф | |||||||||||||
С | Т | Р | А | Н | А | |||||||||||||
М | Е | Р | И | Д | И | А | Н | Ы | ||||||||||
А | Н | Т | А | Р | К | Т | И | Д | А | |||||||||
Э | К | В | А | Т | О | Р |
- Ребята, внимательно посмотрите на кроссворд и скажите, какое слово получилось у вас по вертикали?
- Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Для достижения этой цели я вам предлагаю отправиться в путешествие по Африке. (Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу «Многоликая Африка»)
(Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь)
- Первичное знакомство с Африкой
1. Эмоциональный рассказ учителя с параллельной демонстрацией слайдов № 4-5
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …» (Владимир Корочанцев)
- Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?!
- Действительно, Африка – древний материк, второй по величине материк после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой – Мадагаскар, составляет 30,3 млн кв. самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река мира, самая большая тропическая пустыня, крупнейший массив тропических лесов. Название материка – «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые жили в одном из районов на севере материка.
А сейчас мы с вами познакомимся с историей исследования материка, когда и в какое время и кем был исследован материк (Сообщение ученика).
2. Введение понятия «физико-географическое положение материка»
Почему Африка именно такая, какой знает ее Владимир Корочанцев, какой увидели вы ее на слайд-шоу?
Возможные наводящие вопросы беседы:
- Почему в Африке жарко и не бывает снега?
- Почему в Антарктиде холодно?
- Почему у нас климат разнообразный? (Возможные предположения ребят: - Африку пересекает экватор. - Антарктида находится на полюсе? - Мы живем между экватором и полюсом).
Действительно, особенности природы территории зависят от ее местоположения на Земле. И вы в этом сегодня сможете убедиться сами. (Работая с учебником, ребята убеждаются в том, что изучение каждого материка начинается с географического положения и делают вывод).
- Откройте страницу 318 «Оглавление» в учебнике и скажите о порядке изложения материалов учебника о материках.
Вывод: особенности природы зависят от ее местоположения на планете Земля, т.е. географического положения
- Значит, нам надо познакомиться с положением материка на Земле, т.е. с физико-географическим положением.
- Предположите, какие пункты могут быть в плане характеристики ФГП материка. (Предположения: размеры территории; положение относительно экватора; какие моря и океаны омывают и т.д.)
- На экране появляется типовой план описания (слайд 6).
3. Описание географического положения материка (Слайд № 7)
- А сейчас все вместе опишем ФГП материка. (Работа проводиться фронтально, ребята работают в контурных картах, отмечая особенности географического положения Африки. Один ученик работает на доске).
(работа с контурной картой Африки )
1. Положение материка относительно экватора, тропиков и начального меридиана. На контурной карте Африки обозначьте карандашом экватор (красный цвет), нулевой меридиан (синий цвет), тропики (черный цвет) крайние точки материка и их координаты (простым карандашом). (Экватор пересекает почти посередине, располагается в северном и южном полушарии. Большая часть лежит на северном полушарии. Северный и Южный тропики пересекают материк, большая часть ее территории находится между ними. Начальный меридиан пересекает ее на западе, большая часть лежит в восточном полушарии).
Вывод: Африка лежит в четырех полушариях, большая ее часть располагается между тропиками, по отношению к начальному меридиану в восточном полушарии.
2. Крайние точки материка и их координаты. (На контурной карте Африки обозначить) (Ученик у доски определяет, отмечает точки и записывает их координаты на электронной карте. Совместно с учителем определяют протяженность в градусах по широте и долготе.)
Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.
3.В каких климатических поясах располагается. (По электронной карте определяют пояса и особенности их расположения)
Африка располагается в 7 климатических поясах, 3 из них – субэкваториальный, тропический и субтропический имеются в северном и южном полушариях. (Слайд № 8)
4. Омывающие берега моря и океаны(На контурной карте Африки обозначить моря: Средиземное и Красное ; проливы: Гибралтарский и Мозамбикский ; заливы: Гвинейский и Аденский; Суэцкий перешеек ;о. Мадагаскар; п- ов Сомали ).
Берега материка изрезаны не очень сильно, мало глубоких заливов, омывают два океана, вдоль берегов мало островов, особенно с запада, со стороны Атлантического океана.
