рабочая программа по географии для 8 класса 2019-2020
рабочая программа по географии (8 класс)
Программа соответствует учебнику: География. География России. Природа и населения. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авт. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, М.: Дрофа, 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_rab._pr_geografiya_8_klass.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская областная школа-интернат естественно-математической направленности ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы
«Утверждаю» | «Согласовано» | «Рассмотрено» |
Директор ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы | Заместитель директора | На заседании кафедры общественных наук |
школы по УВР | _______Самоварова Л.В. | |
_______Машкова М.Г. | _______Лебедева М.С. | Протокол № 1 от |
« » сентября 2019 г | « » августа 2019 г | « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
8 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
на 2019 - 2020 учебный год
Вид программы: _рабочая, общеобразовательная для базового уровня
Учебник (под редакцией) География. География России. Природа и население. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким. – М.: Дрофа, 2015.
Всего часов 68 часов
Количество часов в неделю 2 часа
Составитель:
Учитель географии
Будникова Е.Т.
Долгопрудный, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897.
- Примерная образовательная программа по географии для общеобразовательных учреждений под ред. С.В. Курчиной. (Рабочие программы. География. 5-9 классы./ сост. С.В. Курчина. – 3-е изд.. – М.: Дрофа, 2015).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Учебный план ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы на 2019-2020 учебный год.
Программа соответствует учебнику: География. География России. Природа и населения. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авт. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, М.: Дрофа, 2015.
Цели изучения предмета «география» в основной школе
- знакомство с особенностями природы и населения России;
- формирование у учащихся географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности; установление взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства России.
Для достижения поставленных целей в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину - от локального до глобального;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; - ориентация в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, сопутствующих хозяйственной деятельности населения России;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в 8 классе базового уровня к учебнику «География России. Природа и население. 8 класс. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа рассчитана на 68 часов в год.
Раздел 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 8 класса.
Предметные результаты
Ученик научится:
- определять по карте географическое положение России;
- показывать по карте крайние точки страны;
- определять особенности географического положения и величины территории на природу и освоение территории России;
- показывать границы России и пограничные страны;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ по времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
- наносить на к/к основные формы рельефа;
- показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
- читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;
- показывать реки России на карте;
- приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
- называть главные свойства основных типов почв;
- оценивать и объяснять: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать взаимосвязи между компонентами различных ПТК;
- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России;
- называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане;
- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;
- приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в своей местности;
- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
- называть показатели процесса урбанизации;
- законы и закономерности пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
- основные понятия и термины за курс географии в 8 классе;
- расположение на карте основных географических объектов России;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирование географической картины мира и общей культуры;
- формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Требования к метапредметным результатам в 8 классе
Название темы | УУД | ||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | |
Введение | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
| умение давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи. |
Пространство России | обучение целеполаганию; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | умение давать определения понятиям; обобщать понятия; строить рассуждения; осуществлять сравнение; осуществлять анализ; осуществлять классификацию; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; |
Природа и человек | обучение целеполаганию; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; определять критерии для сравнения фактов , явлений, событий, объектов; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления; выявлять причинно-следствия связи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; |
Население России | обучение целеполаганию; умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | умение давать определения понятиям; обобщать понятия; преобразовывать информацию из одного вида в другой; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
Раздел 2.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
Введение | Зачем мы изучаем географию России. География – один из способов познания окружающего мира. География России и краеведение. Географический взгляд на мир | |
Пространства России | Россия на карте мира. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изучение территории России. | |
Рельеф и недра | Строение земной коры (литосферы) на территории России. Важнейшие особенности рельефа России. Современное развитие рельефа. Использование недр. | |
Климат | Общая характеристика климата России. Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур и осадков. Типы климата нашей страны. Климат и человек. | |
Богатство внутренних вод России | Реки. Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Человек и вода. | |
Почвы – национальное достояние России | Почвы – особое природное тело. География почв России. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв. | |
В природе все взаимосвязано | Понятие о природном территориальном комплексе. Свойства ПТК. Человек и ландшафты. | |
Природно-хозяйственные зоны | Учение о природных зонах. «Безмолвная» Арктика. Чуткая Субарктика. Таежная зона. Болота. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. Лесостепи и степи. Полупустыни, пустыни, субтропики. «Многоэтажность» природных гор. Человек и горы. | |
Природопользование и охрана природы | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Что такое природопользование? Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают охраняемые территории? | |
Сколько нас – Россиян? | Численность населения. Как менялась численность населения России? Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? | |
Кто мы? | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Возрастной состав населения России. | |
Куда и зачем едут люди? | Миграция населения Россиию Внешние миграции – в Россию и из нее. Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Территориальная подвижность населения. | |
Человек и труд | География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Почему в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда? | |
Народы и религии России | Этнический состав населения. Этническая мозаика России. Как объединяются народы по языковому признаку? Каково значение русского языка для народов России и его судьба вне ее? Религии народов России | |
Где и как живут люди? | Плотность населения. Расселение и урбанизация. Города России. Сельская Россия. | |
ПОВТОРЕНИЕ | Повторение изученного материала |
РАЗДЕЛ 3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№ п\п | ТЕМА | Количество часов | Практические работы |
Введение | 1 | - | |
Пространства России | 7 | 2 | |
Природа и человек | 39 | 12 | |
Население России | 17 | 6 | |
Повторение | 1 | - | |
ИТОГО: | 68 | 6 |
РАЗДЕЛ 4.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал. Самостоятельные письменные и контрольные работы.
Самостоятельные письменные и контрольные работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. ли не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
РАЗДЕЛ 5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники:
География. География России. Природа и население. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким. – М.: Дрофа, 2015.
Атласы:
Атлас. География. География России. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.
Контурные карты. География России. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.
- География. 6-9 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2015.
- География. География России. Природа и население. класс. Методическое пособие к учебнику под редакцией А.И. Алексеева "География. География России. Природа и население 8 класс". – М.: Дрофа, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс 2019-2020.
Рабочая программа по технологии (для девочек) 2019-2020....
Рабочая программа по технологии 6 класс 2019-2020.
Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...
Рабочая программа по технологии 7 класс 2019-2020
Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...
Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020
Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020...
Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...