технологическая карта по теме "Атмосферные вихри"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Куулар Сайзаана Сергеевна

помощь молодым специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfernye20vihri20tehnokarta20820klass20.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме:

«Атмосферные вихри»

Учитель географии  Куулар Сайзаана Сергеевна.

      Технологическая карта урока

      Учитель географии: Куулар Сайзаана Сергеевна МБОУ СОШ № 4 им. Б. В. Чульдумовны г. Чадана

  1. 8 класс​ 
  2. Урок по теме «Атмосферные вихри» (п.19)
  3. Урок «открытия» нового знания
  4. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский “География. Физическая география России” 8 класс
  5. Метод обучения: диалогический, работа в группах
  6. Программно-технические средства на уроке: ПК, мультимедийный проектор.

                                                       

Педагогические цели

-познакомить учащихся с синоптической картой;

выяснить признаки понятий «антициклон»«циклон»«атмосферный фронт», а также факторы, способствующие их возникновению и влияние на природу;

расширить знания об особенностях воздушных масс, факторах климатообразующих;

устанавливать связи, прививая интерес к учебному предмету;

развивать навыки работы с различными источниками знаний, осуществлять их анализ и делать выводы.

Образовательные ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015,  климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Атмосферный вихрь, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт, прогноз погоды, метеорологическая станция.

Этапы урока

Деятельность учителя

Слайды

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Мотивационная беседа.  

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Слайд 1

Приветствие учителя, готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Что такое воздушные массы?

-Какое количество воздушных масс функционируют на территории России?  Перечислите их.

1) Что называют атмосферным фронтом? Какие известны вам атмосферные фронты?

2) Какие из существующих атмосферных фронтов проходят по территории современной России?

3) Назовите воздушные массы, разделяющие полярный фронт, арктический фронт.

4) Можем ли мы наблюдать сезонность прохождения фронтов?

Слайд

2-4

2. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос:

Почему атмосферные осадки никогда не формируются в нисходящих потоках воздуха?

Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока.

Отгадать загадку.

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи.

     Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

3. Целеполагания

- Цели урока?

1) Что такое атмосферный вихрь.

2) Какие существуют виды атмосферных вихрей

3) Чем отличается погода при прохождении различных атмосферных вихрей.

4) Что такое прогноз погоды

Записать в тетрадь число и тему урока.

Слайд 6

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

4. «Открытие» нового знания»

Воздушные массы очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.

Понятие “атмосферный фронт”

По географическому положению: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы

Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом

Где располагается полярный фронт зимой?

Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.                        Тёплый фронт

Холодный фронт

Тёплый воздух надвигается на холодный

Тёплый лёгкий воздух, поднимается вверх

Затяжные дожди

Медленное потепление

Холодный воздух надвигается на тёплый

Выталкивает вверх лёгкий тёплый воздух

Ливни, грозы

Быстрое похолодание, ясная погода

Арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы.

Полярный фронт-это полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом. Зимой полярный фронт располагается южнее границ России.

Работа с рисунками в учебнике на стр.115-121

1.Определите, где расположены арктические и полярные фронты над территорией России летом? (Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом)

2. Где расположены арктические фронты зимой? (Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем)

Циклоны и антициклоны

Что это?

Атмосферные вихри, переносят воздушные массы

Как показаны на картах?

Концентрические изобары

Атмосферное давление

Вихрь с низким давлением в центре

Высокое давление в центре

Движение воздуха

От периферии к центру

От центра к окраинам

Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков.

Прогревание и иссушение воздуха

2-3 тыс. км в поперечнике

Скорость перемещения

30-40 км/ч, подвижны

Направление движения

С запада на восток

Место рождения

Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море

Зимой –Сибирский антициклон

Пасмурная погода с осадками

Малооблачная погода, летом –теплая, зимой –морозная

 Зимой над Сибирью часто устанавливается антициклональная погода, что является причиной господства морозных зимних погод.

Слайд    7-19

Ответы учащихся

Южнее границ России

1.Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом

2. Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем

5.Физминутка

Имитация дождя.

Дождь

Лужа

Град

Слайд 20

Выполняют упражнения.

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

В качестве закрепления, предлагаю поделиться на две группы.

Раздаются ватманы, цветные бумаги, клей, ножницы.

1 группа показывают «Пасмурную погоду»

2 группа показывают «Солнечную погоду»

Слайд 21-23

Учащиеся выполняют задания

7.Закрепление

Отрывок из фильма

Разбор заданий ОГЭ

Слайд 24-28

Выполнение заданий ОГЭ

8.Рефлекция

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Что узнали нового?

2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни?

3. Что осталось непонятым?

Оценки

Слайд 29-30

Рефлексируют по заданным вопросам.

9.Домашнее задание

Параграф 18, 19.

Слайд 31

Записывают домашнее задание

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта по теме: «Атмосферные вихри»

Технологическая карта по теме: «Атмосферные вихри»...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...