5. Расположение относительно других материков (Располагается близко к Евразии, отделен узким Суэцким каналом, а раньше, наоборот был соединен с Суэцким перешейком.
Остальные материки отделены океанами).
Африка – это, по образному выражению Н.Гумилева, «груша» на дереве Евразии.
- Закрепление изученного материала
Тест – неоконченная фраза. (Ученики устно продолжают незаконченную фразу).
- Африка посередине пересекается …
- Начальный меридиан пересекает Африка. с …
- Северная точка материка – мыс …
- Южная точка …
- Восточная крайняя точка …
- Западная крайняя точка …
- Африку омывают океаны …
- Самое соленое море, омывающее берега Африки …
- С севера берега омывается …
- Гвинейский залив расположен с …
- Самый большой остров вблизи берегов материка …
- Полуостров, на котором расположена самая восточная точка материка.
Дополнения: полуостров Сомали называют Африканским рогом.
- Средиземное и Красное моря соединяет …
Дополнение: длина – 160 км, строился 10 лет и был открыт в 1867 году. Канал сокращает путь из Европы в Индию на более чем 6000 км, а в Австралию – 10000 км. Принадлежит Египту.
- Влияние ФГП материка на особенности ее природы (эвристическая беседа)
Итак, карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы и проливы, острова и полуострова. Мы с вами вместе описали географическое положение материка Африка. Помните, вначале урока вы предположили, что особенности природы, наверное, зависят от ее ГП, а сейчас попробуем убедиться в этом. (Прогнозируют влияние ГП Африки на особенности ее природы).
- Главная особенность ГП – материк пересекается экватором посередине. (Влияние на климат: самый жаркий климат, 3 климатических пояса повторяются на обоих полушариях, а экваториальный – один).
- Влияние на распределение осадков. (Работая с климатическими картами, выясняют, что северная часть материка более засушлива, чем южная).
- Почему так? (Близость Африки с северо-востока, конфигурация материка – широкая северная часть, к югу материк сужается, влияние океанов возрастает).
- По физической карте выясните, где более густая речная сеть, а где рек почти нет? Почему?
- Влияет ли ГП на рельеф материка? (Скорее всего влияет, потому что внешние силы природы (колебание температур, ветер, текучие воды) формируют рельеф любой территории. Примеры влияния при затруднении приводит учитель).
Дополнения учителя – Приложение 1.
Демонстрация слайд – шоу с примерами влияния ГП на рельеф.
- Влияние ГП на особенности жизни африканцев.
Слайд – шоу об особенностях жизни африканцев в разных природных зонах (слайды 9-15).
Комментарии учителя.
Физико-географическое положение определяет особенности материка Африка, влияет на все компоненты природы, на все стороны жизни людей.
Вы молодцы. Вы успешно завершили работу! Настало время подвести итоги.
Рефлексия.
Цель: Создать условия для развития у учащихся умения выделять узловые моменты своей деятельности как целого; умения занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности; объективно оценивать свою деятельность и результат этой деятельности на данном уроке.
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
- Домашнее задание. (слайд 16)
Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Я надеюсь, у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческий проект, могут быть индивидуальный и коллективным
Всем: § 24; ответить на вопросы к параграфу.
По собственному желанию и по знаниям и умениям по изученной теме, которые вы определили: Составить малое «кругосветное» путешествие вокруг Африки
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:
- «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».
- «Я понял материал частично».
- «Я ничего не понял»
Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения.
Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.
Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения.
Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | |
Приветствие, эмоциональный настрой. | Подготовка к началу урока |
II. Изучение нового материала | |
1. Первичное знакомство с Африкой | |
1. Эмоциональный рассказ учителя с параллельной демонстрацией слайдов «Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …» (Владимир Корочанцев) - Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?! - Действительно, Африка – второй по величине материк после Евразии, самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река мира, самая большая тропическая пустыня, крупнейший массив тропических лесов. Название материка – «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые жили в одном из районов на севере материка. |
|
Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу «Многоликая Африка» | |
| |
2. Введение понятия «физико-географическое положение материка» | |
Проблемный вопрос и эвристическая беседа на ее основе. |
|
\ Почему Африка именно такая, какой знает ее Владимир Корочанцев, какой увидели вы ее на слайд-шоу? Возможные наводящие вопросы беседы: - Почему в Африке жарко и не бывает снега? - Почему в Антарктиде холодно? - Почему у нас климат разнообразный? Действительно, особенности природы территории зависят от ее местоположения на Земле. И вы в этом сегодня сможете убедиться сами. - Откройте страницу 107 «Оглавление» в учебнике и скажите о порядке изложения материалов учебника о материках. | Возможные предположения ребят: - Африку пересекает экватор. - Антарктида находится на полюсе? - Мы живем между экватором и полюсом. |
Работая с учебником, ребята убеждаются в том, что изучение каждого материка начинается с географического положения и делают вывод. | |
Вывод: особенности природы зависят от ее местоположения на планете Земля, т.е. географического положения | |
- Значит, нам надо познакомиться с положением материка на Земле, т.е. с физико-географическим положением. - Предположите, какие пункты могут быть в плане характеристики ФГП материка. - На экране появляется типовой план описания ФГП материка. |
|
Предположения:
| |
3. Описание географического положения материка (Слайд № 11) | |
- А сейчас все вместе опишем ФГП материка. 1. Положение материка относительно экватора, тропиков и начального меридиана. | Работа проводиться фронтально, ребята работают в контурных картах, отмечая особенности географического положения Африки. Один ученик работает на доске. |
| |
Вывод: Африка лежит в четырех полушариях, большая ее часть располагается между тропиками, по отношению к начальному меридиану в восточном полушарии. | |
2. Крайние точки материка и их координаты. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. |
|
3. В каких климатических поясах располагается. | По электронной карте определяют пояса и особенности их расположения |
Африка располагается в 7 климатических поясах, 3 из них – субэкваториальный, тропический и субтропический имеются в северном и южном полушариях. (Слайд № 12) | |
4. Омывающие берега моря и океаны | На электронной карте подписывает объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д. |
Берега материка изрезаны не очень сильно, мало глубоких заливов, омывают два океана, вдоль берегов мало островов, особенно с запада, со стороны Атлантического океана. | |
5. Расположение относительно других материков |
|
Африка – это, по образному выражению Н.Гумилева, «груша на дереве Евразии. | |
4. Закрепление изученного материала | |
Тест – неоконченная фраза.
Дополнения: полуостров Сомали называют Африканским рогом.
Дополнение: длина – 160 км, строился 10 лет и был открыт в 1867 году. Канал сокращает путь из Европы в Индию на более чем 6000 км, а в Австралию – 10000 км. Принадлежит Египту. | Устно продолжают незаконченную фразу. |
4. Влияние ФГП материка на особенности ее природы (эвристическая беседа) | |
Итак, карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы и проливы, острова и полуострова. Мы с вами вместе описали географическое положение материка Африка. Помните, вначале урока вы предположили, что особенности природы, наверное, зависят от ее ГП, а сейчас попробуем убедиться в этом. | Прогнозируют влияние ГП Африки на особенности ее природы. |
| - Влияние на климат: самый жаркий климат, 3 климатических пояса повторяются на обоих полушариях, а экваториальный – один. |
| - Работая с климатическими картами, выясняют, что северная часть материка более засушлива, чем южная. |
| - Близость Африки с северо-востока, конфигурация материка – широкая северная часть, к югу материк сужается, влияние океанов возрастает. |
|
|
Дополнения учителя – Приложение 1. Демонстрация слайд – шоу с примерами влияния ГП на рельеф. | Скорее всего влияет, потому что внешние силы природы (колебание температур, ветер, текучие воды) формируют рельеф любой территории. Примеры влияния при затруднении приводит учитель. |
Слайд – шоу об особенностях жизни африканцев в разных природных зонах. | Прослушивание предположений и комментарии фотографий слайд-шоу (Слайды № 5,7,9,10)
|
Физико-географическое положение определяет особенности материка Африка, влияет на все компоненты природы, на все стороны жизни людей. | |
Рефлексия . | |
III. Домашнее задание | |
Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Мы надеемся у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, могут быть индивидуальные и коллективные.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».
Разработка урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....
Модульная карта. Географическое положение Евразии. Исследование материка.
Модульная технология. Урок по теме "Географическое положение Евразии. Исследование материка"....
Тема урока: "История открытия и исследования материка Африка".
Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завое...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»...