Методическая разработка урока географии, 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»
Задачи урока:
Образовательные
1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.
2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.
Развивающие
1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.
2. Развивать умение выделять главное, анализировать.
Воспитательные
Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»
169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Мира, д.1
(82151) 3-49-57
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ
169926, Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ул. Юго-Западная, д.5
(82151)5-47-00
Номинация: «Методические разработки по предметам»
Тема урока:
«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»
Методическая разработка урока географии,
8 класс
Автор:
Опонасенко Марина Викторовна,
учитель географии
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Адрес: 169926, Республика Коми,
г. Воркута, пос. Северный,
ул.Цементнозаводская, д. 8, кв. 22
т. (82151) 7-46-35
ВОРКУТА
2010
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ
(слайд № 1)
Цель: ознакомление с особенностями природы Западно - Сибирской равнины
Задачи урока:
Образовательные
1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.
2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.
Развивающие
1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.
2. Развивать умение выделять главное, анализировать.
Воспитательные
Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: проблемно - поисковый.
Форма деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- карты, атласы;
- опорные слова: морена, моренные гряды, Васюганье, Сибирские Увалы, гривы, колки
- таблицы для каждого ученика;
- презентация к уроку
I. Вхождение в тему.
О каких природных объектах идет речь?
- самая высокая вершина России.
- великая река Европы
- вторая по площади равнина мира
- возвышенность, с которой берет начало Волга
- самая высокая вершина Урала
- моренные холмы русской равнины
- древние горы на Русской равнине
- потухший вулкан Кавказа
- главная река Республики Коми
- озеро ледникового происхождения
- самое низкое место на Русской равнине.
- с какими природными комплексами нашей страны мы уже познакомились?
- с каким природным комплексом мы будем знакомиться сегодня? (Западно-Сибирская равнина).
Перед вами лежит таблица:
Я знаю или предполагаю | Хочу знать | Узнал(а) новое |
|
|
|
Заполните первый столбик таблицы - что вы знаете об этой равнине на начало урока.
Заполните второй столбик – что хотели бы узнать.
В течение урока, все что вы узнаете нового, вы будете заносить в третью колонку таблицы.
По какому плану мы изучаем природные комплексы?
- географическое положение
- геологическая история и рельеф
- климат
- внутренние воды
- природная зональность
Это и будет планом сегодняшнего урока. (Слайд №2)
II. Изучение нового материала
...Мы голову Кучуму отсечем! -
Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю!-
Он вынул меч. И боевым мечом
Ударил в землю и разрыхлил землю... (Слайд № 3)
Население Руси давно познакомилось с Сибирью. В середине XVI века на Сибирское ханство повел наступление сын узбекского правителя Кучум. В 60-х годах Кучуму удалось победить сибирских ханов и захватить власть в Сибирском ханстве.
В Приуралье находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1581 году купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, («Ермак» по татарски «котёл» ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.
- сообщение учащегося о походе Ермака
Послушайте стихи одного из поэтов, живущего в Западной Сибири.
Вспоминать тебя мне неохота,
память не тревожа и не зля,
В вечном утонувшая болоте
Западно-Сибирская земля
Нефть, брусника – это позолота,
а за тонким слоем позолот –
Мерзлота и вечные болота,
ужасы погоды круглый год!
В тех краях зимой трещат морозы,
заметают местности снега,
Летом комаров, жару и грозы
терпят озверевшая тайга (Слайд № 4)
Очень емко, в 3 четверостишиях, рассказал поэт о природе этого сурового края.
Почему?
Почему природа Западной Сибири не похожа на природу ранее изученных объектов?
Почему Западную Сибирь считают суровым краем?
Есть следствие, значит должна быть и причина
Причина Следствие
Тектоническое равнинность, заболоченность,
строение полезные ископаемые
Климат заболоченность, суровые зимы, вечная
мерзлота, природные зоны
Работа в группах
1. Группа № 1.
