Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"
методическая разработка по географии (11 класс)
Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Япония. Общая характеристика. | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по географии.
Учитель географии МБОУ Озерищенская СОШ Могушковой И.Н.
Предмет | география |
Класс | 11 |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, групповая |
Тема | Япония. Общая характеристика. |
Цель | Формирование представления об особенностях ЭГП природы, населения, культуры, традиций Японии |
Основные термины, понятия | «Ниппон», сегун, сегунат, революция Мэйдзи, сакура, сумо, карате, кимоно, бонсай, икебана, оригами, синтоизм, айкидо, самурай, татами, гайдзины. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление об особенностях ЭГП Японии; - уметь анализировать карты; - сравнивать и делать выводы, - находить и объяснять причинно- следственные связи, - отвечать на проблемные вопросы, - использовать различные источники информации. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, атласе, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Мультимедийный комплекс, презентация «Япония», карты стенные, атласы, учебники, тетради, письменные принадлежности. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Учитель организует класс на восприятие урока. На фоне японской музыки и картин природы Японии учитель начинает урок. | Слушают, запоминают. |
аааактуали | Предметные: - правильно определить название страны; Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен одной из самых загадочных стран мира. О ней европейцы узнали из рассказов Марко Поло. А в России имели представление об этой стране из отчетов русского посла. Эту страну называют «страной наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране: - пальто подает женщина, - руль в машине с правой стороны, -спят на полу, а не в кровати, - траурным является белый цвет, а не черный. Какими только эпитетами не награждали страну: - Страна Восходящего Солнца, - Страна вечной молодости, - Страна цветущей сакуры, - Страна самураев, якудзы и харакири, - Страна икебаны и бонсаи, - Страна каллиграфии и живописи. Определите тему урока. | Обучающиеся предлагают о какой стране идет речь |
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы | Предметные: -определять признаки, характеризующие страну. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | - парная мозговая атака, составление «двойного списка». - Почему Японию называют страной веры в гармонию? | Учащиеся высказывают свои предположения. |
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, почему Японию называют страной гармонии и веры? - Для чего все это вам нужно знать? -По какому плану даем характеристику страны? | Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний. - Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. Учащиеся называют план характеристики. |
Открытие нового знания | Предметные: - объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов. оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР. - составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации. - объяснять причины и следствия «японского парадокса». | Работа в группах Метод «Зигзаг» Класс делится на четыре группы по 4 человека. Другие учащиеся создают экспертную группу. В «родной» группе. Рассчитайтесь на 1,2,3,4. Переходим в «кооперативные группы». Каждая группа получает задание. I группа: познакомится с визитной карточкой Японии; Определить по плану ЭГП Японии; II группа: Природные условия и ресурсы Японии. |
Рельеф. Свыше 3/4 территории занимают возвышенности и горы (главным образом низкие и средневысотные); низменности (крупнейшая — Канто, или Токийская) расположены отдельными участками вдоль побережий. На о. Хоккайдо основные хребты являются продолжением цепей Сахалина и Курильских островов, протягиваясь с севере на юг и с северо-востока на юго-запад; наиболее высокие вершины, расположенные в районе их пересечения, превышают 2000 м {г. Асахи, 2290 м). Равнины занимают не более 15% территории Японии и их окаймляют горы. На Японских островах около 188 вулканов, из них более 40 — действующие. Имеются горячие источники. |
Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | III группа: Население Японии. IV группа: Обычаи, традиции японского народа Учащиеся через 10 мин. Работы в «кооперативных» группах возвращаются в свои «родные» группы. Каждый доносит свою информацию. | Климат Японии влажный, морской. Вследствие значительной протяженности Японии с севера на юг существуют большие климатические различия. На о. Хоккайдо, в Саппоро, средняя температура января —5°С, июля +22°С, на южных японских островах, в Кагосиме, — соответственно +6°С и +27°С, на Окинаве (о-ва Рюкю) — +16°С и +28"С. Общее годовое количество осадков колеблется от немногим менее 1000 мм на востоке Хоккайдо до 3800 мм на некоторых хребтах центрального Хонсю. Недра страны содержат запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд. Флора Примерно 60% площади Японии покрыто лесами. Произрастают 2750 видов растений, в том числе 168 древесных пород. На Японских островах встречаются растения, характерные для тропической, субтропической и умеренной зон. Фауна Водятся японская макака, красномордая обезьяна, медведи, норка, выдра, куница, заяц, белка, японский пятнистый олень, летучие мыши. Много птиц, рептилий, амфибий. Япония- однонациональная страна. Познакомимся с населением Японии: Численность населения 127 100 тыс. чел. (2001 г). Средняя плотность — 319 чел. на 1 км2. Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы 0,5%, и китайцы, особенно в больших городах. По населению Япония занимает 9-е место в мире. Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. Язык японский (государственный), другой язык — айну, многие японцы немного говорят по-английски. Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, — буддизм. Японская система верования — синтоизм Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. Самураи и самурайские мечи есть только в Японии Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Национальная одежда Японцев- Кимоно: В японском языке слово «кимоно» означает «одежда», точнее, национальная одежда, в отличие от европейской, которая называется «ёфуку». «Кимоно» — понятие собирательное, существует несколько их разновидностей: мужские и женские, верхние (фурисодэ - c длинными рукавами и косодэ - с короткими) и нижние, а также домашние и спальные — юката. Икебана и бонсаи издавна украшали японское жилье: Бансай ( в переводе с японского — дерево в горшке; растущий на подносе) — искусство посредством одного или нескольких миниатюрных деревьев показать красоту природы. Человек, занимающийся выращиванием этих крошечных растений, должен быть одновременно художником, чтобы сначала мысленно создать желаемый образ, и хорошим садоводом, чтобы потом воплотить этот образ в живом растении. Бансай - это целая культура выращивания растения в неглубоком сосуде, блюде. “Через малое видеть великое” — основной принцип, который вот уже более тысячи лет используют мастера бансай, умело на небольшом пространстве воспроизводящие бесконечное разнообразие природы. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? ? В чем же состоит вера японцев в гармонию. Проверьте себя.
На уроке вы узнали много нового и интересного. Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста.
Тест. - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 11 классе по теме "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн"
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС и с использованием регионального компонента....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.
Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....