Методическая разработка урока географии в 5 классе по теме "Мы во Вселенной"
методическая разработка по географии (5 класс)

Методическая разработка урока географии, составленная в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_geografii_v_5_klasse_my_vo_vselennoy.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока

Предмет: география.

Класс 5

УМК  А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5-6 классы.

Тема урока: Мы во Вселенной

 Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

 в результате педагогического взаимодействия обучающиеся

  • дадут определение понятию Солнечная система;
  • расскажут, какие планеты входят в её состав;
  • определят с помощью схемы в учебнике сколько лет Земле;
  • оценят как Солнце и Луна влияют на жизнь Земли.

Метапредметные

Познавательные:

  • смогут находить в учебнике достоверную информацию;
  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;
  •  определять главные объекты и понятия, делать выводы;
  •  строить логически обоснованные рассуждения .  

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в микрогруппе и индивидуально;
  • планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
  • понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
  • осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ;
  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Личностные:

  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор;
  • сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Решаемая учебная проблема: Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?

Основные понятия, изучаемые на уроке:  Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, таблица «Строение Солнечной системы».

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента презентации;
  • самостоятельное конструирование темы урока.

 

Включаются в самостоятельную деятельность:

  • Просмотривают слайды презентации;
  • анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке;
  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых объектов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Земля и вселенная».

Задачи: 1) научить обучающихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.

Цель: обучающиеся смогут выявить ключевые понятия и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;
  • метод самостоятельного конструирования темы.

Содержание урока

Время

Учитель:.демонстрирует фрагмент презентации.

Обучающиеся: просмотривают слайды презентации, видеофрагмент; 

 Учитель: - Проанализируйте увиденное. Выделите ключевые объекты. Определите, как их можно обьединить в одно понятие? Аргументируйте свой ответ.

Обучающиеся делают вывод: анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке: Космос-Вселенная, Солнечная система-Земля. Аргументируют свой ответ на основе выделения ключевых объектов.

 Учитель: - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся: формулируют тему урока.

Учитель подводит итог: Да, сегодня речь пойдет о Земле и Вселенной.

1 мин.

2-3 мин.

Всего:

3-4 мин.

2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке  усвоенных ими ранее знаний:

  • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;
  • самостоятельные выполнения эвристического задания.

Выявляют количество и  качество знаний по изучаемой теме  собственных и партнеров:

  • выполняют эвристическое задание предложенное учителем;
  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
  • оценивают свои знания и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

Цель: создать условия мотивации обучающихся к изучению новой темы

Задачи:

  1. научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией;
  2.  побудить обучающихся к активным действиям в микрогруппе.

Цель: обучающиеся смогут самостоятельно дать понятие Солнечной системы, планет.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;
  • практический метод (упражнение);
  • метод определения понятий;
  •  метод само- и взаимоконтроля.
  •  метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • наглядный метод.

Содержание урока

Время

Учитель: - Как вы думаете, что такое Вселенная? Можно ли из просмотренного видеосюжета найти ответ? Обоснуйте  свой ответ,  работая парами.

Обучающиеся: выстраивают верную цепочку, аргументируют свой ответ.

Задание: -  Рассмотрите таблицу. Как вы считаете, что такое Солнечная система? Дайте определения понятий  планета, звезда.

Обучающиеся: Дают определение понятий.

Учитель: -  Какие процессы в космосе влияют на жизнь нашей планеты?

Учитель подводит итог: Чтобы ответить на этот вопрос, нужны новые знания.

2-3 мин.

2 мин.

Всего:

5-7 мин.

3.

 Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из  текстов учебника. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из научных текстов;
  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Включение в самостоятельную деятельность  по анализу прочитанного самостоятельно текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в микрогруппе (паре).

Формирование навыка работы с информацией. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.

Цель: создать условия для получения знаний по теме урока.

Задачи:

  1. научить обучающихся выявлять влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества читая текст и делать выводы;
  2. сформировать навыки исследования текста.

Цель: обучающиеся смогут выявить влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества (работа в паре) и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;
  • объяснительно-иллюстративный  метод;
  • метод работы с текстом;
  •  метод «Если бы..»;
  • Проблемный метод.

Содержание урока

Время

 Учитель: - Познакомьтесь с  текстом учебника. Ответьте на вопрос: Какое влияние оказывает Солнце(1) и Луна(1) на жизнь Земли и человечества?  Аргументируйте свой ответ.

Обучающиеся: Знакомятся с текстом работая в паре - один изучает влияние солнца другой луны, самое важное выписывают в тетрадь используя символы и сокращения   (опоры по Шаталову). Аргументируют свой ответ, дискутируют при ответе.

Учитель: .Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?(проблемная ситуация)

Обучающиеся: совещаются, высказывают свое мнение, слушают друг друга,  записывают, доказывают, слушают выступления других групп.

Учитель: Совместно с обучающимися делает вывод

12-15 мин.

5-7 мин. на сам. работу

Всего:

20-22 мин.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;
  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем задание;
  • на основе выполнения теста проверяют свои новые  знания

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод тестирования;
  • практический метод;
  • наглядный метод.
  • нндуктивный метод

Содержание урока

Время

Учитель: Посмотрите на экран. Давайте выполним задания теста, проверим и прокомментируем их (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Обучающиеся: Выполняют в паре задание и сверяют ответ с другими парами в ходе обсуждения.

Учитель: Проверяет, корректирует, помогает. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую

5-7мин.

Всего:

7мин.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний по тексту параграфа;
  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества  собственных знаний.

  • определяют объём домашнего задания;
  • выбирают самостятельно задания для закрепления;
  • разрабатывают план своих действий.

Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся  определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • практический метод (рисунок);
  • проблемно-поисковый метод;
  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих заданий в конце параграфа).

Содержание урока

Время

Задание Учитель задает обучающимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму.

Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут  выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении.

По желанию обучающиеся могут выполнить творческие практические задания.

 В тетради нарисовать две окружности (ЗЕМЛЯ) и провести линии экватора для работы на следующем уроке.

Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий.

Учитель  Подводит общий итог проделанной работе в классе.

Презентация: Видеосюжет о Вселенной с космической музыкой

3 мин.

Всего:

3 мин.

Итого:

39-40 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ    

Проверочный тест к  уроку «Мы во Вселенной» 5 класс

1.Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы?

А) звезды

Б) туманности

В) астероиды

Г) планеты

Д) метеориты

Е) спутники

2. Сколько планет вращается вокруг Солнца?

А) 7

Б) 8

В) 9

3. Исключите лишнее:

А) Меркурий, Юпитер, Земля, Венера, Марс;

Б) Меркурий, Солнце, Марс, Юпитер, Нептун;

В) Юпитер, Уран, Земля, Нептун, Сатурн;

4. Наибольшее влияние на Землю оказывают:

А) Венера

Б) Солнце

В) Марс

Г) Луна

5. Солнце расположено от Земли на расстоянии:

А) 150 км

Б)150 тыс.км

В) 150 млн.км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии, 8 класс.

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»Задачи урока:Образовательные1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.2. ...

Методическая разработка урока географии 5 класс. "Рельеф. Горы и равнины"

Урок географии в 5 классе  позволяет детям узнать об основных формах рельефа. Горы и равнины.Сформировать представления  о типах гор и равнин по высоте....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока, география 8 класс, Охрана природы и ООПТ

Открытый урок "Охрана природы и ООПТ России". Урок включает в себя лекционную часть учителя с конспектированием детей, практическую часть для учащихся с работой по поиску информации, защитой...