Задание
Группа 1 «Географическое положение» | |
1. Площадь равнины | |
2. Какое место в мире занимает равнина по площади? | |
3. Протяженность равнины с севера на юг. | |
4. Что ограничивает равнину на севере, западе, востоке и юге? | |
5. С каких сторон равнину ограничивают горы? | |
6. Вывод: На какие компоненты природы будет оказывать влияние географическое положение Западно-Сибирской равнины? |
Закрепление (слайд № 5)
ГП (причина) - климат (следствие)
Группа № 2. Тектоническое строение. (Слайды № 6,7)
Группа № 2 «Тектоническое строение» | |||
1. Какая тектоническая структура лежит в основании Западно-Сибирской равнины? (атлас стр. 16) | |||
2. Время образования фундамента плиты? | Палеозой | ||
3. Почему Урал и Западно-Сибирская равнина имеют один возраст, но свершено разные в рельефе? | |||
4. Что происходило с Уралом и Западной Сибирью в разные геологические эпохи? | Урал | Западно-Сибирская равнина | |
KZ MZ PZ | |||
Вывод: На какие компоненты природы будет оказывать влияние тектоническое строение Западно-Сибирской равнины? |
Тектоническое строение (причина) – рельеф (следствие)
Подсказка!!!!
Западно-Сибирская плита – это молодая платформа, формирование фундамента которой завершилось в конце палеозойской эры (PZ), а осадочный чехол накапливался в течение мезозоя (MZ) и кайнозоя (KZ). Складчатый палеозойский фундамент погружен на значительную глубину и покрыт мощным платформенным чехлом из морских и континентальных MZ-KZ отложений, залегающих, почти горизонтально. Лишь в неоген – четвертичный период прогибание рельефа на большей части территории сменилось поднятием ( до 100 м над уровнем моря).
- какой природный комплекс также образовался в палеозое? (Урал).
- Образование Урала и Западно-Сибирской равнины начиналось одновременно. Давным-давно обе эти территории поднялись над поверхностью огромного водного бассейна и были похожи на огромные горные системы: активно шли процессы вулканизма, землетрясения сопровождались образованием разломов в земной коре, извержением магмы на поверхность земли.
- Почему же в настоящее время эти 2 природных комплекса разные в рельефе: горы Урал и равнина?
Ответ: они стали развиваться по-разному.
Урал Западно-Сибирская равнина
PZ - образование PZ образование
MZ разрушение MZ – разрушение, опускание, затопление
KZ разрушение KZ – разрушение, опускание, затопление
KZ, Q вторичное поднятие KZ, Q – слабое поднятие на 100м
до 2000м
Главным природным богатством западной Сибири является нефть.
Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.
Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака. (Слайд № 8)
Сообщение о нефти (Поурочные разработки по географии, 8 класс, М., «Вако»,2004 г., стр.248).
Группа № 3 Формы рельефа (Слайд № 9).
Слайд № 8. Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
А. Фролов
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей – Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м (Слайд № 10)
Группа № 3 «Рельеф» | |
1. Найдите на карте атласа (стр. 46) следующие формы рельефа Западно-Сибирской равнины. Подготовьтесь показать их на карте. | Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Ишимская равнина, Кулундинская равнина. |
2. По учебнику (стр. 189) определите причины плоскости рельефа | 1 2 3 |
3. Какое происхождение имеют Сибирские Увалы? Есть ли на Русской равнине возвышенности такого же происхождения? | |
Вывод: На какие компоненты природы будет оказывать влияние рельеф Западно-Сибирской равнины? |
Рельеф (причина) – климат, внутренние воды (следствие)
Группа № 4.
Климат. (Слайд № 11,12)
Группа № 4 «Климат» | |
1. В каких климатических поясах лежит равнина? | |
2. По учебнику (стр. 190) определите причины суровости климата Западной Сибири | 1 2 3 4 |
3. Как изменяется континентальность климата на равнине? В чем она выражается? | |
4. Как изменился бы климат равнины, если бы горы располагались на востоке равнины? | |
Вывод: На какие компоненты природы будет оказывать влияние климат Западно-Сибирской равнины? |
Климат (причина) – внутренние воды, природные зоны, почвы (следствие)
Группа № 5 Внутренние воды
Группа 5 «Внутренние воды» | |
1. По карте атласа (стр. 46) найдите крупные реки равнины: Обь, Иртыш, Таз, Пур. Правильно покажите их на карте. | |
2. Что узнали о реке Обь? | |
3. Почему реки Сибири самые спокойные? | |
4. Найдите на карте озера Чаны, Кулундинское. Почему эти озера соленые? | |
5. По учебнику (стр. 191) найдите причины образования болот. | |
6. Где расположено самое заболоченное место равнины? Как оно называется? | |
Вывод: какой компонент природы способствует развитию на Западно-Сибирской равнине огромного количества рек, озер, болот? |
(Слайд № 12,13, 14, 15)
Климат, рельеф (причина) – внутренние воды (следствие)
Легенда о возникновении реки Обь
Алтайская равнина лежит средь гор и рек.
Алтая то богатство. Он хан из века в век..
Но главное богатство- красавица Катунь.
Любима дочь, лишь мужа не выбрал толстосум.
Бий проживал с ним вместе, был просто пастухом.
В него Катунь влюбилась, легенда вся о том...
Всё было очень скрытно: отец того не знал
И женихов богатых для доченьки искал.
Любовь, увы, не шутка! Его родная дочь
Однажды убежала, следы их скрыла ночь.
Отец проснулся утром, а дочки рядом нет.
Напрасно все искали,как будто канул след.
Кто беглецов поймает, сказал великий хан,
Тот зятем моим станет, и это не обман!
В погоне его войско. Как беглецов догнать?
Но каждый воин хочет родным для хана стать.
Погоню вдруг почуяв, Катунь стала рекой,
С тех пор все люди видят красавицу такой.
А Бий бежит навстречу, с любимой на века
Соединится хочет, он не пастух - река.
Соединились в вместе, как будто одна плоть,
Река там появилась, назвали её Обь.
Погоня превратилась в туман над той рекой.
Алтай, отец не думал об участи такой.
От горя словно камень, Алтай могучий стал.
Народ Белухой гору в честь той любви назвал.
В голубизну Алтая вглядись, увидишь сам.
Стоит, взгляд привлекая, гора под снегом там.
Группа № 6 Природная зональность
Группа 6 «Природная зональность» | |
1. Какие природные зоны встречаются на равнине? (стр. 192) |
|
2. Какая зона занимает наибольшие площади? Почему? | |
3.Что такое гривы и колки? | |
4. Почему природные зоны широколиственных лесов и степей занимают в Западной Сибири меньшие площади, чем на Русской равнине? | |
Вывод: Почему человек в меньшей степени осваивает Западно-Сибирскую равнину, по сравнению с Уралом, Кавказом и Русской равниной. |
(Слайды 17,18,20,21)
Отношение коренных жителей к природе Сибири (Слайд № 19). (Поурочные разработки по географии, 8 класс, М., «Вако»,2004 г., стр.250)
III. Подведение итогов.
- По таблице.
Я знаю или предполагаю | Хочу знать | Узнал(а) новое |
- Что нового узнали о Западно-Сибирской равнине? (зачитывают записи в третьей колонке)
IV. Д/З
1. Параграф 35.
2. Используя материалы учебника, записи таблицы, запишите благоприятные и неблагоприятные условия, влияющие на проживание и хозяйственную деятельность человека на Западно-Сибирской равнине.
3. Подготовить сообщения: «Васюганье», «Охраняемые территории ЗПР», «Нефть и газ – главное богатство Западной Сибири»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""
Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...